Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Продовольственная безопасность
Дата создания: 30.04.2024 15:23:35
Дата изменения: 27.05.2024 10:11:29
Обеспечение продовольственной безопасности и независимости является одним из приоритетов государственной социально-экономической и аграрной политики Республики Беларусь. Продовольственная безопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасности и необходимое условие обеспечения высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.
Продовольственная безопасность считается достигнутой при таком состоянии национальной экономики и агропромышленного комплекса, при котором независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность продовольствия в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
Ежегодно Национальная академия наук Беларуси проводит мониторинг национальной продовольственной безопасности. Исследование охватывает важнейшие сферы, включая: тенденции развития мирового рынка и обеспечения глобальной продовольственной безопасности; кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы функционирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств — членов ЕАЭС; оценку потенциальных угроз на национальном и региональном уровнях и др.
С учётом выявленных по результатам мониторинга тенденций и факторов ответственными органами государственного управления вырабатываются меры по их регулированию, корректируются направления аграрной и социально-экономической политики.
За 2015–2020 гг. Беларусь смогла значительно укрепить продовольственную безопасность и полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии, однако допускает на национальный рынок до 15 % импортной продукции. Объём производства основных продуктов сельского хозяйства на душу населения см. в таблице 3. Достигнутый уровень собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия позволяет гарантировать физическую доступность для населения продуктов питания в энергетической оценке 3 200–3 300 ккал/чел. в сутки.
Интегральный индекс продовольственной безопасности в 2020 г. по критериям, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 г. № 962 «О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года», составил 1,03. Такой уровень обеспеченности является отправной точкой решения новых задач продовольственной безопасности на 2025 г. и на перспективу до 2030 г. (таблица 29).
Интегральный индекс |
Год |
|||||||||||
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||
Критерии, действовавшие до 15.12.2017 |
Критерии Доктрины |
|||||||||||
Производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
1,63 |
1,58 |
1,07 |
1,16 |
1,13 |
1,14 |
1,18 |
|||||
Энергетической ценности рациона |
0,94 |
0,97 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
0,96 |
|||||
Потребления основных продуктов |
0,99 |
1,01 |
1 |
1 |
1,01 |
1,02 |
1,02 |
|||||
Пищевой ценности рациона (белки, жиры, углеводы) |
0,93 |
0,97 |
0,95 |
0,95 |
0,96 |
0,96 |
0,97 |
|||||
Продовольственной безопасности |
1,09 |
1,11 |
0,99 |
1,01 |
1,01 |
1,01 |
1,03 |
|||||
Примечание. Таблица рассчитана в соответствии с критериями, определёнными в Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Уровень собственного производства достаточен для удовлетворения потребности внутреннего рынка республики: в молоке и молокопродуктах — на 240,8 %, растительном масле — 227,3, сахаре белом — 185,7, мясе и мясопродуктах — 132,8, яйцах — 128,4, картофеле — 111, овощах — на 107,3 %.
Тем не менее в 2020 г. имели место и негативные тенденции. В хозяйствах всех категорий сократился валовой сбор сахарной свеклы в сравнении с 2019 г. на 18,9 %, картофеля — на 14,3 %, производство яиц уменьшилось на 0,5 % (таблица 30).
Продукция |
Год |
Потребность по уровням безопасности |
|
2020 |
критический |
оптимистический |
|
Зерно |
8 770 |
6 000 |
9 000 |
Картофель |
5 231,2 |
5 100 |
6 000 |
Овощи |
1 749,2 |
1 100 |
1 700 |
Плоды и ягоды |
792,4 |
700 |
1 100 |
Рапс |
731,3 |
360 |
600 |
Сахарная свекла |
4 010,9 |
2 410 |
4 970 |
Скот и птица (убойный вес) |
1 285 |
900 |
1 500 |
Молоко |
7 765 |
4 500 |
7 500 |
Рыба |
16,8* |
28 |
33 |
Яйца, млн штук |
3 495 |
2 000 |
2 900 |
*Оценка. |
|||
Примечание. Критический и оптимистический уровни потребности определены в соответствии с Доктриной национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года. В рапсе и сахарной свекле они определены на основе потребностей в масле растительном и сахаре белом. |
Интегральный индекс производства за 2015 г. составил 1,58 (рассчитан на основе критического и оптимистического уровней потребности, определённых в соответствии с Концепцией национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, без учёта параметров производства плодов и ягод, рыбы), в 2016 г. — 1,07, в 2017 г. — 1,16, в 2018 г. — 1,13, в 2019 г. — 1,15, в 2020 г. — 1,18.
