Общегосударственные референдумы середины 1990‑х годов

Дата создания: 03.04.2023 12:46:16

Дата изменения: 16.11.2024 15:20:07

Референдум 14 мая 1995 г.

Для политической жизни белорусского общества в 1990–1994 гг. была характерна пропаганда политического плюрализма, защиты прав и свобод граждан, в т. ч. в области политики. На этой основе в Беларуси набирал силу процесс партийного строительства, развития общественно-политических организаций и движений. При этом многие партии в своих программах отдавали приоритет защите национальных традиций и культуры белорусского народа. Так, например, Объединённая демократическая партия Беларуси (ОДПБ) в своей программе заявляла, что «стремление установить историческую справедливость и остановить процесс исчезновения белорусского языка — историческая необходимость».

Некоторые политические партии в вопросах языка и культуры заняли позицию воинствующего национализма. В частности, Национально-демократическая партия Беларуси (НДПБ) в «Основных программных принципах» и уставе декларировала, что «толькі нацыянальна свядомы чалавек дбае пра лёс нацыі ды бацькаўшчыны, толькі нацыянальна свядомы ўрад здолее служыць па-сапраўднаму інтарэсам свайго народу, дбаць пра яго дабрабыт», а членом НДПБ «можа быць любы грамадзянін Беларускай ССР, незалежна ад месца жыхарства, веравызнання, сацыяльнага становішча, які валодае беларускай моваю і ўсведамляе сябе беларусам, дасягнуў 18 гадоў». Партия «Беларуская хрысціянска-дэмакратычная злучнасць» в своих «Праграмных прынцыпах» также заявила, что «лічыць неабходным у поўнай ступені выкарыстоўваць беларускую мову як дзяржаўную мову міжнацыянальных зносін для людзей іншых нацыянальнасцеў».

В 1990–1993 гг. значительной поддержкой граждан пользовалось общественно-политическое движение БНФ, которое имело своих депутатов в Верховном Совете 12‑го созыва. В его «Программном заявлении» «Свабода — Незалежнасць — Адраджэнне» было задекларировано требование «прыярытэту беларускай мовы ў дзяржаўным і грамадскім жыцці».

Некоторые политические партии и общественно-политические объединения, созданные в Беларуси, в качестве идеологии избрали национализм. Пропаганда национализма способствовала развитию в обществе политического противостояния, насаждению радикализма в молодёжной среде, особенно в отношении государственных символов, языка и культуры.

В Беларуси, как и в других республиках СССР, длительное время созревала питательная почва для развития национализма. Несмотря на то, что в СССР официально проводилась политика сближения и слияния наций и народностей в единый советский народ, не отрицавшая развития и расцвета национальных культур, государство в большей степени поощряло процесс сближения. Основой его служила культура великого русского народа, в т. ч. изучение и культивация его языка и истории. В этой ситуации сфера культурного бытия белорусского языка постоянно сужалась, он практически «выживался» из широкого употребления в процессе обучения и воспитания учащейся и студенческой молодёжи, в общественной жизни государственных учреждений.

Историческую ситуацию, сложившуюся в области защиты культурного наследия белорусской нации в годы советской власти, отражал закон «О языках в Белорусской ССР», принятый в 1990 г. В законе белорусский язык получил статус единственного государственного.

На политическом поле Беларуси поддержкой граждан пользовались политические партии и общественно-политические движения, которые отстаивали идеи мультикультурализма. В частности, в «Программном заявлении» Партии коммунистов Беларуси (ПКБ) говорилось, что ПКБ нацелена «отстаивать принципы равноправия всех культур и уважения исторических традиций народов, будет последовательно выступать за развитие белорусской культуры и языка, равно как и культуры и языка национальных меншинств, проживающих на территории Беларуси».

Учитывая идеологическую составляющую, которая присутствовала в белорусском обществе по вопросу развития языка и культуры, в «Программной декларации» партии «Белорусский научно-производственный конгресс» отмечалось, что эта партия «выступает за деидеологизацию культуры, науки и образования».

В своих учредительных документах «Движение за демократические реформы — Демократическая Беларусь» выдвинуло требование «принятия в качестве государственных двух языков — белорусского и русского».

Безусловно, члены и активисты политических партий, общественно-политических движений, известные деятели культуры и науки, рабочие и крестьяне пытались донести свои программные установки не только до широкого круга граждан, но и до институтов политической власти. Наиболее актуальными, вызывавшими дискуссии в обществе, были вопросы о Государственном флаге, Государственном гербе, языках и приватизации.

