Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Инновационное развитие АПК
Дата создания: 29.04.2024 15:33:26
Дата изменения: 23.05.2024 15:32:15
Нормативно-правовое обеспечение инновационного развития АПК. В Республике Беларусь за последние 20 лет реализован ряд государственных программ развития научно-инновационной деятельности и инновационного развития, в т. ч.:
-
Программа развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 № 143);
-
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утверждённая Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (в редакции от 12 мая 2009 № 241);
-
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 (в редакции от 9 декабря 2015 № 1023);
-
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утверждённая Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 (в редакции от 13 июня 2018 № 236).
Действуют нормативные правовые акты, регулирующие различные аспекты инновационной деятельности. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105‑XII «Об основах государственной научно-технической политики» (в редакции от 4 января 2021 № 74‑З) является основополагающим нормативным правовым актом в научно-технической сфере, предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной и научно-технической деятельностью, регулирует отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной и научно-технической деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики, и определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений, и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной и научно-технической деятельности.
Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» (в редакции от 12 марта 2018 № 105) определяет порядок создания и основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.
Указы Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (в редакции от 21 февраля 2014 № 92) и от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» (в редакции от 28 декабря 2017 № 467) приняты в целях активизации и стимулирования эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в Беларуси.
Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148‑З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (в редакции от 9 января 2018 № 91‑З) направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425‑З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (в редакции от 11 мая 2016 № 364‑З) направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР‑2030; одобрена протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 № 10) является документом долгосрочного характера, определяющим цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. НСУР‑2030 призвана устранить имеющиеся дисбалансы и создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех территориальных уровнях с целью равновесия между социальным, экономическим и экологобезопасным развитием страны.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 № 743) представляет собой документ, определяющий основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства (МСП), направленный на увеличение его вклада в результаты социально-экономического развития страны. Стратегией определяются приоритетные направления развития МСП на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создания благоприятных условий формирования и функционирования предпринимательской среды, обеспечения согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса.
Стратегия «Наука и технологии: 2018–2040», утверждённая постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси от 26 февраля 2018 г. № 17, определяет: ключевые черты будущей интеллектуальной экономики и новые контуры её производственной системы; базовые основания, цели, задачи и приоритеты развития научно-технологической сферы; основные направления государственной политики в науке и инновационной деятельности и инструменты стимулирования научно-технологического развития национальной экономики на период до 2040 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 27 мая 2019 г. № 197 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» устанавливает, что с 1 января 2021 г. государственная политика в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности формируется в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, которые определяются на основе Концепции национальной безопасности и Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, а также на основе результатов комплексного прогноза научно-технического прогресса Беларуси на соответствующий период. Разрабатываются Государственным комитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук Беларуси совместно с заинтересованными до 1 марта года, предшествующего новому пятилетнему периоду.
Таким образом, нормативно-правовое обеспечение инновационного развития АПК постоянно совершенствуется и является важным условием дальнейшего устойчивого развития отечественной агропродовольственной сферы.
В Республике Беларусь в целом созданы необходимые условия для инновационной деятельности, повышения её эффективности и перехода аграрной сферы на инновационный путь развития. Инновации в АПК — это реализация в хозяйственной практике новшеств, базирующихся на результатах научных исследований и разработок, а также отечественном и зарубежном передовом опыте.
В контексте практики применения в АПК выделяются селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социально-экологические инновации.
В отрасли растениеводства основные инновационные разработки направлены на создание на базе новейших достижений науки высокоурожайных сортов, гибридов и популяций сельскохозяйственных культур, конкурентных на уровне мировых стандартов, устойчивых к неблагоприятным природным факторам, адаптированных к зональным особенностям Беларуси, с высокой потенциальной урожайностью, экономической эффективностью и оптимальным сроком окупаемости, на совершенствование агротехнологий, а также на создание высокоэффективных, импортозамещающих технологий и средств защиты растений.
В животноводстве важнейшее место занимает выведение новых высокоэффективных пород сельскохозяйственных животных, не уступающих зарубежным по продуктивности, сроку полезного использования и качеству получаемой продукции, а также дальнейшее совершенствование технологий содержания и выращивания скота с целью оптимизации производства продукции, роста эффективности использования кормов и повышения на этой основе продуктивности животных.
Всё шире используются геоинформационные технологии, многооперационные энергосберегающие сельскохозяйственные агрегаты, беспилотные летательные аппараты, системы постоянного видеонаблюдения за производственными процессами, биологически активные кормовые добавки, новые лекарственные средства для животных и т. д.
Значительным инновационным потенциалом обладают отрасли перерабатывающей промышленности АПК, предприятия которых производят и потенциально способны производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, что является наиболее привлекательным для инвесторов как государственных, так и частных, в т. ч. иностранных. В таблице 22 приведена динамика основных показателей, характеризующих инновационное развитие предприятий пищевой промышленности АПК Беларуси за 2015–2019 гг.
