Религиозная ситуация и религиозные организации

Дата создания: 03.04.2023 12:52:09

Дата изменения: 29.12.2023 15:51:17

Введение

Верность христианским ценностям и веротерпимость формировались в Беларуси веками и являются фундаментом жизнестойкости белорусов. На белорусской земле со времен Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского несли служение представители различных вероисповеданий, а в 16 в. было законодательно закреплено равенство всех конфессий. После многих исторических испытаний становится еще более понятна мудрость наших предков, которые законодательно обеспечили свободу вероисповедания в стране более 450 лет тому назад.

Период независимости Республики Беларусь отмечен активным участием конфессий в социальной и культурной жизни белорусского общества. Наша страна на государственном уровне декларирует принадлежность к христианской цивилизации, Рождество Христово и Пасха Христова — государственные праздники. Более того, в Беларуси Рождество и Пасха празднуются дважды — по григорианскому и по юлианскому календарям, что подчеркивает поликонфессиональность и религиозную толерантность нашего общества.

В конце 1980‑х годов в СССР идеологические ориентиры общества заметно трансформировались, и на смену жестким атеистическим установкам пришли плюралистические взгляды и оценки, допускавшие религиозные подходы во взглядах на развитие культуры и общества в целом. В 1986–87 гг. сложились благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. В этот период в Беларуси действовало 370 православных приходов и один монастырь (в Жировичах), 103 католические парафии (66 из них в Гродненской области), более 200 протестантских церквей.

В апреле 1988 г., накануне торжественного празднования 1000‑летия Крещения Руси, состоялась встреча Патриарха Русской Православной Церкви Пимена с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, после которой церковь получила право свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Священникам был открыт доступ к средствам массовой информации, а также в учреждения образования. Началась регистрация новых церковных общин. На протяжении 1988 г. в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские общины.

В 1989 г. действовало уже 399 приходов Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Были восстановлены Могилевская, Пинская и Полоцкая епархии, началось создание Брестской и Гомельской. В том же году на базе Жировичского монастыря возобновила деятельность православная духовная семинария. При Минском епархиальном управлении открылись курсы по подготовке регентов, начал выходить бюллетень «Минские епархиальные ведомости».

Учитывая поликонфессиональную модель общества, государство обеспечивает равные права конфессиям. Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующими статусами и государственными законодательными актами. Согласно Конституции Республики Беларусь все религии и вероисповедания равны перед законом. 17 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон прошел международную экспертизу и признан соответствующим международным стандартам. 31.10.2002 г. был принят новый Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Статья 1 данного закона провозглашает: «Задачами настоящего Закона являются обеспечение и гарантирование права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации».

В преамбуле закона отмечена роль конфессий в историческом становлении белорусского народа, развитии его духовных, культурных и государственных традиций, выделена определяющая роль Православной церкви, духовная, культурная и историческая роль Римско-католической церкви, указана неотделимость от общей истории Беларуси евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Новый закон определил отношения государства и религиозных организаций. Статья 8 предусматривает организацию взаимоотношений с религиозными объединениями путем заключения соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Данная норма свидетельствует о признании возможности религиозных организаций сотрудничать с государством, принимать активное участие в социально значимых сферах жизни общества. Особенностью закона является статья 14, согласно которой религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 верующих. Определен порядок образования религиозного объединения при наличии не менее десяти общин единого вероисповедования, из которых хотя бы одна осуществляла свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее 20 лет.

В соответствии с изменениями в законодательстве возникла необходимость обновления уставов религиозных организаций путем прохождения перерегистрации в течение двух лет после вступления закона в силу. Ее прошло абсолютное большинство религиозных общин и религиозных организаций.

В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР 16.8.1991 г. был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Его подразделения функционировали при облисполкомах.
Первоначально Совет по делам религий являлся структурой Министерства культуры и печати, в 1995 г. перешел под контроль Правительства. Перед Советом ставились следующие задачи: реализация прав граждан, регулирование взаимоотношений между государственными органами и религиозными организациями, решение вопросов собственности и пользования культовым имуществом.

В январе 1997 г. был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь, заменивший Совет по делам религий. Помимо конфессиональных в его компетенцию вошли вопросы деятельности национальностей, проживающих на территории страны.

Соответствующие структуры начали функционировать в областных центрах и г. Минске. Новый орган получил больше прав, расширились его полномочия в законодательной сфере. В ноябре 2001 г. эта структура преобразована в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. 6.2.2002 г. Совет Министров утвердил положение о комитете, его полномочия определил закон «О свободе совести и религиозных организациях». Комитет оказывал по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договоренностей с государственными организациями и т. д. Указом Президента Республики Беларусь от 5.5.2006 г. был создан аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей в структуре Правительства Республики Беларусь, который действует до настоящего времени.

Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей выполняет функции не только контрольного органа, но и исследовательского и координационного центра. С 2008 г. при нем функционирует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на содействие сохранению и укреплению межконфессионального мира и согласия в Республике Беларусь, поддержание традиций веротерпимости и толерантности, межконфессионального диалога между представителями различных конфессий и религиозных направлений, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов.

С 1988 по 2003 г. количество религиозных организаций увеличилось в 2,5 раза, а религиозных направлений — в 3 раза. На 1.1.2008 г. Насчитывалось 25 конфессий и религиозных направлений, 3 003 религиозные общины, 153 общеконфессиональные организации, в т. ч. 46 религиозных объединений.

На 1.1.2021 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений (3 569 религиозных организаций). В соответствии со своими уставами действовали 174 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (49 религиозных объединений, 44 монастыря, 37 миссий, 16 братств, 10 сестричеств, 18 духовных учебных заведений); зарегистрировано 3 395 религиозных общин; действовали 2 783 культовых здания, 205 — строились. В Беларуси несли служение 3 430 священнослужителей, из них 138 — иностранных.

Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент при определении ставки арендной платы.

Ежегодно указом Главы государства священнослужителям и студентам (семинаристам) очной формы обучения духовных учебных заведений Белорусской православной церкви и Римско-католической церкви в Республике Беларусь предоставляется отсрочка от службы в армии.

Одним из важных направлений государственной поддержки религиозных организаций является оказание финансовой помощи из средств республиканского бюджета на проведение работ по реставрации памятников истории и культуры.

Новая, по сравнению с советской, практика отношений церкви и государства способствует активизации деятельности всех конфессий. Они вносят значительный вклад в сплочение общества, объединение усилий различных слоев верующих вокруг созидательных общественных целей. Все конфессии действуют в условиях доверия и уважения между собой, мира и стабильности, что является свидетельством эффективности религиозной политики государства.




Белорусская Православная Церковь

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ), который прошел в октябре 1989 г. в Москве, было принято решение о создании Белорусского Экзархата, в который вошли все епархии с приходами и монастырями на территории Беларуси.
В июне 2003 г. между государством и Белорусской Православной Церковью подписано соглашение о сотрудничестве, определившее основные направления совместной работы в социально значимой сфере. В рамках его были разработаны совместные соглашения и программы сотрудничества с отдельными министерствами и ведомствами. В 2004 г. была подписана Программа сотрудничества между БПЦ и Министерством образования Республики Беларусь, которая включает проведение ряда совместных мероприятий: экспертизу учебных программ, реализацию эксперимента по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников на христианских традициях белорусского народа, утверждение концепции развития теологического образования в светских учреждениях высшего образования. Например, в 2005 г. с началом учебного года в Минске на базе СШ № 148 были набраны классы с изучением элементов духовно-нравственного воспитания на православных традициях.

PZ1.jpg
Празднование Пасхи в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске.
Освящение куличей. Апрель 1997 г.

Важным событием в жизни БПЦ явилось открытие в мае 2002 г. Дома милосердия в Минске с храмом Святого Иова Многострадального. Построенный с помощью Германии и отечественных предпринимателей Дом милосердия стал местом реабилитации и возвращения к деятельной жизни пожилых людей, детей-сирот и инвалидов. Здесь современные медицинские технологии сочетаются с оказанием духовно-религиозной помощи нуждающимся.

В августе 2005 г. был открыт Дом социального служения для людей с умственными и физическими ограничениями при приходе Рождества Пресвятой Богородицы в д. Тарасово Минского района.

В 2008 г. в Беларуси прошло торжественное празднование 1020‑летия Крещения Руси, в рамках которого был организован международный научный круглый стол с участием ученых Национальной академии наук и учреждений высшего образования нашей страны.
БПЦ активно участвует в процессах национального возрождения. Одним из значимых событий, связанных с процессом белорусизации церкви, является разрешение на чтение на белорусском и русском языках паремий (чтения из Ветхого Завета), Апостола и Евангелия, принятое общим епархиальным съездом духовенства Минской епархии. На белорусском и русском языках выходят церковные издания, осуществляется преподавание в церковных учебных заведениях. Формированию национального облика БПЦ способствует также создание в Гродно и Минске приходов в честь Всех Святых земли Белорусской.

Знаковое место в культурной жизни страны занимает Всехсвятский храм-памятник в Минске, построенный в память «безвинно убиенных в Отечестве нашем». Инициатором и руководителем этого религиозного и историко-культурного комплекса является настоятель храма отец Федор Повный. В 2010 г. в храмовой крипте состоялось символическое захоронение останков неизвестных солдат, погибших на территории Беларуси в войне 1812 г., Первой и Второй мировых войнах. Посвящение храма Всем Святым символизирует межконфессиональное согласие.

С большим общественным резонансом и масштабом прошло празднование 1025‑летия Крещения Руси в 2013 г., в котором приняли участие тысячи людей. Состоялся визит в нашу страну Патриарха Кирилла, была проведена масштабная Международная научная конференция в Национальной академии наук Беларуси. Прошел ряд религиозных и культурных мероприятий.

Сохраняется и развивается традиция православного паломничества. В Беларуси культовыми местами для православных паломников являются Жировичский монастырь, религиозные святыни Полоцка и Минска, святой источник в Логойске, а также Гомель, Корма, Слуцк, Туров и другие места. Организуются паломничества в один из старейших монастырей Беларуси — Лавришевский на Гродненщине, основанный, согласно Ипатьевской летописи, в 13 в. великим князем литовским Войшалком, в монашестве преподобным Елисеем Лавришевским.

PZ2.jpg
Жировичский монастырь. 1996 г.

Главными маршрутами православных паломников из Беларуси являются Россия и Украина, а также западные страны (Болгария, где богослужение ведется на церковнославянском языке), Сербия, Греция (со знаменитыми монастырями в Метеорах и на горе Афон), Кипр, Италия (где в городе Бари находятся мощи святого Николая Чудотворца); возобновлена древняя традиция паломничества к христианским святыням в Иерусалим.

Продолжением традиций толерантности в стране является укрепление межконфессиональных контактов между Православной и Католической церквями. По благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий в мае 2017 г. принял Апостольского нунция архиепископа Габора Пинтера в рамках его трехдневного визита в Витебскую область. Это была первая поездка архиепископа в северный регион Беларуси.


PZ3.jpg
Ансамбль Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках в Минске. 1998–2012 гг.

До 2013 г. Белорусскую Православную Церковь возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру — Кирилл Варфоломеевич Вахромеев), внесший огромный вклад в возрождение и развитие православных традиций в Беларуси. С 1989 г. митрополит Филарет возглавлял Синод Белорусской Православной Церкви; являлся постоянным членом Синода Русской Православной Церкви. При нем в Беларуси были возрождены все исторически существовавшие епархии, возобновили деятельность многие мужские и женские монастыри, братства и сестричества. Большой личный вклад митрополита Филарета в духовное возрождение белорусского народа отмечен высокими государственными наградами — медалью и орденом Франциска Скорины, орденом Отечества III степени, орденом Почета. В 2006 г. главе БПЦ присвоено звание Героя Беларуси.

В 2013–20 гг. управляющим Минской епархией, ее правящим архиереем был митрополит Минский и Заславский Павел (в миру — Георгий Васильевич Пономарев). В 2014 г. образована Минская митрополия Белорусской Православной Церкви. Территория собственно Минской епархии, в которую раньше входил Минск и вся Минская область, теперь ограничена только Минском и Минским районом. В связи с этим титул главы Минской епархии изменился — «митрополит Минский и Заславский». При этом владыка Павел возглавлял новообразованную в границах Минска и Минской области Минскую митрополию, в которую вошли четыре епархии. Митрополит Минский и Заславский являлся главой Минской епархии, главой Минской митрополии и главой Белорусской Православной Церкви.

PZ4.jpg

Церковь Иоанна Предтечи в д. Дудутки Минской области. 2008 г.

PZ5.jpg
Церковь Святой Софии Слуцкой в Минске. 2011 г.

С августа 2020 г. Патриаршим Экзархом всея Беларуси является митрополит Минский и Заславский Вениамин (в миру Виталий Иванович Тупеко).
На 1.1.2019 г. БПЦ объединяла 1 709 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Действовало 1 683 православных храма, 190 — строилось. С 2014 г. действует Духовно-административный центр — Минская Экзархия, включающий 19 синодальных отделов и комиссий.

БПЦ организационно подчинена Московскому патриархату РПЦ, при этом канонически каждый епископ действует самостоятельно, общие решения принимаются коллегиально на Синоде.


PZ6.jpg
Православная пасха.

В Минске находится высшее богословское учебное заведение БПЦ — Минская духовная академия. Действуют 2 духовных семинарии (Минская и Витебская), 3 духовных училища (в Минске, Витебске и Орше), Институт теологии БГУ.

Белорусская православная церковь имеет около 10 периодических изданий и еженедельную программу «Дабравест».

В Республике Беларусь на начало 2021 г. зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих 29 культовых зданий, 2 — строились. Это общины поповцев (относятся к белокриницкой церкви) и беспоповцев (федосеевского, поморского, филипповского течений). После объявленного Русской православной церковью сближения со старообрядчеством наметился интерес к старообрядцам со стороны БПЦ, особенно к поповскому направлению, с которым меньше расхождений во взглядах на церковную структуру.


Римско-католическая церковь

Религиозная деятельность Римско-католической церкви (РКЦ) в Беларуси опирается на традиционную для нашей страны костельную структуру.

В 1989 г. была создана Минская диоцезия, в 1991 г. — Гродненская диоцезия в границах Гродненской области и Минско-Могилевская архидиоцезия-митрополия в границах Минской и Могилевской областей с подчинением последней Пинской диоцезии в границах Брестской и Гомельской областей. В 1999 г. появилась Витебская диоцезия в границах Витебской области. Генеральным викарием на Пинский деканат, который включал 40 костелов, был назначен кардинал Казимир Свёнтек. В Беларуси действуют 4 римско-католические диоцезии.


RKZ1.jpg
Костел святого Симеона и святой Елены.

В апреле 1999 г. Святой Престол создал Конференцию католических епископов в Беларуси, ее председателем до июня 2006 г. был кардинал Казимир Свёнтек (1914–2011) — один из видных деятелей Белорусского костела, первый белорусский кардинал в 1994 г. Во время сталинских репрессий в 1944–54 гг. К. Свёнтек находился в лагерях, после освобождения служил настоятелем костела в Пинске, в 1991 г. возглавил РКЦ в Беларуси.

Католических священнослужителей готовят 2 высшие католические духовные семинарии — в Гродно и Пинске. Также работают 3 колледжа — катехитический в Барановичах, теологические в Гродно и Минске. Большим и долгожданным событием в современной истории Белорусского костела стала регистрация Минской теологической академии имени Иоанна Павла II, которая состоялась в начале 2015 г. Минско-Могилевская архидиоцезия издает журналы «Наша вера», «Ave Maria», журнал для детей «Маленькі рыцар Беззаганнай», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской диоцезии издается журнал «Дыялог». В Гродно выходит газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках, в Витебской диоцезии — газета «Каталіцкі веснік».


RKZ2.jpg
Кафедральный костел Наисвятейшей Девы Марии в Минске

С 2007 г. главой Белорусского костела был назначен архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который получил титул митрополита Минско-Могилевского (поскольку он возглавил также Минско-Могилевскую архидиоцезию). В 1989 г. Папа Римский Иоанн Павел II назначил Т. Кондрусевича апостольским администратором Минской диоцезии. В 2015–20 гг. архиепископ Кондрусевич был председателем Конференции католических епископов в Беларуси.

RKZ3.jpg
Несвижский иезуитский костел Божьего Тела. 16 в. 

На январь 2021 г. РКЦ в Беларуси объединила 498 общин, которые располагали 514 культовыми зданиями, 31 — строилось. Памятниками истории и архитектуры являются около 200 католических культовых зданий, многие костелы реставрируются и ремонтируются. Действуют 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.
В Беларуси зарегистрирована одна община католиков латинского обряда, которые придерживаются старого, дособорного (до II Ватиканского собора 1962–65) учения и отрицают проведение богослужения на национальных языках (считают латынь единственным языком литургии). Традиционалисты в богослужении используют старую костельную музыку, григорианский хорал и др.


Греко-католическая церковь

С начала 1990‑х годов в Беларуси возобновила деятельность Греко-католическая церковь, что связано с духовными поисками части интеллигенции и идеей национальной церкви с литургическим белорусским языком. В 2020 г. действовало 16 общин греко-католиков, в приходах несли служение 14 священнослужителей. Общины имели 5 культовых зданий. Руководство повседневной жизнью Греко-католической церкви Беларуси осуществляет апостольский визитатор архимандрит Сергей (Гаек).
Белорусский костел ставит акцент в своем социальном служении на борьбе с моральными пороками, в частности с пьянством и алкоголизмом. Ксендз Юозас Булька, настоятель костела Святой Анны в д. Мосар Глубокского района Витебской области, прославился на всю страну борьбой с пьянством и пропагандой трезвого образа жизни. Ю. Булька создал первый в стране антиалкогольный музей, а также выступил с инициативой организовать в Мосаре безалкогольную зону. В 2007 г. в д. Мосар заложена первая в Беларуси аллея трезвенников, на которой посадили деревья представители 40 белорусских клубов анонимных алкоголиков, а также бывшие алкоголики из Латвии и Литвы. Ю. Булька приехал в д. Мосар настоятелем местного костела в 1980‑е годы. В 2006 г. Ю. Булька Указом Президента Республики Беларусь был награжден медалью Франциска Скорины за укрепление духовных ценностей и пропаганду здорового образа жизни.

Процесс белорусизации костельной жизни начался с 1990‑х годов, с этого времени богослужения в основном проводятся на белорусском языке, издается белорусскоязычная литература. В богослужении также используется и польский язык. После одобрения Ватиканом был издан и направлен в приходы сборник текстов богослужений («Имшал») на белорусском языке, что способствовало переводу всего богослужения на белорусский язык. Перевод третьей редакции «Римского Имшала» был представлен К. Свёнтеком Папе Римскому Иоанну Павлу II в сентябре 2004 г. Процессы белорусизации более активны в новых католических парафиях.

На протяжении 1990‑х — начала 2000‑х годов при Новогрудском костеле Святого Михаила действовало сообщество «Святло жыцця», активом которого являлась группа молодых белорусских интеллигентов, поставивших своей целью постепенную белорусизацию новогрудской католической парафии. Местный священник ксендз А. Демьянко отправлял литургию на белорусском языке. В 1999 г. в связи с десятилетием «Таварыства беларускай мовы» ее руководство обратилось к иерархам Православной, Католической и Протестантской церквей Беларуси с предложением прочитать молитву за белорусский язык, текст которой был написан Марией Заяц, ученицей 9‑го класса СШ № 169 г. Минска. Настоятель костела Святых Симеона и Елены г. Минска Владислав Завальнюк пригласил всех христиан Беларуси прийти в храмы и прочитать эту молитву. Определенные шаги по белорусизации богослужения происходили и в Гродненской области. В Фарном костеле г. Гродно по воскресеньям начали служить имшу на белорусском языке.

В первые годы независимости преподавание в Гродненской высшей духовной семинарии велось в основном на польском языке. В 2004 г., следуя пожеланиям властей и граждан, был в целом завершен процесс перевода обучения на белорусский и русский языки. Постепенно доля белорусских священников возрастает благодаря выпускам белорусских духовных семинарий (первый выпуск Пинской семинарии состоялся в 2007), а также благодаря подготовке кадров в духовных учебных заведениях Польши и Италии.
Одним из значимых выражений веры католиками является паломничество к святыням (пилигримка). Наиболее известной является пилигримка в Будслав, которая проходит ежегодно и собирает тысячи католиков из разных уголков не только Беларуси, но и соседних стран.

Важное значение для костела и верующих в Беларуси имеет празднование юбилейных дат из истории церкви. Так, в марте 1992 г. в Гродно были проведены торжественные мероприятия, посвященные 600‑летию Фарного костела, основанного в 1392 г. великим князем литовским Витовтом. Костел, получивший название «Фара Витовта», считался самым большим и красивым в Великом Княжестве Литовском. В ноябре 1961 г. во время антирелигиозной кампании костел был разрушен. В марте 1992 г. в Гродно была проведена научная конференция, посвященная 600‑летию первого костела в городе, состоялось торжественное богослужение.

Торжественно отмечалась одна из наиболее значительных дат в современной истории белорусского костела — открытие в октябре 1997 г. кафедрального костела Наисвятейшей Девы Марии в Минске. В декабре 2005 г. в костеле состоялось освящение реконструированного алтаря и новых органов. Торжественную святую имшу служил Митрополит Минско-Могилевский кардинал Казимир Свёнтек вместе со всеми белорусскими епископами, представителем епископата Австрии и многочисленными священниками из разных диоцезий Беларуси. В 2006 г. при финансовой помощи Министерства культуры Республики Беларусь и Минского горисполкома была завершена реставрация росписей главного нефа кафедрального костела Наисвятейшей Девы Марии, в 2007 г. завершены запланированные реставрационные работы по восстановлению фресок.

В настоящее время происходит канонизация новых святых Белорусского костела. В 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику блаженных католической конфессии 11 сестер-назаретянок из Новогрудка, которые были расстреляны нацистами.
Начиная с 2015 г. каждый год проводятся научные конференции, посвященные Эдварду Войниловичу, в которых принимают участие представители районных властей, ученые, православные и католические священнослужители. На базе районных отделов образования проводятся конкурсы среди учеников школ на лучшую краеведческую работу, победители получают ценные призы. Конференции прошли в Копыле (2015), Несвиже (2016), Слуцке (2017), Клецке (2018), Ивье (2019).

Митрополит Т. Кондрусевич в конце ноября 2019 г. принял участие в перезахоронении останков участников восстания 1863–64 гг. в Вильнюсе. Церемония перезахоронения была проведена на высоком государственном уровне с участием президентов Литвы и Польши, Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь И. Петришенко.


Протестантская церковь

Протестантская церковь в Беларуси является третьей христианской конфессией по значимости и влиянию. Во времена советской власти белорусские протестантские церкви могли зарегистрироваться только в составе Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) с центром в Москве. С середины 1980‑х годов белорусские протестанты начали ставить вопрос о создании автономных церковных союзов для каждой деноминации.

В ноябре 1989 г. старшим пресвитером церквей христиан веры евангельской (ХВЕ) по Беларуси избран Николай Куркаев (1947–2014), который долгое время служил пастором церкви ХВЕ «Спасение» в Барановичах, одной из крупнейших протестантских церквей Беларуси. В марте 1991 г. Н. Куркаев был избран первым заместителем Союза церквей ХВЕ в СССР.


prot1.jpg
Костел Святого Казимира в Логойске Минской области. 1999 г.

В феврале 1991 г. создан Союз ХВЕ в Беларуси, который объединил большинство церквей христиан веры евангельской. Епископом белорусского Союза ХВЕ был избран Федор Марчук (1939–97) — пастор Красненской церкви ХВЕ Молодечненского района и старший пресвитер церквей ХВЕ по Минской области. В 1997–2014 гг. епископом Союза ХВЕ был пастор крупнейшей в Беларуси протестантской церкви «Благодать» г. Минска Сергей Хомич. Во время его руководства церкви ХВЕ были открыты в каждом районе Беларуси, многие из них смогли построить собственные культовые здания. В 2007 г. Союз ХВЕ реорганизован в Объединенную церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь. С 2014 г. ее возглавляет Сергей Цвор, занимавший посты пастора Брестской церкви ХВЕ, ректора Теологического института ХВЕ (г. Минск), епископа церквей ХВЕ по Минской области.

Объединенная церковь ХВЕ — крупнейшая протестантская деноминация страны. В 2019 г. насчитывала 492 церкви, 445 молитвенных домов. С 1996 г. издается журнал «Благодать» (сначала газета).

Высшее богословское учебное заведение ХВЕ в Беларуси — Теологический институт ХВЕ (основан в 1996; первый ректор С. Хомич). В составе института работают четыре факультета.

Белорусский Союз евангельских христиан-баптистов начал действовать в 1990 г. Первым председателем Союза ЕХБ был Иван Букатый (1928–2005).

В 1989 г. в Минске было организовано первое белорусское протестантское богословское учебное заведение — Заочные библейские курсы. Через 2 года курсы переименованы в Белорусский библейский институт, а позже — Библейский институт ЕХБ, который получил государственную регистрацию в 1995 г. В 1997 г. начало работу высшее богословское учебное заведение — Минская богословская семинария Союза ЕХБ в Республике Беларусь, которая включила все богословские учебные заведения Союза ЕХБ. Семинария состоит из пяти факультетов.

ЕХБ имеет собственные СМИ. В 1992 г. начала вещание Белорусская редакция Трансмирового радио, с 1994 г. издается журнал «Крыніца жыцця».
После И. Букатого Союз ЕХБ возглавляли: Александр Фирисюк (1994–2001), Николай Синковец (2001–10), Виктор Крутько (2010–18), Леонид Михович (с 2018).


prot2.jpg
Дом молитвы «Благодать» в Минске. 1996 г. 

Союз ЕХБ — это вторая по численности белорусская протестантская деноминация, в 2019 г. насчитывала 255 церквей, около 30 баптистских церквей зарегистрировано автономно.

В декабре 1991 г. была зарегистрирована Белорусская Конференция адвентистов седьмого дня (АСД). Первым руководителем Конференции был избран Иван Островский. В 2019 г. в Беларуси действовало около 70 церквей АСД, епископом является Вячеслав Бучнев.

В 1993 г. было зарегистрировано Объединение общин христиан полного Евангелия (ХПЕ) в Республике Беларусь во главе с епископом Александром Саковичем. В 2019 г. в Беларуси действовало 57 зарегистрированных церквей ХПЕ; епископом является Леонид Вороненко.

В 2007 г. было создано Объединение консервативных церквей евангельских христиан-баптистов в Республике Беларусь, которое состоит из 11 церквей.
В целом в Беларуси Протестантская церковь представлена 1 038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 протестантских религиозных направлений.

Благодаря изменению ситуации в отношениях церкви и государства в годы независимости Протестантская церковь в Беларуси смогла в значительной мере реализовать свой потенциал в сфере социального служения и культурно-просветительской деятельности.

Протестантские церкви развернули активную работу по сбору средств потерпевшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. По договоренности с руководством баптистского союза Германии в 1990‑е годы в Беларусь регулярно начали поступать лекарства и медицинское оборудование, которые направлялись в медицинские учреждения. Примером является деятельность кобринской миссии «Эммануил», которая в 1990‑х годах построила детский оздоровительный центр в деревне Именин Кобринского района. Протестантские церкви начиная с 1991 г. содействуют организации оздоровления детей Чернобыльской зоны за пределами нашей страны.

С июня 1995 г. оздоровительный центр «Жемчужинка» на Брестчине начал функционировать на медицинском оборудовании, присланном из США. Там же прошел стажировку и белорусский медицинский персонал. За 20 лет деятельности педагогический, медицинский и административный персонал оздоровительного центра «Жемчужинка» накопил богатый опыт по физическому и духовному воспитанию детей и подростков. Независимо от конфессиональной принадлежности каждый год проходят оздоровление более 1 тыс. человек из всех регионов Беларуси, а также дети государственных домов-интернатов, из неблагополучных семей.


prot3.jpg
Дом молитвы христиан-евангелистов в Кобрине Брестской области. 1993–94 гг.

Большую работу ведут протестантские церкви по улучшению демографической ситуации в стране. Особенно активны здесь церкви христиан веры евангельской, которые сотрудничают с женскими консультациями страны. На страницах журнала «Благодать» верующие врачи выступают со статьями о необходимости укрепления нравственного образа жизни молодого поколения, недопустимости сексуальных отношений до брака. Начиная с 2000‑х годов протестанты регулярно проводят концерты «В защиту жизни», цель которых обратить внимание общества на проблему абортов, неполных семей, детей-сирот.

В 2003 г. Протестантская церковь Беларуси праздновала 450‑летний юбилей Реформации в Беларуси. Идея этого праздника была озвучена 1.6.2002 г. во время научно-практической конференции «Рэфармацыя і залаты век Беларусі», которая прошла в Минске. Был создан Национальный оргкомитет по празднованию 450‑летия Реформации в Беларуси, куда вошли протестантские пасторы и служители, представители научной и творческой интеллигенции. В рамках празднования 450‑летия Реформации были опубликованы статьи в республиканской прессе, проведены конкурсы, концерты, выставки. Мероприятия прошли в десятках городов нашей страны и содействовали оживлению в обществе интереса к истории и культуре Беларуси.

С 2002 г. белорусские протестанты ежегодно 31 октября празднуют День Реформации, который проходит в виде торжественных богослужений с обращением к событиям истории Беларуси.

В 2013, 2015, 2017 и 2019 гг. Минская богословская семинария Союза ЕХБ и Теологический институт ХВЕ провели совместные научно-практические конференции «Евангельская Царква Беларусі: гісторыя і сучаснасць».


Иудейское религиозное объединение

В этноконфессиональной структуре Беларуси традиционно заметное место занимает иудаизм. Иудейское религиозное объединение зарегистрировано в 1993 г. В 1990 г. функционировала одна община, на 1.1.1996 г. — 10, на 1.1.2006 г. — 28, в 2019 г. — 53 религиозные общины, которые располагали 9 культовыми зданиями. Верующие исповедуют 3 направления иудаизма: ортодоксальное, хесед-любавич, прогрессивное. Печатный орган — газета «Берега», выходит с июня 1999 г. один раз в месяц. Освещает религиозную жизнь евреев Беларуси, историю и культуру.

Самые большие общины находятся в Минске, Могилеве и Бобруйске. В Минске действует высшее духовное учебное заведение (иешива). Как правило, вокруг иудейских религиозных общин проходит деятельность других еврейских общественных организаций. В Минске действует синагога, есть миква (бассейн для ритуального очищения) и кошерная благотворительная столовая. Работают еврейские школы и детские садики. Благотворительное общество Хесед Рахамим оказывает помощь людям пожилого возраста. Создан Музей истории и культуры евреев Беларуси.

В 1990 г. официально признана Витебская иудейская община, ей было возвращено здание одного из молитвенных домов. В этом доме после реконструкции находилась Витебская синагога. Действует еврейская воскресная школа. С 1993 г. Витебский еврейский культурный центр выпускает «Шалом» — приложение к газете «Выбар», которая выходит на белорусском языке. В октябре 2017 г. в Витебске в исторической части города открылась новая синагога — «Шатер Давида», первая из построенных за последние 100 лет.

В 2002 г. открыт Минский еврейский общинный дом (МЕОД). Основные направления его работы: координация деятельности всех еврейских организаций, направленной на всестороннее развитие и поддержку разнообразных программ и проектов (культурно-просветительских, общеобразовательных, социальных), реализуемых в еврейских общинах, проведение праздников, изучение традиций и истории еврейского народа, организация работы социальной службы, клубов по интересам, реализация детских, семейных, спортивных программ.


Ислам

Мусульмане в Беларуси живут не одну сотню лет. В 2006 г. в Витебской области насчитывалось 4 общины, в Брестской — 2, в Гродненской — 8, в Минской — 6, в Могилевской и Гомельской по 1. В Минске действовали 2 общины. В мусульманских общинах несли службу 14 имамов. На 2020 г. зарегистрировано 24 мусульманские религиозные общины суннитского направления и одна община шиитского направления.

Действует 6 мечетей и 3 молитвенных дома, в т. ч. Соборная мечеть в г. Минске. Большинство общин суннитского толка входят в состав двух религиозных объединений: Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, зарегистрированного в январе 1994 г. (14 общин) и Духовного управления мусульман в Республике Беларусь, зарегистрированного в 2002 г. (5 общин).


islam1.jpg
Соборная мечеть в Минске. 2016 г. 

Возведены мечети в Слониме (1994), Смиловичах (1996), обновлены в Новогрудке (1997), Видзах (1999), Клецке (2000), Молодечно (2002), мусульманский центр создан в Ивье (1995). Одной из древнейших в Восточной Европе является Ловчицкая мечеть.

В Минске построена Соборная мечеть, открытие которой состоялось в ноябре 2016 г. во время первого государственного визита Президента Турции в Беларусь. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил, что в нашей стране «каждый гражданин может найти дорогу к своему храму» независимо от вероисповедания, а государство, в свою очередь, и далее будет делать все возможное, чтобы представители каждой конфессии здесь чувствовали себя как дома.


Новые конфессии

 Процессы демократизации, оживление религиозной жизни, отмечавшиеся в Республике Беларусь в течение 1990‑х годов, привели к появлению в исторически сформировавшейся конфессиональной структуре белорусского общества ранее неизвестных здесь новых религий. Их можно рассматривать как результат адаптации общества к происходящим переменам.

Наиболее активно процесс распространения новых религий в Беларуси проходил в 1990‑е годы. В большинстве случаев общины и центры новых религий создавались в столице, затем их структуры распространялись в областные центры, крупные города. Некоторые новые религии создали структуры и в небольших населенных пунктах. Вовлечение в новые религии белорусских последователей в конце 1990‑х — начале 2000‑х годов все более стихийно происходит через Интернет (растафари, вуду, различные шаманские и оккультные группы, практики даосской и буддийской направленности).

В системе общественных отношений, складывавшихся в Беларуси в начале 1990‑х годов, в этноконфессиональной структуре белорусского общества новые религии выступили в качестве конкурента классическим религиям. Этому способствовала и миссионерская активность новых религий, и отсутствие у большинства бывших советских граждан религиозного опыта. Трагические события 1990‑х годов, связанные с деятельностью таких деструктивных сект, как Аум Синрике, Белое Братство и другие, стали свидетельством того, что новые религии являются факторами повышенного риска и требуют особого внимания со стороны общества.

В разных регионах Беларуси официально зарегистрированы общины Веры Бахаи и Международного общества Сознания Кришны. В 2015 г. в Минске зарегистрирована буддистская община «Шен Чен Линг» традиции Бон. Часть религиозных групп действует без регистрации.


Белорусская Библия

В независимой Беларуси осуществлен полный перевод Библии на белорусский язык, что стало одним из главных достижений белорусской культуры. В 1991 г. Новый Завет и Псалмы вышли на белорусском языке в переводе пастора Л. Дзекуть-Малея и А. Луцкевича издания 1931 г. К 2017 г. православные, католики и протестанты издали ряд переводов Нового Завета, а Библейское общество выпустило 2 издания полной Библии на белорусском языке.

В начале 1990‑х годов спрос на Священное Писание был столь велик, что библейские тексты печатал журнал «Беларусь», в 1990–91 гг. вышли отдельные библейские книги в переводе Л. Дзекуть-Малея и А. Луцкевича, а также известного современного переводчика В. Сёмухи. Одновременно журнал «Спадчына» печатал Новый Завет в переводе А. Клышки, которого консультировал Александр Фирисюк.

В 1990 г. начала работу над белорусскоязычным переводом Библии Библейская комиссия Белорусской Православной Церкви. В 1991 г. вышло «Святое Евангелле паводле Матфея» одновременно на греческом, церковнославянском, русском и белорусском языках.

В 1994 г. Международное Библейское общество издало «Маю першую Біблію» для детей.

В 1995 г. В. Сёмуха, который некоторое время сотрудничал с Библейской комиссией БПЦ, а также с протестантскими служителями, издал собственный перевод Нового Завета и Псалмов. В 1998 г. в Гродно в издательстве Гродненской римско-католической диоцезии были переизданы «Чатыры Эвангэліі» в переводе ксендза В. Годлевского.
Еще в советские времена настоятель костела в д. Вишнево Воложинского района Минской области ксендз В. Чернявский сделал перевод всей Библии на белорусский язык. В 1999 и 2003 гг. увидели свет 2 издания Нового Завета в переводе В. Чернявского под редакцией протестантского пастора А. Бокуна и редакции Белорусского Библейского общества.

В 2002 г. издана первая полная Библия на белорусском языке в переводе В. Сёмухи, который сотрудничал с белорусским протестантским служителем в Канаде Ю. Рапецким.
Библейская комиссия БПЦ в 2007 г. издала «Свяшчэннае Евангелле» — перевод четырех Евангелий, предназначенных для использования в православной богослужебной практике.

Часть Библии (Новый Завет) на белорусском языке вышла в авторском переводе А. Клышки.

Настоящий прорыв в белорусской библеистике произошел в 2017 г., когда праздновалось 500‑летие Библии Франциска Скорины. Первым появился в 2016 г. перевод с оригинальных языков Нового Завета и Книги Притч пастора А. Бокуна. В предисловии переводчик отметил, что завершение своего труда он приурочил именно к 500‑летнему юбилею белорусской Библии.

Библейская комиссия БПЦ в 2017 г. издала «Новы Запавет Госпада нашага Ісуса Хрыста». Перевод сделан с оригинального древнегреческого текста. В процессе работы над переводом Библейская комиссия БПЦ анализировала и учитывала переводы Священного Писания на белорусский язык, сделанные Л. Дзекуть-Малеем, В. Годлевским, Я. Станкевичем, П. Татариновичем, В. Чернявским, М. Мицкевичем, В. Сёмухой, А. Клышкой. Использовались также различные переводы Библии на русский, украинский, польский, английский и другие языки. Презентация этого перевода состоялась в ноябре 2017 г. в Национальной библиотеке Беларуси, издание представлял митрополит Минский и Заславский Павел.

В декабре 2017 г. в Национальной библиотеке Беларуси состоялась презентация первого полного официального перевода Нового Завета на белорусский язык, сделанного Римско-католической церковью. Выступая в рамках презентации, митрополит Т. Кондрусевич отметил важное значение перевода Священного Писания на белорусский язык, призвал представителей всех христианских конфессий объединить усилия для перевода всей Библии, стимулом к чему является духовный подвиг Франциска Скорины.

В декабре 2017 г. в Бресте при поддержке протестантских церквей города был установлен первый в нашей стране памятный знак Библии (скульптурное изображение Книги книг с надписью «Брэсцкая Біблія. 1563»).

В рамках продолжения «Года беларускай Бібліі» в сентябре — октябре 2018 г. в Национальной библиотеке Беларуси прошла международная выставка «Беларусь і Біблія». Организаторами выступили Группа исследования древних рукописей (США) и Национальная библиотека Беларуси. На выставке впервые в истории нашей страны экспонировались раритеты мировой значимости: древние шумерские и аккадские таблички и цилиндрические печати, папирусные свитки, древнейшие Кумранские рукописи, древние пергаментные свитки Торы из различных стран, старинные печатные экземпляры Библии на разных языках, в т. ч. и Библия Франциска Скорины, рукописные и печатные Библии, выполненные в Беларуси или хранящиеся в нашей стране. Раритеты были привезены из США, Великобритании, Израиля, Кореи.

Успехи белорусской библеистики были отмечены высокой государственной наградой. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 9.1.2019 г. вручил премию «За духовное возрождение» коллективам Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви и Секции по переводу литургических текстов и официальных документов Католической церкви комиссии богослужения и дисциплины таинств при Конференции католических епископов в Беларуси за перевод с оригинальных языков и издание книг Нового Завета на белорусском языке.

В сентябре 2019 г. во время празднования 1000‑летия г. Бреста Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко преподнес в подарок городу экземпляр Брестской Библии 1563 г.: «Примите еще один дар, достойный такой великой даты, — это экземпляр Брестской Библии, отпечатанной здесь почти полтысячелетия назад. Эта вечно живая книга возвращается к себе домой».

Главным историческим достижением нашего общества является мирное сосуществование разных конфессий и сотрудничество между ними. Конфессии играют весьма существенную роль в социальной и культурной жизни Республики Беларусь. Их деятельность тесно связана с духовной жизнью общества, и это делает ее богаче и разнообразнее.