Депутаты Верховного Совета не могли оставаться безучастными к требованиям широкой общественности. Поэтому решением Президиума Верховного Совета была создана депутатская комиссия по изучению предложений общественных организаций и отдельных граждан по государственной символике (первое заседание состоялось 29 ноября 1994). Депутаты констатировали, что с того времени, когда были приняты и действовали законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь», прошло 3 года. За этот период неоднократно депутаты, общественные организации (например, совет Республиканской организации ветеранов) в порядке законодательной инициативы ходатайствовали перед Верховным Советом об отмене этих законов и разработке предложений по новой государственной символике. Но Верховный Совет не находил оснований для принятия такого решения. Между тем резолюции собраний, митингов продолжали поступать в различные комиссии, в частности в комиссию Верховного Совета по делам инвалидов и ветеранов. Члены этой комиссии пришли к заключению, что часть граждан категорически отказывается воспринимать существовавшую государственную символику как отражавшую национальные традиции и соответствовавшую политическому строю страны. Они были вынуждены признать, что общенародное объединение под новыми государственными символами не состоялось. В связи с этим депутаты не могли игнорировать мнение части граждан и тем самым усугублять политическое противостояние в обществе.

Наряду с этим в Верховный Совет поступали многочисленные обращения и заявления политических партий, общественных организаций о несоответствии закона «О языках в Белорусской ССР» и закона «Об образовании в Республике Беларусь» Конституции и международным правовым актам. В марте 1995 г. группа депутатов Верховного Совета (74 человека) направила Президенту обращение «Восстановить справедливость!». В нём акцентировалось внимание на том, что Конституция провозглашает право каждого гражданина пользоваться родным языком, выбирать язык общения, а государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Парламентарии подчёркивали, что во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948), Пакте о гражданских правах (одобрен ООН в 1966), в Парижской хартии для новой Европы (1990), одобренных Республикой Беларусь, было закреплено, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушаемыми правами и свободами, включая право пользования родным языком и обучения на родном языке.

Действительно, после обретения суверенитета и независимости, принятия Конституции, выборов Президента историческая ситуация в Республике Беларусь кардинально изменилась. В условиях суверенитета и независимости белорусскому языку уже не угрожало полное забвение, в то же время политика государства в области сохранения и защиты культурного наследия всех этносов, составлявших единый народ Беларуси, должна была носить сбалансированный характер. Государство было обязано создать условия для развития национальных культур (в т. ч. и в области языка) всех этносов, населяющих территорию Беларуси. Это касалось языка и культуры русского, польского, еврейского, татарского и других народов.

Поэтому в целях обеспечения общественной стабильности, согласия, соблюдения в Республике Беларусь неотъемлемых прав граждан депутаты Верховного Совета просили Президента инициировать республиканский референдум о придании русскому языку статуса второго государственного и об отношении населения к официальной символике с предложением о разработке новых государственных символов.

Право инициирования референдума у Президента было. В разделе 3 Конституции 1994 г. содержалась глава 2 «Референдум (народное голосование)». В статьях 73 и 74 этой главы указывалось, что для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы, которые назначались Верховным Советом по предложению Президента Республики Беларусь либо не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. Вопрос о референдуме мог быть рассмотрен Верховным Советом также по инициативе его депутатов (не менее 70).

Референдум 14 мая 1995 г. Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь. Голосование на 3-м избирательном участке 251-го Машеровского округа столицы. Минск

Референдум 14 мая 1995 г. Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь. Голосование на 3-м избирательном участке 251-го Машеровского округа столицы. Минск

Заявление Главы государства о намерении провести всенародный референдум было сделано 2 февраля 1995 г., затем начался процесс обсуждения вопросов, которые необходимо было вынести на референдум. В Верховном Совете вопрос «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению» начал обсуждаться 23 марта 1995 г., а своё решение депутаты приняли 13 апреля 1995 г.

Референдум был назначен на 14 мая 1995 г. На обязательный референдум Главой государства выносились 3 вопроса, вызывавшие наибольшие дискуссии в обществе: о статусе русского языка, о государственной символике и об экономической интеграции с Россией. Консультативный характер имел вопрос о возможности роспуска Верховного Совета Президентом, но его решение позволяло сделать реальный шаг к преодолению политического кризиса. Все вопросы референдума были тесно связаны с предвыборной программой Президента.

