Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
Дата создания: 11.04.2024 17:13:21
Дата изменения: 23.04.2024 16:47:51
Основное место в производстве сельскохозяйственного сырья в республике принадлежит сельскохозяйственным организациям, в составе которых на 1 января 2020 г. насчитывалось 1 382 хозяйства. В соответствии с утверждённым классификатором форм и видов собственности ОКРБ 002–2019 (введён в действие с 1 января 2021) для отечественного сельского хозяйства характерно преобладание организаций частной формы собственности (на 1 января 2020 — 73,5 % от общего количества, из которой с долей государственной собственности — 42,2 %), государственная собственность — 22 %, иностранная собственность — 4,5 %.
В структурном отношении в общей численности сельскохозяйственных организаций на долю хозяйственных обществ приходится 64,8 %, унитарных предприятий — 32,5 %, производственных кооперативов — 2,7 %.
В АПК постоянно проводится работа по реформированию убыточных, неплатёжеспособных сельскохозяйственных организаций с целью их финансового оздоровления. Эти мероприятия осуществляются в соответствии с принятыми указами Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса»; от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций»; от 14 июля 2016 г. № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества “Агентство по управлению активами”»; от 2 октября 2018 г. № 399 «Офинансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций»; от 25 февраля 2020 г. № 70 «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области» и ряда других.
По результатам оценки финансового состояния организаций и утверждённых бизнес-планов развития организаций на 5 лет постановлением Совета Министров от 31 октября 2016 г. № 889 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253» утверждён перечень 425 предприятий со сложным экономическим положением, из которых 323 подлежат досудебному оздоровлению и 102 — экономической несостоятельности (банкротству). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» решениями областных исполнительных комитетов сформирован перечень организаций, подлежащих досудебному оздоровлению общей численностью 279 объектов (в т. ч.: по Брестской области — 25 организаций, Витебской — 75, Гомельской — 48, Гродненской — 28, Минской — 79, по Могилёвской области — 24 организации). В региональном аспекте, в рамках досудебного оздоровления 50,2 % объектов находятся в Минской и Витебской областях, а в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) — 62,5 % объектов в Гродненской области (таблица 10).
Область |
Количество организаций, подлежащих финансовому оздоровлению по указам № 253 и № 399, всего |
В т. ч. в процедуре |
|
досудебного оздоровления |
экономической несостоятельности (банкротства) |
||
Брестская |
37 |
34 |
3 |
Витебская |
78 |
78 |
— |
Гомельская |
71 |
71 |
— |
Гродненская |
57 |
42 |
15 |
Минская |
128 |
126 |
2 |
Могилёвская |
59 |
55 |
4 |
Всего |
430 |
406 |
24 |
Для принятия решений и формирования перечня объектов, подлежащих досудебному оздоровлению либо экономической несостоятельности (банкротству), использованы основные критерии, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платёжеспособности субъектов хозяйствования». К организациям, у которых неплатёжеспособность приобретает устойчивый характер, относятся организации, где в течение четырёх кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значения менее 1,5 и 0,2 соответственно; имеет устойчивый характер — организации, у которых в течение четырёх кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значения менее 1,5 и 0,2 соответственно, и наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 1.
Акционирование рассматривается как наиболее приемлемая форма проведения финансовой и имущественной реструктуризации путём привлечения внешних инвесторов, вложения государственных инвестиций, проведения дополнительной эмиссии акций, конвертации акций в долги и т. д.
Сравнительная оценка финансового положения сельскохозяйственных акционерных обществ в зависимости от доли государства в их уставных фондах, а также основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции и выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки, показывает, что колебания фактических показателей платёжеспособности незначительные, без выраженного чёткого преобладания, т. е. доля государства в уставных фондах не выступает основным критерием сложного экономического положения организаций.
В рамках досудебного оздоровления по перечню организаций, утверждённому Советом Министров Республики Беларусь, предусматривается комплекс государственных преференций согласно утверждённым бизнес-планам. В частности, речь идёт о рассрочке обязательств на 5 лет в Фонд социальной защиты населения, на 3 года — по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет, по возврату бюджетных займов, процентов по ним, отсрочки (рассрочки) по договорам финансового лизинга сроком на 5 лет и др.
