Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
Дата создания: 30.04.2024 15:10:34
Дата изменения: 06.09.2024 12:12:18
Одним из главных средств включения государства в международное разделение труда является внешняя торговля, значение которой для национальной экономики определяется уровнем межгосударственного сотрудничества. На фоне интенсивного развития мировой торговли продовольственными товарами Республика Беларусь всё активнее входит в систему международного разделения труда и занимает весомое место в мировом рейтинге стран-лидеров. В настоящее время республика является достаточно экспортно ориентированной страной по агропродовольственным товарам, особенно по продукции животного происхождения, льноволокну и сахару. Например, занимая 24‑е место в мировых объёмах производства молока, страна вышла на 10‑е место в экспорте молочных продуктов, в т. ч. на 7‑е место по маслу животному. Наиболее высокий рейтинг республика имеет по производству и экспорту льноволокна — 3‑е место. Беларусь также входит в двадцатку стран-лидеров по экспорту таких сельскохозяйственных товаров, как говядина, мясо птицы, сахар и масло рапсовое.
Внешняя торговля Беларуси сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания занимает значительное место в экономических показателях отрасли и республики. Доля экспорта данной продукции составляет в объёмах совокупного экспортного потенциала около 20 %; в валовом внутреннем продукте республики — около 8–9 %.
Основными приоритетами в области внешней торговли Республики Беларусь являются: сбалансированность и устойчивость внутреннего продовольственного рынка; многовекторность внешнеторговой политики; стимулирование развития внешней торговли.
В соответствии с приоритетами, стратегической целью развития внешней торговли Республики Беларусь в аграрной сфере определено рациональное использование экспортного потенциала с учётом обеспеченности продовольственной безопасности и повышение его эффективности на основе производства конкурентоспособной отечественной продукции, сбалансированности внутренних продуктовых рынков и экспортно-импортных потоков, диверсификации страновой и продуктовой структуры экспорта, использования инновационных технологий производства и сбыта продовольствия.
Параметры развития внешней торговли сельскохозяйственным сырьём и готовым продовольствием являются важным элементом, определяющим сбалансированность национальной продовольственной системы. Развитие отечественного АПК позволило сформировать значительный экспортный потенциал в этой сфере. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия динамично развивается, а страна занимает свою нишу на мировом агропродовольственном рынке. На мировом рынке реализуется около 40 % продукции, произведённой в отечественной пищевой отрасли. В 2020 г. на внешние рынки было реализовано сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 5 777 млн долларов США. Внешнеторговое сальдо достигло 1 522,1 млн долларов США (рис. 11).
Основные товарные группы, сформировавшие более 90 % экспортной выручки в 2020 г., представлены такими товарами, как: молокопродукты — 41,2 %, мясо и пищевые мясные продукты — 14,1, готовые продукты из мяса и рыбы — 6,7, жиры и масла животного или растительного происхождения — 5,9, овощи (включая картофель) — 4,4, шроты, жмыхи, жом, готовые корма для животных — 4,3, алкогольные и безалкогольные напитки — 3,1, сахар и кондитерские изделия из него — 3, плоды и фрукты — 2,8, рыба и ракообразные — 2 % и т. д. (таблица 27).
Наименование продукции |
Год |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Сыры и творог |
182,5 |
205 |
189,4 |
211,2 |
244,1 |
274,5 |
Масло сливочное |
87,9 |
85 |
80 |
89,4 |
78,3 |
83,9 |
Сухое цельное и обезжиренное молоко |
159,4 |
139,7 |
138,6 |
154,4 |
146,5 |
150,5 |
Говядина |
138,4 |
155,4 |
141,4 |
150,9 |
140,2 |
148,7 |
Мясо птицы |
136,3 |
145,9 |
150,4 |
166,5 |
170,4 |
193,9 |
Колбасные изделия |
26,8 |
37 |
42,1 |
38 |
27,1 |
33,7 |
Мясные консервы |
8,6 |
10,5 |
11,9 |
13,5 |
16,8 |
19,5 |
Рыбные консервы |
34,8 |
37,1 |
43,6 |
51,5 |
56,5 |
59,8 |
Масло рапсовое |
132,7 |
40,5 |
62,2 |
233,1 |
272,9 |
291,4 |
Картофель |
300,9 |
297,5 |
390,1 |
299,5 |
360,6 |
291,9 |
Овощи |
572,2 |
508,6 |
553,8 |
488 |
383,3 |
341,1 |
Шроты, жмыхи, жом и др. |
212,6 |
165,1 |
171,8 |
465,3 |
514,3 |
630,4 |
Алкогольные и безалкогольные напитки |
190,1 |
234,8 |
302,1 |
325,5 |
304,8 |
298,3 |
Сахар |
362,8 |
351,6 |
407,1 |
427,2 |
278,2 |
445,2 |
Плоды и фрукты |
1 186,2 |
732,5 |
630,2 |
405,4 |
282,3 |
232,2 |
Рыба и ракообразные |
25,7 |
24 |
28,4 |
20,8 |
21,6 |
20,4 |
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Мониторинг экспортных поставок и объёмов производства показал, что наибольший удельный вес экспорта в производстве в 2020 г. сложился по таким товарным позициям, как: сахар белый (77,7 %), молоко сухое (77,6), рапсовое масло (75,1), готовая или консервированная рыба (72,1), масло животное (70,2), сыры и творог (65), говядина (63), пахта, йогурт, кефир (33,2), мясо птицы (38 %).
