Религиозная ситуация в Республике Беларусь
Дата создания: 03.04.2023 12:52:09
Дата изменения: 24.06.2025 11:43:17
- Общая характеристика
- Белорусская Православная Церковь
- Старообрядцы
- Римско-католическая церковь
- Протестантизм в Беларуси
- Иудейское религиозное объединение
- Мусульмане
- Нетрадиционные религии
- Белорусская Библия
Общая характеристика
Верность христианским ценностям и веротерпимость формировались в Беларуси веками и являются фундаментом жизнестойкости белорусов. На белорусской земле со времён Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского несли служение представители различных вероисповеданий, а в XVI в. было законодательно закреплено равенство всех конфессий. После многих исторических испытаний становится ещё более понятна мудрость наших предков, которые законодательно обеспечили свободу вероисповедания в стране более 450 лет тому назад.
Период независимости Республики Беларусь отмечен активным участием конфессий в социальной и культурной жизни белорусского общества. Наша страна на государственном уровне декларирует принадлежность к христианской цивилизации, Рождество Христово и Пасха Христова — государственные праздники. Более того, в Беларуси Рождество и Пасха празднуются дважды — по григорианскому и по юлианскому календарям, что подчёркивает поликонфессиональность и религиозную толерантность нашего общества.
В конце 1980‑х гг. в СССР идеологические ориентиры общества заметно трансформировались, и на смену жёстким атеистическим установкам пришли плюралистические взгляды и оценки, допускавшие религиозные подходы во взглядах на развитие культуры и общества в целом. В 1986–1987 гг. сложились благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. В этот период в Беларуси действовало 370 православных приходов и один монастырь (в д. Жировичи Слонимского района Гродненской области), 103 католические парафии (66 из них в Гродненской области), более 250 протестантских церквей.
В апреле 1988 г., накануне торжественного празднования 1000‑летия Крещения Руси, состоялась встреча Патриарха Русской Православной Церкви Пимена с генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым, после которой церковь получила право свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Священникам был открыт доступ к средствам массовой информации, а также в учреждения образования.
Началась регистрация новых церковных общин. На протяжении 1988 г. в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские общины.
В 1989 г. действовало уже 399 приходов Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Были восстановлены Могилёвская, Пинская и Полоцкая епархии, началось создание Брестской и Гомельской. В том же году на базе Свято-Успенского Жировичского монастыря возобновила деятельность Минская духовная семинария. При Минском епархиальном управлении открылись курсы по подготовке регентов, начал выходить бюллетень «Минские епархиальные ведомости».
Учитывая поликонфессиональную модель общества, государство обеспечивает равные права конфессиям. Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующими статусами и государственными законодательными актами. Согласно Конституции Республики Беларусь все религии и вероисповедания равны перед законом. 17 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон прошёл международную экспертизу и признан соответствующим международным стандартам. 31 октября 2002 г. был принят новый Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». 30 декабря 2023 г. он был изложен в новой редакции. В преамбуле закона признаётся особая роль Белорусской Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси; неотделимость от общей истории народа Беларуси религиозных организаций Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.
Новая редакция закона определила отношения государства и религиозных организаций. Статья 8 предусматривает организацию взаимоотношений с религиозными объединениями путём заключения соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Данная норма свидетельствует о признании возможности религиозных организаций сотрудничать с государством, принимать активное участие в социально значимых сферах жизни общества. Особенностью закона является статья 13, согласно которой религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 верующих. Определён порядок образования религиозного объединения при наличии не менее 15 общин единого вероисповедования, действующих во всех областях Республики Беларусь и г. Минске, из которых хотя бы одна существовала на территории Республики Беларусь не менее 30 лет с даты государственной регистрации.
В связи с упразднением института уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР 16 августа 1991 г. был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Его подразделения функционировали при облисполкомах. Первоначально Совет по делам религий являлся структурой Министерства культуры и печати, в 1995 г. перешёл под контроль Правительства. Перед Советом ставились следующие задачи: реализация прав граждан, регулирование взаимоотношений между государственными органами и религиозными организациями, решение вопросов собственности и пользования культовым имуществом. В январе 1997 г. был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь, заменивший Совет по делам религий. Помимо конфессиональных в его компетенцию вошли вопросы деятельности национальностей, проживающих на территории страны.