В целом продовольственная безопасность Республики Беларусь стабильно обеспечивается по количественным критериям. Существуют перспективы повышения эффективности обеспечения продовольственной безопасности за счёт критерия физической доступности. Вместе с тем сохраняется высокий удельный вес некоторых импортных товаров в розничной торговле (фруктов и орехов, масла растительного, рыбы и морепродуктов, круп, кондитерских изделий). Для Беларуси это продукты критического импорта (таблица 31).
Продукция |
Год |
Отклонение 2020 от 2015, п. п. |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Свежие фрукты и орехи |
13,8 |
10,2 |
8,8 |
9,1 |
8,4 |
7,2 |
−6,6 |
Свежие овощи и грибы |
67,9 |
76,3 |
72 |
74,2 |
76,6 |
75 |
7,1 |
Мясо и мясные продукты |
99,3 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
99,7 |
99,7 |
0,4 |
Из них:
мясо, включая птицу и субпродукты пищевые |
— |
99,7 |
99,9 |
99,8 |
99,9 |
99,9 |
— |
мясные продукты |
99,3 |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
99,6 |
99,6 |
0,3 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
57,9 |
45 |
41,7 |
42,7 |
45,7 |
46,2 |
−11,7 |
Из них:
рыба и продукты из неё |
— |
44,6 |
41,2 |
42,2 |
45,5 |
46 |
— |
консервы и пресервы из рыбы, икра и её заменители |
67,8 |
70,6 |
71,2 |
69,8 |
67,7 |
70,3 |
2,5 |
Сахаристые кондитерские изделия |
73,1 |
64,3 |
61,9 |
58,2 |
50,6 |
48,1 |
−28 |
Сыры |
87,4 |
95 |
95,1 |
94,8 |
92,6 |
92,3 |
4,9 |
Масла растительные |
25,8 |
22,9 |
19,7 |
14,6 |
12 |
12,5 |
−13,3 |
Яйца |
99,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0,2 |
Крупа |
56,7 |
48,3 |
45,3 |
41,5 |
40,6 |
41,4 |
−15,3 |
Мука |
96 |
96,9 |
93,5 |
88,5 |
85,7 |
89,8 |
−6,2 |
Макаронные изделия |
64,6 |
67,2 |
65,2 |
66,9 |
64,2 |
62,6 |
−2 |
Продовольственные товары в целом |
82,2 |
81,6 |
80,8 |
79,6 |
77,5 |
77,1 |
−5,1 |
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Одним из признаков эффективного функционирования продовольственного рынка является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания по качеству и ассортименту. В соответствии с Доктриной уровень достижения рациональных норм потребления пищевых продуктов на душу населения выступает важнейшим целевым индикатором уровня и качества питания населения. Однако в республике сохраняется дифференциация населения по уровню доходов, что обусловливает и его расслоение по уровню питания и потребления продуктов.
Уровень потребления основных продуктов питания не ограничен ресурсами внутреннего рынка, хотя рацион остаётся несбалансированным. На человека в год (в расчёте балансовым методом) в 2019 г. потреблялось 97 кг мяса и мясопродуктов, 246 — молока и молокопродуктов, 12,6 — рыбы, 152 — овощей и бахчевых, 97 кг фруктов и ягод, 264 штуки яиц (таблица 32). В структуре рациона сохраняется избыток высококалорийных продуктов, таких как сахар и растительное масло при недостатке потребления молока, рыбы, хлебопродуктов.
