Агропромышленный комплекс

Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

Дата создания: 30.04.2024 15:10:34

Дата изменения: 06.09.2024 12:12:18


Одним из главных средств включения государства в международное разделение труда является внешняя торговля, значение которой для национальной экономики определяется уровнем межгосударственного сотрудничества. На фоне интенсивного развития мировой торговли продовольственными товарами Республика Беларусь всё активнее входит в систему международного разделения труда и занимает весомое место в мировом рейтинге стран-лидеров. В настоящее время республика является достаточно экспортно ориентированной страной по агропродовольственным товарам, особенно по продукции животного происхождения, льноволокну и сахару. Например, занимая 24‑е место в мировых объёмах производства молока, страна вышла на 10‑е место в экспорте молочных продуктов, в т. ч. на 7‑е место по маслу животному. Наиболее высокий рейтинг республика имеет по производству и экспорту льноволокна — 3‑е место. Беларусь также входит в двадцатку стран-лидеров по экспорту таких сельскохозяйственных товаров, как говядина, мясо птицы, сахар и масло рапсовое.

Внешняя торговля Беларуси сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания занимает значительное место в экономических показателях отрасли и республики. Доля экспорта данной продукции составляет в объёмах совокупного экспортного потенциала около 20 %; в валовом внутреннем продукте республики — около 8–9 %.

Основными приоритетами в области внешней торговли Республики Беларусь являются: сбалансированность и устойчивость внутреннего продовольственного рынка; многовекторность внешнеторговой политики; стимулирование развития внешней торговли.

В соответствии с приоритетами, стратегической целью развития внешней торговли Республики Беларусь в аграрной сфере определено рациональное использование экспортного потенциала с учётом обеспеченности продовольственной безопасности и повышение его эффективности на основе производства конкурентоспособной отечественной продукции, сбалансированности внутренних продуктовых рынков и экспортно-импортных потоков, диверсификации страновой и продуктовой структуры экспорта, использования инновационных технологий производства и сбыта продовольствия.

Параметры развития внешней торговли сельскохозяйственным сырьём и готовым продовольствием являются важным элементом, определяющим сбалансированность национальной продовольственной системы. Развитие отечественного АПК позволило сформировать значительный экспортный потенциал в этой сфере. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия динамично развивается, а страна занимает свою нишу на мировом агропродовольственном рынке. На мировом рынке реализуется около 40 % продукции, произведённой в отечественной пищевой отрасли. В 2020 г. на внешние рынки было реализовано сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 5 777 млн долларов США. Внешнеторговое сальдо достигло 1 522,1 млн долларов США (рис. 11).

Рис. 11. Баланс внешней торговли Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, млн долларов США
Рис. 11. Баланс внешней торговли Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, млн долларов США

Основные товарные группы, сформировавшие более 90 % экспортной выручки в 2020 г., представлены такими товарами, как: молокопродукты — 41,2 %, мясо и пищевые мясные продукты — 14,1, готовые продукты из мяса и рыбы — 6,7, жиры и масла животного или растительного происхождения — 5,9, овощи (включая картофель) — 4,4, шроты, жмыхи, жом, готовые корма для животных — 4,3, алкогольные и безалкогольные напитки — 3,1, сахар и кондитерские изделия из него — 3, плоды и фрукты — 2,8, рыба и ракообразные — 2 % и т. д. (таблица 27).

Таблица 27. Экспорт Республики Беларусь основной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, тыс. т

Наименование продукции

Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Сыры и творог

182,5

205

189,4

211,2

244,1

274,5

Масло сливочное

87,9

85

80

89,4

78,3

83,9

Сухое цельное и обезжиренное молоко

159,4

139,7

138,6

154,4

146,5

150,5

Говядина

138,4

155,4

141,4

150,9

140,2

148,7

Мясо птицы

136,3

145,9

150,4

166,5

170,4

193,9

Колбасные изделия

26,8

37

42,1

38

27,1

33,7

Мясные консервы

8,6

10,5

11,9

13,5

16,8

19,5

Рыбные консервы

34,8

37,1

43,6

51,5

56,5

59,8

Масло рапсовое

132,7

40,5

62,2

233,1

272,9

291,4

Картофель

300,9

297,5

390,1

299,5

360,6

291,9

Овощи

572,2

508,6

553,8

488

383,3

341,1

Шроты, жмыхи, жом и др.