Показатель |
Год |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Доля инновационно-активных организаций в общем числе организаций, % |
16,8 |
17,4 |
16,7 |
20,3 |
24,4 |
Объём отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), млн руб.*
|
550,6 |
562,6 |
564,3 |
551,2 |
701,1 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в общем объёме реализованной продукции (работ, услуг), % |
3,2 |
2,8 |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
Инвестиции в основной капитал предприятий пищевой промышленности, млн руб. |
980,9 |
676,8 |
726,1 |
924,3 |
1 181,9 |
Приходится инвестиций в основной капитал предприятий пищевой промышленности на 1 руб. отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), руб. |
1,78 |
1,2 |
1,29 |
1,68 |
1,69 |
Затраты на инновации, млн руб. |
104 |
30,1 |
82,9 |
64,3 |
65,2 |
Приходится отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в расчёте на 1 руб. затрат на технологические инновации, руб. |
5,29 |
18,69 |
6,81 |
8,57 |
10,8 |
* Здесь и далее денежные суммы в белорусских рублях приведены с учётом деноминации 2016 г. (показатели 2015 переведены в деноминированные единицы).
|
В результате развития науки и инновационной деятельности, расширения международных экономических и научно-технических связей, реализации государственной инновационной стратегии развития созданы необходимые условия обеспечения технологического прогресса в АПК. Это положительно сказывается в т. ч. и на позиции Республики Беларусь в Глобальном рейтинге инноваций. В 2020 г. Беларусь поднялась в сравнении с 2019 г. на 8 позиций, в сравнении с 2017 г. — на 24, а в сравнении с первым годом участия в рейтинге — на 14 позиций и достаточно неплохо смотрится на фоне стран — партнёров по ЕАЭС (рис. 10). Инновационная стратегия АПК показана в таблице 23.
Область применения |
Основные направления |
Экономика, организация и управление |
Формирование и реализация аграрной стратегии и политики развития АПК.
Совершенствование государственного регулирования АПК.
Оптимизация организационно-экономического механизма эффективного функционирования аграрного рынка.
Новые модели предприятий, кооперативов и интегрированных формирований в АПК.
Новые формы организации труда и производства и новые методы мотивации труда в АПК. Развитие социально-трудовой сферы села.
Рационализация использования производственного потенциала.
Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК.
Совершенствование системы финансового оздоровления товаропроизводителей.
Новые формы и системы управления в АПК. |
Земледелие и растениеводство |
Совершенствование системы мониторинга использования земель.
Научно обоснованные системы земледелия.
Интенсификация использования орошаемых земель.
Повышение плодородия почвы.
Новые формы модифицированных растений.
Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Новые удобрения и их системы.
Новые средства защиты растений.
Активное применение регуляторов роста растений.
«Биологизация» земледелия. Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. |
Животноводство и ветеринарная медицина |
Новые породы, типы и кроссы высокопродуктивных животных и птицы.
Создание высокопродуктивных племенных стад.
Сохранение и улучшение генофонда сельскохозяйственных животных.
Создание новых типов трансгенных животных. Формирование биологических систем разведения животных.
Повышение биологического потенциала продуктивности животных.
Освоение новых и усовершенствованных индустриальных технологий.
Совершенствование организации интенсивного кормопроизводства.
Повсеместная механизация, автоматизация и компьютеризация на животноводческих фермах.
Повышение эффективности использования кормовых ресурсов. |
Механизация и автоматизация |
Использование новых и усовершенствованных технологий.
Развитие комбинированных машин, системы техногенной безопасности.
Обеспечение безопасности и комфортности при использовании техники.
Применение унифицированных узлов и деталей.
Совершенствование механизма функционирования механизированных и тракторных отрядов.
Совершенствование лизинговых схем поставок техники.
Эффективное функционирование дилерских служб.
Совершенствование системы ремонтно-восстановительной деятельности.
Совершенствование системы формирования кадров инженерно-технического обеспечения АПК.
Кооперация и интеграция при создании новых технических комплексов. |
Перерабатывающие отрасли |
Внедрение новых методов обработки сырья.
Получение новых многофункциональных продуктов с заданными свойствами.
Новые ресурсосберегающие технологии производства пищевой продукции.
Использование вторичного и нетрадиционного сырья.
Повышение пищевой и потребительской ценности продуктов питания.
Совершенствование методов контроля качества продукции.
Новые рецепты детского питания, обогащённые витаминами и микроэлементами.
Новые технологии хранения пищевых продуктов.
Создание безотходных технологий при производстве пищевых продуктов.
Создание продуктов оздоравливающего и профилактического свойства. |
Приоритетными инструментами экономического стимулирования активизации использования субъектами хозяйствования собственных средств для целей инновационного развития являются налоговые и инвестиционные льготы, совершенствование амортизационной политики. Это, в частности, налоговое стимулирование не только организаций, создающих инновации, но и субъектов хозяйствования любых форм собственности, приобретающих продукты инновационной деятельности, льготное обложение доходов от использования прав интеллектуальной собственности, а также установление льготной ставки по налогу на прибыль в зависимости от темпов роста затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Указами Главы государства и законами Республики Беларусь установлен ряд льгот и стимулов для субъектов хозяйствования в процессе осуществления научно-технической и инновационной деятельности, производства высокотехнологичной продукции, создания новых и совершенствования существующих товаров, технологий, услуг.