Агропромышленный комплекс

Государственная поддержка АПК

Дата создания: 26.04.2024 11:46:30

Дата изменения: 30.04.2024 14:19:02


Мировой опыт свидетельствует, что рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в настоящее время предопределяется главным образом уровнем и мерами государственной поддержки, при условии её эффективного использования. Нерациональное сокращение государственной поддержки может привести к финансовой неустойчивости агропромышленного комплекса, росту обязательств и, как следствие, к падению уровня производства и качества продукции.

Государственная поддержка аграрной сферы в Республике Беларусь является одной из основных составляющих аграрной политики, направленной на повышение эффективности АПК, которая выстраивается исходя из национальных интересов и выражается в нормах белорусского законодательства и ненормативных правовых актах.

В Республике Беларусь основные направления и стратегию оказания государственной поддержки аграрной сферы определяют Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике» и Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы, принятая постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2021 г. № 59.

В период реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы обеспечена продовольственная безопасность страны, значительно повышена конкурентоспособность АПК на международном уровне, что определило продолжение реализации мероприятий на следующие годы.

Государственная поддержка предоставляется как посредствам прямых, так и косвенных мер. Прямые меры реализуются посредством финансирования за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов: общегосударственных мероприятий; непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства; расходов, связанных с предоставлением субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, субсидий на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами при предоставлении кредитов на льготных условиях.

Косвенные меры не предусматривают прямое расходование бюджетных средств и включают:

  • применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве в соответствии с законодательством;

  • реструктуризацию — предоставление отсрочки (рассрочки) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, банками и иными организациями;

  • предоставление в соответствии с законодательством гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства;

  • регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие в соответствии с законодательством;

  • осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с законодательством.

Также могут быть предусмотрены и другие меры в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность в 2019 г. составили 2 075 млн руб. (рис. 7). При этом расходы на поддержку отрасли в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и компенсации потерь банков по льготным кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования, сократились почти в 3 раза и составили 225 млн руб.

Рис. 7. Государственная поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь
Рис. 7. Государственная поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь

За 2015–2019 гг. бюджетные расходы, направленные на сельское хозяйство относительно всех расходов бюджета и части, направленной на национальную экономику, сократились с 7,8 до 5,8 % и с 50 до 37,4 % соответственно (рис. 8).

Рис. 8. Динамика доли расходов бюджета на сельское хозяйство
Рис. 8. Динамика доли расходов бюджета на сельское хозяйство

Стабильный экономический рост в отрасли позволил сократить государственную поддержку относительно полученной валовой добавленной стоимости до 23 %. Данный уровень значительно ниже, чем в ЕС (рис. 9); в Польше, Германии, Франции (лидеры по производству сельскохозяйственной продукции) он составляет более 27 %.

Рис. 9. Сравнительная динамика соотношения государственной поддержки и валовой добавленной стоимости сельского хозяйства Республики Беларусь и Европейского союза, %
Рис. 9. Сравнительная динамика соотношения государственной поддержки и валовой добавленной стоимости сельского хозяйства Республики Беларусь и Европейского союза, %

Активное участие Беларуси в процессах региональной и мировой экономической интеграции повлекло необходимость принятия на себя ряда обязательств в сфере государственной поддержки, которые привели к перестроению механизма её оказания.

В настоящий момент существуют международные обязательства Республики Беларусь в сфере государственной поддержки сельского хозяйства в рамках Евразийского экономического союза, которые страна выполняет в полном объёме. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства), меры государственной поддержки сельского хозяйства подразделяются: на меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю; меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие на торговлю; меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю.

Затягивание сроков присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО) приводит к появлению возможных рисков ужесточения международных обязательств по правилам и условиям предоставления государственной поддержки при присоединении к ВТО.