География экспортных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси расширяется. В 2020 г. отечественные агропродовольственные товары были реализованы на 116 внешних рынках. Основными рынками сбыта сельскохозяйственных товаров и продовольствия являлись страны ЕАЭС (Россия — 74,2 %, Казахстан — 5 %, Кыргызстан — 0,4 %), СНГ (Украина — 3,4 %, Узбекистан — 1,3 %, Азербайджан — 0,5 %), ЕС (Литва — 2,2 %, Польша — 1,4, Латвия — 0,6, Германия — 0,5 %), Норвегия — 0,7 % и Китай — 4,4 %. В последние годы активно развивались национальные экспортные поставки на китайский рынок.
К товарам, которые сформировали импортную агропродовольственную корзину Беларуси в 2020 г., относятся: плоды и фрукты (12,4 %), живые деревья и срезанные цветы (10,4), семена масличных культур (9,7), шроты, жмыхи, готовые корма для животных (9,5), рыба (8,7), экстракты, эссенции, концентраты (7,3), алкогольные и безалкогольные напитки (6,8), зерно и готовые продукты из него (4,7), овощи и корнеплоды (3,8), продукты переработки овощей, фруктов (3,8 %). На эти товарные позиции приходилось более 75 % национального импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Динамика импортных закупок в натуральном выражении представлена в таблице 28.
Наименование продукции |
Год |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Плоды и фрукты |
1 578,5 |
1 295,4 |
1 149,1 |
763,1 |
773,8 |
606,2 |
Живые деревья, срезанные цветы |
35 |
74,5 |
125,2 |
143,5 |
189,4 |
201,6 |
Масличные семена |
51,3 |
123,2 |
204,9 |
708,1 |
854,5 |
871,6 |
Шроты, жмыхи, готовые корма для животных |
969,6 |
877,4 |
1 099,7 |
983 |
1 022,9 |
994 |
Рыба и ракообразные |
150,8 |
141,4 |
159,2 |
153 |
151,4 |
155,4 |
Экстракты, эссенции |
90,4 |
99,5 |
113,3 |
124,8 |
128 |
122,5 |
Алкогольные и безалкогольные напитки |
282,6 |
264,1 |
290,6 |
333,2 |
397,2 |
429,5 |
Готовые продукты из зерна |
121,6 |
131,2 |
191,5 |
127,6 |
136,7 |
126,7 |
Овощи (включая картофель) |
522,2 |
469,4 |
500,2 |
304 |
245,6 |
183,3 |
Продукты переработки овощей, фруктов |
102,2 |
98,7 |
103,5 |
111,4 |
122,8 |
131 |
Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь. |
Оценка структуры баланса продовольственных ресурсов показала, что удельный вес импорта в ресурсах по большинству товарных позиций меньше 10 %, за исключением рыбы, фруктов и растительного масла. Зависимость аграрной отрасли Беларуси от зарубежных поставок достаточно умеренная. Доля импортного сырья и материалов в затратах на производство сельскохозяйственной продукции составляет 12–14 %. В производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, вовлечено около 25 % импортных ресурсов.
Импортные закупки сельскохозяйственных товаров и продовольствия в страну в 2020 г. осуществлялись из 144 стран мира. Основными поставщиками сельскохозяйственных товаров и продовольствия в Беларусь были Россия (33,3 %), Украина (12,5), Польша (5,4), Нидерланды (5,1), Эквадор (4,3), Турция (3,3), Норвегия (2,8), Германия (2,6), Испания (2,3), Китай (2,2 %) и др.
Беларусь проводит мероприятия по активизации участия страны в торгово-экономических интеграционных процессах, которые направлены на наращивание экспортного потенциала и его диверсификацию на основе либерализации торговых отношений с перспективными партнёрами. Республика Беларусь является участницей Договора о свободной торговле государств СНГ, Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а также Договора о Евразийском экономическом союзе. Действуют торговые соглашения между Евразийским экономическим союзом (в т. ч. Республикой Беларусь) и Вьетнамом, Ираном, Китаем, Сингапуром, Сербией. Государствами — членами ЕАЭС принято решение о начале переговоров по заключению соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Египтом, Израилем и Индией. Созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Индонезией и Монголией.
Для Республики Беларусь одной из важнейших задач формирования и реализации экспортного потенциала в аграрной сфере является создание благоприятной среды для поддержания конкурентоспособности производства и сбыта продукции.