Агропромышленный комплекс

Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций

Дата создания: 11.04.2024 17:13:21

Дата изменения: 26.03.2025 08:55:03

Основное место в производстве сельскохозяйственного сырья в республике принадлежит сельскохозяйственным организациям, в составе которых на 1 января 2021 г. насчитывалось 1 428 хозяйств. В соответствии с утверждённым классификатором форм и видов собственности ОКРБ ⁠002⁠–⁠2019 (введён в действие с 1 января 2021) для отечественного сельского хозяйства характерно преобладание организаций частной формы собственности (на 1 января 2021–73,4 % от общего количества, из которых с долей государственной собственности — 41,8 %), государственная собственность — 21,7 %, иностранная собственность — 4,9 %.

В структурном отношении в общей численности сельскохозяйственных организаций на долю хозяйственных обществ приходится 65,8 %, унитарных предприятий — 31,4 %, производственных кооперативов — 2,8 %.

В АПК постоянно проводится работа по реформированию убыточных, неплатёжеспособных сельскохозяйственных организаций с целью их финансового оздоровления. Эти мероприятия осуществляются в соответствии с принятыми указами Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса»; от 14 июля 2016 г. № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества “Агентство по управлению активами”»; от 2 октября 2018 г. № 399 «Офинансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций»; от 25 февраля 2020 г. № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области» и ряда других.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» общая численность сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, составляла 277 объектов (в т. ч.: по Брестской области — 20 организаций, Витебской — 55, Гомельской — 44, Гродненской —36, Минской — 77, по Могилёвской области — 45 организаций). В региональном аспекте, в рамках досудебного оздоровления 47,3 % объектов находятся в Минской и Витебской областях (таблица 10).

Таблица 10. Сельскохозяйственные организации, подлежащие реформированию в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 по состоянию на 1 января 2024 г.

Область

Количество организаций, подлежащих финансовому оздоровлению по указу № 399, всего

В т. ч. в процедуре

досудебного оздоровления

экономической несостоятельности (банкротства)

Брестская

20

20

Витебская

55

55

Гомельская

44

44

Гродненская

37

36

1

Минская

78

77

1

Могилёвская

45

45

Всего

279

277

2


Для принятия решений и формирования перечня объектов, подлежащих досудебному оздоровлению либо экономической несостоятельности (банкротству), использованы основные критерии, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платёжеспособности субъектов хозяйствования». К организациям, у которых неплатёжеспособность приобретает устойчивый характер, относятся организации, где в течение четырёх кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значения менее 1,5 и 0,2 соответственно; имеет устойчивый характер — организации, у которых в течение четырёх кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значения менее 1,5 и 0,2 соответственно, и наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 1. В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2024 г. № 159 к неплатёжеспособным организациям относятся объекты, имеющие высокую или критическую степень риска наступления банкротства.

Акционирование рассматривается как наиболее приемлемая форма проведения финансовой и имущественной реструктуризации путём привлечения внешних инвесторов, вложения государственных инвестиций, проведения дополнительной эмиссии акций, конвертации акций в долги и т. д.

Сравнительная оценка финансового положения сельскохозяйственных акционерных обществ в зависимости от доли государства в их уставных фондах, а также основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции и выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки, показывает, что колебания фактических показателей платёжеспособности незначительные, без выраженного чёткого преобладания, т. е. доля государства в уставных фондах не выступает основным критерием сложного экономического положения организаций.

В рамках досудебного оздоровления по перечню организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, предусматривается комплекс государственных преференций согласно утверждённым бизнес-планам. В частности, речь идёт о рассрочке обязательств на 5 лет в Фонд социальной защиты населения, на 3 года — по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет, по возврату бюджетных займов, процентов по ним, отсрочки (рассрочки) по договорам финансового лизинга сроком на 5 лет и др.

ОАО «Агентство по управлению активами» наделено полномочиями по предоставлению отсрочки (рассрочки) погашения основного долга по переданным ему кредитам. В частности, установлена отсрочка до 1 года с рассрочкой до 7 лет. Процентная ставка за пользование кредитами установлена в размере 3 % в год. Реализация соответствующего механизма позволит «расчистить» балансы кредитующих банков и высвободить источники для кредитования платёжеспособных сельскохозяйственных организаций.

Среди дополнительных организационных мотивационных мер досудебного оздоровления выделено 7 моделей реформирования:

  • реорганизация предприятий путём присоединения, слияния, выделения;

  • сдача предприятий как имущественных комплексов в аренду с последующим правом выкупа;

  • передача предприятий, акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям с последующим правом выкупа по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности сельскохозяйственной организации;

  • передача полномочий исполнительного органа (руководителя) сельскохозяйственной организации по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему) с правом последующего выкупа управляющей организацией (управляющим) имущественного комплекса этой сельскохозяйственной организации по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности сельскохозяйственной организации;

  • продажа предприятий как имущественных комплексов, а также принадлежащих административно-территориальной единице акций (долей в уставных фондах) сельскохозяйственной организации путём проведения конкурса или аукциона;

  • безвозмездная передача в собственность руководителя организации 25,01 % акций (долей в уставном фонде), эмитированных сельскохозяйственной организацией при достижении по результатам истечения пятилетнего периода реализации бизнес-плана эффективной деятельности (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платёжеспособности);

  • безвозмездная передача предприятий из республиканской собственности в коммунальную, или наоборот.

Как результат, по состоянию на 1 января 2024 г. в 90 % хозяйств, подлежащих досудебному оздоровлению, платёжеспособность восстановлена. Численность убыточных сельскохозяйственных организаций снижается.

В целях дальнейшего совершенствования механизма оздоровления сельскохозяйственных организаций предлагаются следующие меры:
     

  • проведение эмиссии акций дополнительного выпуска — увеличения (образования) доли в уставном фонде — в пределах суммы образовавшейся задолженности;

  • предоставление отсрочки на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет (для банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» — отсрочки до 3 лет с последующей рассрочкой до 5 лет) в соответствии с утверждёнными бизнес-планами;

  • заключение соглашений с кредиторами на изменение условий требования денежного обязательства по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному законодательством;

  • дополнительная эмиссия местными исполнительными и распорядительными органами облигаций, номинированных в белорусских рублях, с последующей их продажей банкам и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для целей приобретения активов, сформированных на сумму задолженности (части задолженности) по кредитным договорам, заключённым банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с сельскохозяйственными организациями, либо передачи указанных активов в ОАО «Агентство по управлению активами» со сроком обращения не более восьми лет, с погашением ежеквартально равными долями, начиная с квартала, следующего за кварталом эмиссии облигаций, с ежеквартальной уплатой процентного дохода.

В контексте реализации указа № 70 в Витебской области созданы 6 агропромышленных объединений (АПО), в состав которых вошли 134 участника (рис. 4), в т. ч.: 114 сельскохозяйственных организаций, 20 — агропромышленные, сервисные, торговые, а также иные организации. Центральное место в регулировании деятельности АПО принадлежит ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты».


Рис. 4. Агропромышленные объединения Витебской области на 1 января 2024 г.
Рис. 4. Агропромышленные объединения Витебской области на 1 января 2024 г.