В средствах массовой информации проводилось обсуждение вынесенных на референдум вопросов, высказывались разные точки зрения. При этом рассуждения многих граждан, в т. ч. заслуженных деятелей культуры, учёных, рабочих и крестьян, отличались здравым смыслом и народной мудростью. Например, народный художник, академик Михаил Савицкий говорил: «Язык имеет ту же историю, что и народ. Если сегодня большая половина людей республики говорит и, главное, мыслит по-русски, то неразумно лишать народ двуязычия. Равноправное существование двух государственных языков отражает реальную действительность и помогает сохранять спокойствие людей… Теперь о символике. Беларусь всегда была богата на геральдику. Свои гербы имели практически все белорусские города, многие фамилии, короче, у нас накоплен богатейший материал. Мы же остановились на “Погоне” — гербе Великого Княжества Литовского… Кто решил, что мы его прямые наследники? Наверное, именно поэтому этот символ стал предметом раздора, противостояния, а должен объединять нацию. Что касается флага, то участники Великой Отечественной войны не могут забыть, что им пользовались полицейские и каратели… Что касается права роспуска Парламента Президентом, то, если я правильно понял, и эта поправка даёт право народу быть арбитром в спорах и противостоянии Президента и Верховного Совета».

В то же время идея референдума вызвала непонимание некоторых общественных организаций, части радикально настроенных депутатов Верховного Совета, отдельных граждан. Общество белорусского языка имени Ф. Скорины выступило с обращением к населению, подчёркивая, что вопрос о языке не может выноситься на референдум. Подавляющее большинство населения идею референдума восприняло положительно. Это был первый в истории независимой Беларуси пример использования прямой и непосредственной, высшей формы демократии в решении сложных политических проблем.

Во всенародном голосовании 14 мая 1995 г. приняли участие 64,8 % избирателей. По всем вопросам, которые были инициированы Президентом, большинство высказало поддержку Президенту:

Референдум 14 мая 1995 г. Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь. Голосование на 3-м избирательном участке 251-го Машеровского округа столицы. Минск

Референдум 14 мая 1995 г. Выборы в Верховный Совет Республики Беларусь. Голосование на 3-м избирательном участке 251-го Машеровского округа столицы. Минск

Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? — 83,3 % проголосовавших.

Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь? — 75,1 % проголосовавших.

Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией? — 83,3 % проголосовавших.

Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции? — 77,7 % проголосовавших.

По итогам референдума была установлена новая государственная символика. 

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко демонстрирует образцы новой государственной символики депутатам на сессии Верховного Совета. 1995 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко демонстрирует образцы новой государственной символики депутатам на сессии Верховного Совета. 1995 г.

Государственный флаг Республики Беларусь — прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета шириной в 2/3 и нижней — зелёного цвета в 1/3 ширины флага; около древка вертикально размещён белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещённый в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца; вверху поля — пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетённых справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зелёной лентой, в средней части которой в основании герба сделана надпись золотом: «Рэспубліка Беларусь».

Одновременно с референдумом проходили выборы в Верховный Совет. Однако в результате низкой явки избирателей за 2 тура было избрано только 119 депутатов, в то время как для правомочного состава нового Верховного Совета требовалось не менее 174 депутатов. Таким образом, новый состав Парламента не был избран. Сложившаяся политическая ситуация парализовала деятельность законодательной власти. С целью её разрешения Председатель Верховного Совета М. И. Гриб в июле 1995 г. направил в Конституционный Суд обращение «О проверке легитимности Верховного Совета 12‑го созыва на период до 1‑й сессии Верховного Совета 13‑го созыва», однако Конституционный Суд отказался его рассмотреть.

Этот вопрос был решён осенью 1995 г. после того, когда около 100 депутатов Верховного Совета 12‑го созыва собрались на сентябрьскую сессию, поскольку, согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь 1994 г., полномочия Верховного Совета сохранялись до открытия 1‑й сессии Верховного Совета нового созыва. После повторных выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13‑го созыва по тем округам, где они не состоялись, количество избранных депутатов достигло 198, что было достаточным для правомочной деятельности нового состава Верховного Совета.

В январе 1996 г. начала работу 1‑я сессия Верховного Совета 13‑го созыва. Согласно регламенту депутаты имели право образовывать депутатские группы (фракции), которые должны были насчитывать не менее 30 депутатов. В новом составе Верховного Совета самую большую фракцию сформировали коммунисты, на втором месте была фракция Объединённой аграрно-демократической партии, фракция «Согласие» насчитывала 60 депутатов. Партия БНФ не получила в новом парламенте ни одного места. Председателем нового Парламента был избран С. Г. Шарецкий.



Референдум 24 ноября 1996 г.