212,6

165,1

171,8

465,3

514,3

630,4

Алкогольные и безалкогольные напитки

190,1

234,8

302,1

325,5

304,8

298,3

Сахар

362,8

351,6

407,1

427,2

278,2

445,2

Плоды и фрукты

1 186,2

732,5

630,2

405,4

282,3

232,2

Рыба и ракообразные

25,7

24

28,4

20,8

21,6

20,4

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Мониторинг экспортных поставок и объёмов производства показал, что наибольший удельный вес экспорта в производстве в 2020 г. сложился по таким товарным позициям, как: сахар белый (77,7 %), молоко сухое (77,6), рапсовое масло (75,1), готовая или консервированная рыба (72,1), масло животное (70,2), сыры и творог (65), говядина (63), пахта, йогурт, кефир (33,2), мясо птицы (38 %).

География экспортных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси расширяется. В 2020 г. отечественные агропродовольственные товары были реализованы на 116 внешних рынках. Основными рынками сбыта сельскохозяйственных товаров и продовольствия являлись страны ЕАЭС (Россия — 74,2 %, Казахстан — 5 %, Кыргызстан — 0,4 %), СНГ (Украина — 3,4 %, Узбекистан — 1,3 %, Азербайджан — 0,5 %), ЕС (Литва — 2,2 %, Польша — 1,4, Латвия — 0,6, Германия — 0,5 %), Норвегия — 0,7 % и Китай — 4,4 %. В последние годы активно развивались национальные экспортные поставки на китайский рынок.

К товарам, которые сформировали импортную агропродовольственную корзину Беларуси в 2020 г., относятся: плоды и фрукты (12,4 %), живые деревья и срезанные цветы (10,4), семена масличных культур (9,7), шроты, жмыхи, готовые корма для животных (9,5), рыба (8,7), экстракты, эссенции, концентраты (7,3), алкогольные и безалкогольные напитки (6,8), зерно и готовые продукты из него (4,7), овощи и корнеплоды (3,8), продукты переработки овощей, фруктов (3,8 %). На эти товарные позиции приходилось более 75 % национального импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Динамика импортных закупок в натуральном выражении представлена в таблице 28.

Таблица 28. Импорт Республики Беларусь основной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, тыс. т

Наименование продукции

Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Плоды и фрукты

1 578,5

1 295,4

1 149,1

763,1

773,8

606,2

Живые деревья, срезанные цветы

35

74,5

125,2

143,5

189,4

201,6

Масличные семена

51,3

123,2

204,9

708,1

854,5

871,6

Шроты, жмыхи, готовые корма для животных

969,6

877,4

1 099,7

983

1 022,9

994

Рыба и ракообразные

150,8

141,4

159,2

153

151,4

155,4

Экстракты, эссенции

90,4

99,5

113,3

124,8

128

122,5

Алкогольные и безалкогольные напитки

282,6

264,1

290,6

333,2

397,2

429,5

Готовые продукты из зерна

121,6

131,2

191,5

127,6

136,7

126,7

Овощи (включая картофель)

522,2

469,4

500,2

304

245,6

183,3

Продукты переработки овощей, фруктов

102,2

98,7

103,5

111,4

122,8

131

Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Оценка структуры баланса продовольственных ресурсов показала, что удельный вес импорта в ресурсах по большинству товарных позиций меньше 10 %, за исключением рыбы, фруктов и растительного масла. Зависимость аграрной отрасли Беларуси от зарубежных поставок достаточно умеренная. Доля импортного сырья и материалов в затратах на производство сельскохозяйственной продукции составляет 12–14 %. В производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, вовлечено около 25 % импортных ресурсов.

Импортные закупки сельскохозяйственных товаров и продовольствия в страну в 2020 г. осуществлялись из 144 стран мира. Основными поставщиками сельскохозяйственных товаров и продовольствия в Беларусь были Россия (33,3 %), Украина (12,5), Польша (5,4), Нидерланды (5,1), Эквадор (4,3), Турция (3,3), Норвегия (2,8), Германия (2,6), Испания (2,3), Китай (2,2 %) и др.

Беларусь проводит мероприятия по активизации участия страны в торгово-экономических интеграционных процессах, которые направлены на наращивание экспортного потенциала и его диверсификацию на основе либерализации торговых отношений с перспективными партнёрами. Республика Беларусь является участницей Договора о свободной торговле государств СНГ, Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а также Договора о Евразийском экономическом союзе. Действуют торговые соглашения между Евразийским экономическим союзом (в т. ч. Республикой Беларусь) и Вьетнамом, Ираном, Китаем, Сингапуром, Сербией. Государствами — членами ЕАЭС принято решение о начале переговоров по заключению соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Египтом, Израилем и Индией. Созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Индонезией и Монголией.

Для Республики Беларусь одной из важнейших задач формирования и реализации экспортного потенциала в аграрной сфере является создание благоприятной среды для поддержания конкурентоспособности производства и сбыта продукции.