Соответствующие структуры начали функционировать в областных центрах и г. Минске. Новый орган получил больше прав, расширились его полномочия в законодательной сфере. В ноябре 2001 г. эта структура преобразована в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. 6 февраля 2002 г. Совет Министров утвердил положение о комитете, его полномочия определил закон «О свободе совести и религиозных организациях». Комитет оказывал по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договорённостей с государственными организациями и т. д. С 2002 г. при Комитете действует постоянный экспертный совет — единственный в Республике Беларусь орган, уполномоченный проводить государственную религиоведческую экспертизу учения, культовой практики и деятельности религиозных организаций. Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. был создан аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей в структуре Правительства Республики Беларусь, который действует до настоящего времени. Аппарат Уполномоченного выполняет функции не только контрольного органа, но и исследовательского и координационного центра. С 2008 г. при нём функционирует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на содействие сохранению и укреплению межконфессионального мира и согласия в Республике Беларусь, поддержание традиций веротерпимости и толерантности, межконфессионального диалога между представителями различных конфессий и религиозных направлений, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов.

Церковь Рождества Богородицы (Маломожейковская) в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области
С 1988 по 2024 г. количество официально зарегистрированных религиозных организаций увеличилось в 4 раза, а религиозных направлений — в 3 раза. На 1 января 2024 г. насчитывалось 25 конфессий и религиозных направлений, 3 318 религиозных общин, 173 религиозные организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). Общая численность действующих культовых зданий составляет 2 871, строящихся — 184. В Беларуси несли служение 3 725 священнослужителей, из них 127 — иностранных.
Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент при определении ставки арендной платы.
Ежегодно указом Главы государства священнослужителям и студентам (семинаристам) очной формы обучения духовных учебных заведений Белорусской Православной Церкви и Римско-католической церкви в Республике Беларусь предоставляется отсрочка от службы в армии.
Одним из важных направлений государственной поддержки религиозных организаций является оказание финансовой помощи из средств республиканского бюджета на проведение работ по реставрации памятников истории и культуры.
Новая, в сравнении с советской, практика отношений церкви и государства способствует активизации деятельности всех конфессий. Они вносят значительный вклад в сплочение общества, объединение усилий различных слоёв верующих вокруг созидательных общественных целей. Все конфессии действуют в условиях доверия и уважения между собой, мира и стабильности, что является свидетельством эффективности религиозной политики государства.
Белорусская Православная Церковь
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ), который прошёл в октябре 1989 г. в Москве, было принято решение о создании Белорусского Экзархата, в который вошли все епархии с приходами и монастырями на территории Беларуси. До 2013 г. Белорусскую Православную Церковь возглавлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру — Кирилл Варфоломеевич Вахромеев), внёсший огромный вклад в возрождение и развитие православных традиций в Беларуси. С 1989 г.
митрополит Филарет возглавлял Синод Белорусской Православной Церкви; являлся постоянным членом Синода Русской Православной Церкви. При нём в Беларуси были возрождены все исторически существовавшие епархии, возобновили деятельность многие мужские и женские монастыри, братства и сестричества. Большой личный вклад митрополита Филарета в духовное возрождение белорусского народа отмечен высокими государственными наградами — медалью и орденом Франциска Скорины, орденом
Отечества III степени, орденом Почёта. В 2006 г. Филарету присвоено звание Героя Беларуси.
В 2013–2020 гг. управляющим Минской епархией, её правящим архиереем был митрополит Минский и Заславский Павел (в миру — Георгий Васильевич Пономарёв). В 2014 г. образована Минская митрополия Белорусской Православной Церкви. Территория собственно Минской епархии, в которую раньше входили Минск и вся Минская область, теперь ограничена только Минском и Минским районом. В связи с этим титул главы Минской епархии изменился — «митрополит Минский и Заславский». При этом владыка Павел возглавлял новообразованную в границах Минска и Минской области Минскую митрополию, в которую вошли четыре епархии. Митрополит Минский и Заславский являлся главой Минской епархии, главой Минской митрополии и главой Белорусской Православной Церкви.