Однако и после избрания Верховного Совета 13‑го созыва политический кризис не был преодолён. Новое руководство Верховного Совета продолжило линию на политическое противоборство с Президентом. В результате нормативные акты, которые издавались Президентом и принимались Парламентом, в ряде случаев не соответствовали действующему законодательству. Так, в 1995 г. Конституционный Суд рассмотрел 26 нормативных актов, в т. ч. 7 законов и постановлений Верховного Совета, 14 указов Президента и 3 постановления Правительства. Из них 4 закона и одно постановление Верховного Совета были признаны полностью или частично не соответствующими Конституции.

Указы Президента, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции, в основном касались финансово-кредитной сферы, которая относилась к компетенции Верховного Совета. Их невыполнение и отмена внесли бы дезорганизацию в работу Кабинета Министров и местных администраций. В частности, Конституционный Суд признал «несоответствующими Конституции» Указ Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 476 «Об утверждении Положения о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета» и Указ от 26 декабря 1995 г. № 519 «О некоторых вопросах обеспечения деятельности местных Советов депутатов Республики Беларусь».

Для выхода из конституционного кризиса нужны были изменения в действующем законодательстве (Конституции), которые касались перераспределения властных полномочий. С этой целью 10 января 1996 г. Президент направил в Верховный Совет проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию». Однако намерение Президента изменить Основной Закон не нашло поддержки в Верховном Совете. Политическое противостояние между Президентом и Верховным Советом свидетельствовало о том, что в стране назрел политический конфликт, который мог привести к открытым столкновениям. Чтобы не допустить этого, Президент решил вновь обратиться к народу.

8 августа 1996 г. Президент направил в Верховный Совет инициативу о проведении второго референдума, на котором на всенародное обсуждение выносились изменения в действующую Конституцию. Были предложены также вопросы о переносе Дня Независимости на 3 июля; о покупке и продаже земли в частную собственность; об отмене смертной казни. Референдум предлагалось назначить на 7 ноября 1996 г.

После длительных дебатов депутаты поддержали инициативу Президента, но с существенными дополнениями. На заседании Президиума Верховного Совета 27 августа 1996 г. было принято постановление о проведении республиканского референдума, на который предлагалось вынести вопросы:

1. Перенести День Независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля — День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне.

2. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?

3. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

Первый вопрос выносился на обязательный референдум, решение которого являлось окончательным и имело обязательную силу на всей территории страны, второй и третий — на консультативный референдум, их решения носили рекомендательный характер.

Четвёртый вопрос — «О принятии Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь)», инициированный Главой государства, был отложен.

Инициируя второй референдум, Президент опирался на поддержку широких слоёв общества. Об этом свидетельствует обращение 50 депутатов Верховного Совета (в т. ч. и В. Ф. Кебича) к избирателям, народу Беларуси (опубликовано 30 августа 1996).

В канун референдума свою позицию высказала 1‑я конференция Белорусского профессорского собрания, которая приняла обращение к научной и педагогической общественности. В обращении «учёные призвали всех принять активное участие в цивилизованной дискуссии по проблемам строительства нашего государства и проголосовать в пользу стабильности».

В целях обеспечения широкого участия населения в обсуждении выдвинутых руководством страны инициатив 31 августа 1996 г. в центральных изданиях был опубликован проект Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Вместе с ним было опубликовано Обращение Президента к народу.

В Обращении к народу Президент сказал: «В целом новый Основной Закон нашей страны позволил динамично формировать белорусскую государственность. Укрепить стабильность в обществе и создать предпосылки для выхода из социально-экономического кризиса. Однако реальное воплощение основных конституционных норм, связанных с принципами разделения властей и паритета их ответственности перед народом, показало не только их несовершенство, но и серьёзные противоречия, которые на протяжении двух лет не ослабляли, а усугубляли политическое напряжение в обществе. Конституционные положения о функционировании основных институтов государственной власти… создали необоснованные условия соперничества ветвей власти по поводу самой власти в государстве. В качестве инициаторов этого процесса, крайне опасного для укрепления согласия в обществе и единения всех сил во имя выхода республики из кризиса, выступили некоторые политические партии, отдельные обанкротившиеся политические лидеры и, к сожалению, часть депутатов Верховного Совета. Принцип “чем хуже, тем лучше” стал основным в их политике, направленной на разрушение государства и власти. Я такой политики как Президент Республики Беларусь — Глава государства, присягнувший на верность служения народу, не приемлю и допустить не могу… Выход из создавшейся ситуации вижу только в одном — в реализации своего конституционного права напрямую обратиться к народу с проектом новой редакции Конституции Республики Беларусь, которая выносится на всенародный референдум… Публикация проекта новой редакции Конституции предполагает широкое участие всех граждан Беларуси: от рабочего, крестьянина, учителя, врача и до депутата, министра и Президента в его обсуждении… Каждая мысль, деловое предложение, заинтересованное размышление будут аккумулироваться специальной комиссией и учитываться при выработке окончательного варианта, который будет предложен народу на Всебелорусском народном собрании 19 октября сего года».

Новый проект Конституции значительно расширял полномочия Президента, кроме того, предусматривалась реформа Верховного Совета: вместо прежнего Верховного Совета создавался профессиональный Парламент — Национальное собрание, состоящее из двух палат. Нижняя палата — Палата представителей — выборная (на основе всенародного голосования), верхняя палата — Совет Республики — палата территориального представительства (по 8 представителей от каждой из областей и г. Минска, избранных на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня, а ещё 8 человек назначает Президент). Для унитарного государства, каким является Республика Беларусь, создание двухпалатного Парламента было новым явлением. Однако в идее двухпалатного Парламента была своя логика, которая оказалась не только верной, но и жизнеспособной.

Новая редакция Конституции, которая выносилась на всенародное обсуждение, была направлена на преодоление конституционного кризиса. Однако инициатива Президента не встретила поддержки в Верховном Совете. Более того, перераспределение властных полномочий и усиление власти Президента некоторыми парламентариями воспринималось как угроза демократии в стране. Руководство Верховного Совета в лице С. Г. Шарецкого в обращении к населению говорило о том, что «страна стоит на грани диктатуры».

Депутаты-коммунисты и аграрии, которые составляли большинство Верховного Совета, предложили вынести на референдум альтернативный проект Конституции, который вообще не предусматривал института президентства. Таким образом, каждый взрослый гражданин, каждый избиратель имел возможность сделать свободный, осознанный, на альтернативной основе выбор формы государственного правления. И этот выбор народом был сделан.

Во время проведения пикета в поддержку референдума за союз России и Беларуси у Дома Правительства на площади Независимости в Минске. Сентябрь 1996 г.

Во время проведения пикета в поддержку референдума за союз России и Беларуси у Дома Правительства на площади Независимости в Минске. Сентябрь 1996 г.

4 сентября 1996 г. Президиум Верховного Совета одобрил предложение Президента провести очередной всебелорусский референдум. Вместе с тем руководители Верховного Совета решили вынести на референдум ещё 3 вопроса:

1. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев.

2. Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы?

3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

Верховный Совет 6 сентября 1996 г. принял окончательное решение о проведении республиканского референдума. Наибольшие споры среди депутатов разгорелись при обсуждении даты проведения всенародного голосования. Большинство депутатов (100 голосов) поддержали инициативу Президиума Верховного Совета совместить довыборы в Парламент и местные Советы с референдумом и провести их 24 ноября. В бюллетень для голосования было включено 7 вопросов: 4 из них были предложены Президентом, 3 — депутатами. Вопросы об изменениях в Конституцию выносились на обязательный референдум.

Рабочие Минского ПО «Белкоммунмаш» во время субботника, организованного в поддержку проведения республиканского референдума 7 ноября 1996 г.

Рабочие Минского ПО «Белкоммунмаш» во время субботника, организованного в поддержку проведения республиканского референдума 7 ноября 1996 г.

Однако острота политического противостояния не снижалась. Разрешению конституционного кризиса не способствовала позиция Конституционного Суда. Так, Председатель Конституционного Суда В. Г. Тихиня предложил Президенту и Верховному Совету снять с референдума оба проекта Конституции. Возникла реальная угроза дестабилизации политической обстановки в стране. В этих условиях Президент решил вновь обратиться к народу как источнику власти. Как было заявлено в Обращении к народу 31 августа 1996 г., Глава государства созвал в столице 1‑е Всебелорусское народное собрание, которое явилось не только новой уникальной национальной формой прямого народовластия, но и укрепило национальную государственность.

Единственным носителем государственности является сам народ. Всебелорусское народное собрание — это зримая, действенная форма выражения отношения нашего народа к своему праву на самостоятельное историческое существование и развитие. В соответствии с этим воля государства, воля его политических институтов, в т. ч. выраженная в Конституции, любых других законах, не может быть выше воли самого народа. Поэтому уникальность Всебелорусского народного собрания состоит в том, что его решения дают возможность институтам власти соизмерить и соотнести свою политику по укреплению и развитию государственности с волей народа, её носителя. В этом отношении принятие любых законов (в т. ч. Основного Закона), направленных на практическое исторически перспективное обеспечение существования и развития белорусского государства, является исключительно прерогативой народа.