Продукты |
Год |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020* |
|
Мясо и мясопродукты |
90 |
92 |
93 |
94 |
97 |
99 |
Молоко и молокопродукты |
250 |
247 |
253 |
246 |
246 |
248 |
Яйца и яйцепродукты, штук |
280 |
264 |
260 |
259 |
264 |
265 |
Рыба и рыбопродукты |
13,2 |
12,3 |
12,6 |
12,8 |
12,6 |
12,2 |
Масло растительное |
18,5 |
18,3 |
18,1 |
18 |
17,5 |
17,5 |
Сахар |
42,3 |
38,1 |
36,8 |
38,6 |
39,5 |
38,5 |
Хлебопродукты |
86 |
82 |
81 |
80 |
76 |
78 |
Картофель и картофелепродукты |
170 |
171 |
172 |
170 |
175 |
173 |
Овощи, бахчевые и продукты их переработки |
145 |
146 |
153 |
150 |
152 |
154 |
Фрукты, ягоды и продукты их переработки |
79 |
90 |
89 |
82 |
97 |
98 |
*Оценка. |
||||||
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Оценка уровня доступности потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах показала некоторые положительные отклонения в качественной составляющей рациона. Так, в 2020 г. в сравнении с 2019 г. повысилась доступность потребления молока, мяса, яиц, овощей и фруктов.
Потребление продуктов отличается и по категориям домашних хозяйств с различным составом. В сравнении с 2019 г. отмечается увеличение потребления мяса и мясопродуктов в семьях без детей на 2 кг в расчёте на одного человека в год, в семьях пенсионеров — на 3 кг, в семьях с детьми — на 4 кг, молока и молокопродуктов — на 5, 5 и 6 кг соответственно, яиц — на 6, 8 и 4 штуки соответственно, фруктов и ягод — на 1 кг во всех указанных категориях.
Домашние хозяйства с детьми по-прежнему являются наиболее уязвимой группой населения с точки зрения влияния угроз продовольственной безопасности. В семьях с тремя и более детьми в сравнении с семьями, имеющими одного ребёнка, потребляют на 26,2 % меньше молока и молокопродуктов, на 24,2 — овощей и бахчевых, на 24,1 — яиц, на 22,4 — фруктов и ягод, на 20 — рыбы и рыбопродуктов, на 19,8 % — мяса и мясопродуктов. При этом потребление картофеля на 14,2 % выше.
Дифференциация экономической доступности в большей степени проявляется через различия потребительских расходов у разных групп населения. В среднем за месяц на продукты питания, включая питание вне дома, в 2020 г. одно домашнее хозяйство Республики Беларусь расходовало 39,1 % всех потребительских расходов, что на 0,4 п. п. выше уровня 2019 г. Значение показателя ежегодно превышает допустимую Доктриной величину (35 %). В 2020 г. отклонение индикатора составило 4,1 п. п., в т. ч. в городах и посёлках городского типа — 4 п. п., сельской местности — 4,3 п. п. Недостаточная экономическая доступность продуктов пока является сдерживающим фактором совершенствования рациона и повышения культуры питания населения (таблица 33).
Индикатор |
Допус-тимое значение |
Год |
Отклонение от допустимо-го значения в 2020, п. п. |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, % |
Не более 35 |
41,5 |
40,7 |
38,9 |
38,7 |
39,1 |
+4,1 |
Из них: |
41,2 |
40,5 |
38,7 |
38,4 |
39 |
+4 |
|
в городах и посёлках городского типа |
|||||||
сельской местности |
43 |
41,2 |
39,6 |
39,6 |
39,3 |
+4,3 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году |
Не менее 102,2 |
93,1 |
102,8 |
107,9 |
106,1 |
104,6 |
+2,4 |
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности, % |
Не более 5,5 |
5,7 |
5,9 |
5,6 |
5 |
4,8 |
+0,7 |
Из них: |
4,2 |
4,6 |
4,4 |
4 |
3,7 |
—2 |
|
в городах и посёлках городского типа |
|||||||
в сельской местности |
Не более 8 |
10 |
9,8 |
9,3 |
8 |
8,1 |
+0,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % к численности экономически активного населения |
Не более 2 |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
—1,8 |
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Задачи в области обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства на перспективу требуют принципиально новых решений. Ставится задача повышения экономической доступности продуктов, насыщения внутреннего рынка отечественными товарами высокого качества, улучшения продовольственного снабжения сельских территорий.