С августа 2020 г. Патриаршим Экзархом всея Беларуси является митрополит Минский и Заславский Вениамин (в миру — Виталий Иванович Тупеко).
На 1 января 2024 г. БПЦ объединяла 1 737 православных приходов, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, одну миссию. Действовало 1 878 православных храмов, 147 — строилось. С 2014 г. действует Духовно-административный центр — Минская Экзархия, включающий 24 синодальных отдела и комиссии.
Белорусская Православная Церковь организационно подчинена Московскому Патриархату РПЦ, при этом канонически каждый епископ действует самостоятельно, общие решения принимаются коллегиально на Синоде, состоящему на 1 января 2025 г. из 16 епископов.
В Минске находится высшее учебное заведение БПЦ — Минская духовная академия, обеспечивающее магистерскую и кандидатскую программы богословского образования. Действуют 2 духовные семинарии, работающие по программам бакалавриата (Минская в агрогородке Жировичи и Витебская), 3 духовных училища (в Минске, Витебске и Орше), Институт теологии БГУ. Минская духовная семинария, Минская духовная академия и Институт теологии БГУ издают серии научных трудов профессорско-преподавательского состава. С 1994 г. силами Института теологии проводятся Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, являющиеся форумом научно-богословской мысли. С 2014 г. ежегодно всеми епархиями Белорусской Православной Церкви совместно с органами государственного управления, учреждениями высшего образования, науки и культуры Беларуси проводятся Белорусские Рождественские образовательные чтения.
При поддержке Белорусской Православной Церкви на ведущих республиканских телеканалах страны выходят программы духовно-просветительского содержания: «Сила веры», «Iснасць», «Прикосновение к свету», «Духовное возрождение». Кроме того, церковью издаётся около 20 периодических журналов и газет: «Верую», «Воскресение», «Гродненские епархиальные ведомости», «Врата небесные», «Духовный вестник», «Ведомости Минской митрополии», «Наше Православие», «Новогрудские епархиальные ведомости», «Полоцкие епархиальные ведомости», «Преображение», «Сектоведение», «Хронос», «Сретение», «Поколение», «Ступени», «Скрижали», «Труды Минской духовной академии», «Труды Минской духовной семинарии», «Царкоўнае слова» и др.
В июне 2003 г. между государством и БПЦ подписано соглашение о сотрудничестве, определившее основные направления совместной работы в социально значимой сфере. В рамках его были разработаны совместные соглашения и программы сотрудничества с отдельными министерствами и ведомствами. В 2004 г. была подписана Программа сотрудничества между БПЦ и Министерством образования Республики Беларусь, которая включает проведение ряда совместных мероприятий: экспертизу учебных программ, реализацию эксперимента по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников на христианских традициях белорусского народа, утверждение концепции развития теологического образования в светских учреждениях высшего образования. Например, в 2005 г. с началом учебного года в Минске на базе СШ № 148 были набраны классы с изучением элементов духовно-нравственного воспитания на православных традициях. К 2024 г. соглашения о сотрудничестве с БПЦ подписаны большинством министерств Беларуси.
С 1997 г. в Минске при приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работают социальные мастерские, помогающие социально-трудовой адаптации, реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. В мае 2002 г. открылся Дом Милосердия с храмом Праведного Иова Многострадального, в котором проводится реабилитация и возвращение к деятельной жизни пожилых людей, детей-сирот и инвалидов. В августе 2005 г. был открыт Дом социального служения для людей с умственными и физическими ограничениями при приходе Рождества Пресвятой Богородицы в д. Тарасово Минского района. Синодальным отделом по благотворительности осуществляется помощь в духовном сопровождении больниц и хосписов, а также поддерживается проект «Сердце Беларуси» — интерактивная карта, отображающая все социальные проекты БПЦ и упрощающая оказание адресной помощи нуждающимся в разных регионах страны.
Белорусская Православная Церковь активно участвует в процессах национального возрождения. Одним из значимых событий, связанных с процессом белорусизации церкви, является разрешение на чтение на белорусском и русском языках паремий (чтения из Ветхого Завета), Апостола и Евангелия, принятое общим епархиальным съездом духовенства Минской епархии. На белорусском и русском языках выходят церковные издания, осуществляется преподавание в церковных учебных заведениях. Формированию национального облика БПЦ способствует также создание в Гродно и Минске приходов в честь Собора Всех Белорусских Святых.
Знаковое место в культурной жизни страны занимает Всехсвятский храм-памятник в Минске, построенный в память «безвинно убиенных в Отечестве нашем». Инициатором и руководителем этого религиозного и историко-культурного комплекса является настоятель храма протоиерей Фёдор Повный. В храмовой крипте происходит символическое захоронение останков неизвестных солдат, погибших на территории Беларуси в войне 1812 г., Первой и Второй мировых войнах, а также иных войнах и вооружённых конфликтах. Посвящение храма Всем Святым символизирует межконфессиональное согласие.
Сохраняется и развивается традиция православного паломничества. В Беларуси культовыми местами для православных паломников являются Свято-Успенский Жировичский монастырь, религиозные святыни Полоцка, Минска, Гомеля, Кормы, Слуцка, Турова и другие места. Организуются паломничества в один из старейших монастырей Беларуси — Лавришевский на Гродненщине, основанный, согласно Ипатьевской летописи, в XIII в. великим князем литовским Войшалком, в монашестве преподобным Елисеем Лавришевским.
Главными маршрутами православных паломников из Беларуси являются Россия и Украина, а также западные страны (Болгария, где богослужение ведётся на церковнославянском языке), Сербия, Греция (со знаменитыми монастырями в Метеорах и на горе Афон), Кипр, Италия (где в городе Бари находятся мощи святого Николая Чудотворца); возобновлена древняя традиция паломничества к христианским святыням в Иерусалим.
Продолжением традиций толерантности в стране является укрепление межконфессиональных контактов между Православной и Католической церквями.
Старообрядцы
В Республике Беларусь на начало 2024 г. зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих 29 культовых зданий, 2 — строились. Это общины поповцев (относятся к белокриницкой церкви) и беспоповцев (федосеевского, поморского, филипповского течений). После объявленного Русской Православной Церковью сближения со старообрядчеством наметился интерес к старообрядцам со стороны БПЦ, особенно к поповскому направлению, с которым меньше расхождений во взглядах на церковную структуру. В структуре БПЦ действует единоверческий старообрядческий приход в честь Святого пророка Илии. В г. Ветка Гомельской области находится Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова с уникальной экспозицией по истории старообрядчества в Беларуси.
Римско-католическая церковь
Религиозная деятельность Римско-католической церкви (РКЦ) в Беларуси опирается на традиционную для нашей страны костёльную структуру. Римско-католическая церковь организационно подчинена Ватикану, располагающемуся на территории Рима (Италия).

Встреча Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с кардиналом К. Свёнтеком и Апостольским нунцием Святого Престола Д. Грушовским. Минск, 2002 г.
В 1989 г. была создана Минская диоцезия, в 1991 г. — Гродненская диоцезия в границах Гродненской области и Минско-Могилёвская архидиоцезия-митрополия в границах Минской и Могилёвской областей с подчинением последней Пинской диоцезии в границах Брестской и Гомельской областей. В 1999 г. появилась Витебская диоцезия в границах Витебской области. Генеральным викарием на Пинский деканат, который включал 40 костёлов, был назначен кардинал Казимир Свёнтек. В Беларуси действуют 4 римско-католические диоцезии.
В апреле 1999 г. Святой Престол создал Конференцию католических епископов в Беларуси, её председателем до июня 2006 г. был кардинал Казимир Свёнтек (1914–2011) — один из видных деятелей Белорусского костёла, первый белорусский кардинал в 1994 г. Во время сталинских репрессий в 1944–1954 гг. К. Свёнтек находился в лагерях, после освобождения служил настоятелем костёла в Пинске, в 1991 г. возглавил РКЦ в Беларуси.
Католических священнослужителей готовят 2 высшие католические духовные семинарии — в Гродно и Пинске. Также работают 3 колледжа — катехетический в Барановичах, теологические в Гродно и Минске. В первые годы независимости преподавание в Гродненской высшей духовной семинарии велось в основном на польском языке. В 2004 г., следуя пожеланиям властей и граждан, был завершён процесс перевода обучения на белорусский и русский языки. Постепенно доля белорусских священников возрастает благодаря выпускам белорусских духовных семинарий (первый выпуск Пинской семинарии состоялся в 2007 г.), а также подготовке кадров в духовных учебных заведениях Польши и Италии.
Большую известность в Беларуси приобрел ксёндз Юозас Булька (1925–2010), настоятель костёла Святой Анны в д. Мосар Глубокского района Витебской области, который прославился борьбой с пьянством и пропагандой трезвого образа жизни. Ю. Булька создал первый в стране антиалкогольный музей, а также выступил с инициативой организовать в Мосаре безалкогольную зону. В 2007 г. в д. Мосар заложена первая в Беларуси аллея трезвенников, на которой посадили деревья представители 40 белорусских клубов анонимных алкоголиков, а также бывшие алкоголики из Латвии и Литвы. В 2006 г. Ю. Булька Указом Президента Республики Беларусь был награждён медалью Франциска Скорины за укрепление духовных ценностей и пропаганду здорового образа жизни.
Процесс белорусизации костёльной жизни начался с 1990‑х гг., с этого времени богослужения в основном проводятся на белорусском языке, издаётся белорусскоязычная литература. В богослужении также используется и польский язык. После одобрения Ватиканом был издан и направлен в приходы сборник текстов богослужений на белорусском языке («Імшал»), что способствовало переводу всего богослужения на белорусский язык. Процессы белорусизации более активны в новых католических парафиях.
Одним из значимых выражений веры католиками является паломничество к святыням (пилигримка). Наиболее известной является пилигримка в агрогородок Будслав Мядельского района Минской области в костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии с Будславской чудотворной иконой Богоматери, которая проходит ежегодно и собирает тысячи католиков из разных уголков не только Беларуси, но и соседних стран.
Важное значение для костёла и верующих в Беларуси имеет празднование юбилейных дат из истории церкви. Так, в марте 1992 г. в Гродно были проведены торжественные мероприятия, посвящённые 600‑летию Фарного костёла, основанного в 1392 г. великим князем литовским Витовтом. Костёл, получивший название «Фара Витовта», считался самым большим и красивым в Великом Княжестве Литовском.
Торжественно отмечалась одна из наиболее значительных дат в современной истории белорусского костёла — открытие в октябре 1997 г. кафедрального костёла Наисвятейшей Девы Марии в Минске. В 2006 г. при финансовой помощи Министерства культуры Республики Беларусь и Минского горисполкома была завершена реставрация росписей главного нефа этого костёла, в 2007 г. завершены реставрационные работы по восстановлению фресок.
В 2000 г. Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику блаженных католической конфессии 11 сестёр-назаретянок из Новогрудка, которые были расстреляны нацистами.
В 2007 г. главой Белорусского костёла был назначен архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который получил титул митрополита Минско-Могилёвского (поскольку он возглавил также Минско-Могилёвскую архидиоцезию). В 1989 г. Папа Римский Иоанн Павел II назначил Т. Кондрусевича апостольским администратором Минской диоцезии. В 2015–2020 гг. архиепископ Т. Кондрусевич был председателем Конференции католических епископов в Беларуси.
Председателем Конференции католических епископов в Беларуси является архиепископ Иосиф Станевский, митрополит Минско-Могилёвский.
Начиная с 2015 г. каждый год проводятся научные конференции, посвящённые Эдварду Войниловичу, общественному деятелю конца XIX — начала XX в., в которых принимают участие представители районных властей, учёные, православные и католические священнослужители.