В июле 2016 г. создано ОАО «Агентство по управлению активами», которому передана проблемная задолженность банков по кредитам неплатёжеспособных сельскохозяйственных организаций. Агентство наделено полномочиями по предоставлению отсрочки (рассрочки) погашения основного долга по переданным ему кредитам. В частности, установлена отсрочка до 1 года с рассрочкой до 7 лет. Процентная ставка за пользование кредитами установлена в размере 3 % в год. Реализация соответствующего механизма позволит «расчистить» балансы кредитующих банков и высвободить источники для кредитования платёжеспособных сельскохозяйственных организаций.
Среди дополнительных организационных мотивационных мер досудебного оздоровления выделено 7 моделей реформирования:
-
реорганизация предприятий путём присоединения, слияния, выделения;
-
сдача предприятий как имущественных комплексов в аренду с последующим правом выкупа;
-
передача предприятий, акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям с последующим правом выкупа по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности сельскохозяйственной организации;
-
передача полномочий исполнительного органа (руководителя) сельскохозяйственной организации по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему) с правом последующего выкупа управляющей организацией (управляющим) имущественного комплекса этой сельскохозяйственной организации по результатам реализации бизнес-плана при условии достижения эффективной деятельности сельскохозяйственной организации;
-
продажа предприятий как имущественных комплексов, а также принадлежащих административно-территориальной единице акций (долей в уставных фондах) сельскохозяйственной организации путём проведения конкурса или аукциона;
-
безвозмездная передача в собственность руководителя организации 25,01 % акций (долей в уставном фонде), эмитированных сельскохозяйственной организацией при достижении по результатам истечения пятилетнего периода реализации бизнес-плана эффективной деятельности (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платёжеспособности);
-
безвозмездная передача предприятий из республиканской собственности в коммунальную, или наоборот.
Как результат, по состоянию на 1 января 2021 г. в 90 % хозяйств, подлежащих досудебному оздоровлению, платёжеспособность восстановлена, в 10 % наметились положительные тенденции восстановления платёжеспособности. Численность убыточных сельскохозяйственных организаций снижается.
В целях дальнейшего совершенствования механизма оздоровления сельскохозяйственных организаций предлагаются следующие меры:
-
проведение эмиссии акций дополнительного выпуска — увеличения (образования) доли в уставном фонде — в пределах суммы образовавшейся задолженности;
-
предоставление отсрочки на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет (для банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» — отсрочки до 3 лет с последующей рассрочкой до 5 лет) в соответствии с утверждёнными бизнес-планами;
-
заключение соглашений с кредиторами на изменение условий требования денежного обязательства по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному законодательством;
-
дополнительная эмиссия местными исполнительными и распорядительными органами облигаций, номинированных в белорусских рублях, с последующей их продажей банкам и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для целей приобретения активов, сформированных на сумму задолженности (части задолженности) по кредитным договорам, заключённым банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» с сельскохозяйственными организациями, либо передачи указанных активов в ОАО «Агентство по управлению активами» со сроком обращения не более восьми лет, с погашением ежеквартально равными долями, начиная с квартала, следующего за кварталом эмиссии облигаций, с ежеквартальной уплатой процентного дохода.
В контексте реализации указа № 70 в Витебской области созданы 7 агропромышленных объединений (АПО), в состав которых вошли 142 участника (рис. 4), в т. ч.: 111 сельскохозяйственных организаций, 7 головных перерабатывающих организаций, 24 агропромышленные, сервисные, торговые и иные организации.
Для упорядочения системы управления райисполкомам области предложено обеспечить передачу полномочий исполнительного органа (руководителя) 98 сельскохозяйственных организаций сырьевых зон 30 управляющим организациям. Это изменяет статус руководителей сельскохозяйственных организаций сырьевых зон. Их оперативная и хозяйственная самостоятельность будет ограничена в рамках административно-территориальной единицы. Центральное место в регулировании деятельности субъектов сырьевых зон принадлежит ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты».