Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
Дата создания: 29.04.2024 13:40:09
Дата изменения: 30.04.2024 14:43:21
Социальная политика в белорусском селе строится в соответствии с законами Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395 З «О социальном обслуживании» и от 4 января 2010 г. № 108 З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Установлены основы правового регулирования системы социального обслуживания и развития инфраструктуры, определены источники финансирования, порядок предоставления и получения социальных услуг. В финансировании развития социальной инфраструктуры в настоящее время наиболее распространённым является метод привлечения средств коммерческих организаций на долевых началах.
Важное значение для развития сельской социальной инфраструктуры имеет Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных стандартах» (1999), определивший правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закреплённых Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. С целью системного решения задачи по обеспечению социальными стандартами жителей деревни была принята Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы.
В настоящее время приоритетными направлениями в социальной сфере являются: повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения; совершенствование инфраструктуры сельских населённых пунктов; развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности; модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности; повышение качества образования; улучшение медицинского обслуживания сельского населения; развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов; развитие физической культуры, спорта и туризма на селе; улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения.
В целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации людей для проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села сформирован качественно новый тип сельских поселений — агрогородки.
Агрогородок — благоустроенный населённый пункт, в котором созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нём населению и жителям прилегающих территорий: центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее); центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования); улицы с твёрдым покрытием; сеть дорог, связывающих агрогородок с населёнными пунктами в зоне обслуживания; пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами; объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи; торгово-закупочные объекты потребительской кооперации; филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания; структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения; дошкольные учреждения и школы; спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства; амбулатории врача общей практики; пожарные аварийно-спасательные депо и посты; объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы); учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т. д.), центры традиционных народных промыслов и ремёсел; юридические услуги населению, включая нотариальные.
Агрогородки созданы на основе крупных деревень, где расположены административные центры сельских Советов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций, более высокая численность населения, сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры. Количество их равномерно распределено по регионам республики. Создан и функционирует 1 481 агрогородок, в т. ч. в Брестской области — 221, Витебской — 256, Гомельской — 238, Гродненской — 239, Минской — 325, в Могилёвской области — 202.
Проведены мероприятия по оптимизации сети сельских учреждений культуры, внедрению рациональных схем их территориального размещения с учётом конкретной социально-демографической ситуации. В агрогородках и крупных населённых пунктах созданы социально-культурные комплексы, включающие клуб, библиотеку, детскую школу искусств и др.
В целях повышения доступности для сельского населения квалифицированной медицинской помощи осуществлялась реорганизация сельских учреждений здравоохранения в амбулатории общей врачебной практики. Это коснулось участковых больниц, которые не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям и имели слабую материально-техническую базу. Часть участковых больниц перепрофилирована в больницы сестринского ухода, которые созданы в основном для одиноких стариков, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в медицинском наблюдении и уходе. Для планирования сети таких больниц принят норматив — одна койка на 1 000 человек населения.
Укреплена материально-техническая база физической культуры и спорта в сельской местности. Количество физкультурно-спортивных сооружений увеличилось на 19,5 %. Общая численность занимающихся физкультурой и спортом составляет около 17 % от общего числа сельских жителей.
Богатый природный потенциал Беларуси (20 тыс. рек, 10 тыс. озёр; 36 % территории страны занимают леса, 7 % — национальные парки) способствует развитию агроэкотуризма.
Показатель |
Год |
2019 к 2000, в % |
||||
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2019 |
||
Удельный вес общей площади, оборудованной: водопроводом |
26,2 |
33,6 |
40,4 |
52,7 |
54 |
206,1 |
канализацией |
21,6 |
29,2 |
36,3 |
49,6 |
51 |
236,1 |
центральным отоплением |
18,9 |
26,5 |
33,8 |
45,6 |
48,1 |
254,5 |
газом |
88,5 |
91,9 |
93,5 |
94,9 |
94,8 |
107,1 |
ваннами (душем) |
9,7 |
21 |
29,8 |
42,9 |
43,5 |
448,4 |
За 2000–2019 гг. в результате осуществления целенаправленной государственной социальной политики на селе благоустройство жилищного фонда улучшилось примерно в 2 раза; более половины жилья на селе имеет такое же инженерное обустройство, как и в городе. Повышение качества жилья существенно улучшило условия жизни на селе. В агрогородках комфортность жилья не отличается от городских квартир (таблица 21).
Торговля на селе осуществляется торговыми организациями всех форм собственности, включая и индивидуальных предпринимателей. Развита сеть электросвязи общего пользования. Стационарную телефонную связь имеют 99 % сельских населённых пунктов. Доступно оказание услуг сотовой электросвязи (99,9 %). В 2020 г. интернет-пользователями являлись свыше 70 % жителей села.
Развитие основных отраслей социально-культурного и жилищно-бытового комплексов свидетельствует о планомерном и устойчивом развитии сельских населённых пунктов Республики Беларусь и градообразующих сельскохозяйственных организаций.