На начало 2024 г. РКЦ в Беларуси объединяла 500 общин, которые располагали 523 культовыми зданиями, 27 — строилось. Памятниками истории и архитектуры являются около 200 католических культовых зданий, многие костёлы реставрируются и ремонтируются. Действуют 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.
Минско-Могилёвская архидиоцезия издаёт журналы «Наша вера», Ave Maria, журнал для детей «Маленькі рыцар Беззаганнай», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской диоцезии издаётся журнал «Дыялог». В Гродно выходит газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках, в Витебской диоцезии — газета «Каталіцкі веснік». Работает Белорусская редакция Ватиканского радио.
В Беларуси зарегистрирована одна община католиков латинского обряда, которые придерживаются старого, дособорного (до II Ватиканского собора 1962–1965 гг.) учения и отрицают проведение богослужения на национальных языках (считают латынь единственным языком литургии). Традиционалисты в богослужении используют старую костёльную музыку, григорианский хорал и др.
С начала 1990‑х гг. в Беларуси возобновила деятельность Греко-католическая церковь (униаты), что связано с духовными поисками части интеллигенции и идеей национальной церкви с литургическим белорусским языком. 30 марта 2023 г. для униатов страны Папа Франциск учредил «Апостольскую администратуру для верующих византийского обряда в Беларуси». В 2024 г. действовало 16 общин греко-католиков, имевших 4 культовых здания. С 1994 г. руководство Греко-католической церкви Беларуси осуществляет апостольский визитатор архимандрит Сергей (Гаек).
Протестантизм в Беларуси
Протестантизм в Беларуси представлен классическими протестантскими церквями, лютеранами и реформатами, а также группой «поздних протестантов», или «неопротестантов», именуемых в общественном дискурсе сектами. Первая лютеранская церковь была основана в Бресте в 1553 г. На 1 января 2024 г. в стране действовали 24 общины лютеран и одна реформатов. Белорусские лютеране поддерживают тесные контакты с Евангелическо-лютеранской церковью Германии и являются единственными преемниками движения Реформации на территории Беларуси XVI в. В современной Беларуси наибольшее распространение получили неопротестанты — пятидесятники, баптисты, адвентисты, появившиеся в стране в конце XIX — начале ХХ в.
Пятидесятничество — крупнейшее в мире неопротестантское движение, зародившееся в 1901 г. в США. Со времени появления в Беларуси в 1920‑х гг. пятидесятничество было представлено разными организациями: евангельскими христианами в духе апостолов (смородинцы), христианами евангельской веры (воронаевцы), христианами веры евангельской (шмидтовцы), объединённой церковью христиан веры евангельской (федотовцы), евангельскими христианами святыми сионистами (мурашковцы), субботствующими пятидесятниками, христианами полного Евангелия и множеством мелких автономных и полностью независимых союзов, общин и миссий. В начале XXI в. наиболее крупными объединениями пятидесятников Беларуси являются христиане веры евангельской и христиане полного Евангелия.
В феврале 1991 г. создан Союз христиан веры евангельской (ХВЕ) в Беларуси, объединивший большинство церквей христиан веры евангельской. Руководящим епископом белорусского Союза ХВЕ был избран Ф. К. Марчук. В 1997–2014 гг. главой Союза ХВЕ был С. С. Хомич. В 2007 г. Союз ХВЕ реорганизован в Объединённую церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь (ОЦ ХВЕ), т. е. берёт наименование существующей с советских времён в Беларуси группы общин нерегистрирующихся пятидесятников — федотовцев, которые по религиозным мотивам отказываются от официальной регистрации. В 2014–2022 гг. ОЦ ХВЕ возглавлялась епископом С. П. Цвором, а с 2022 г. эту должность занимает
Л. В. Бирюк. ОЦ ХВЕ — крупнейшая неопротестантская организация страны, в 2024 г. насчитывала 526 общин. С 1996 г. издаётся журнал «Благодать» (сначала газета) и действует богословское учебное заведение ХВЕ в Беларуси — Теологический институт ХВЕ.
В 1993 г. было зарегистрировано Объединение общин христиан полного Евангелия (ХПЕ) в Республике Беларусь во главе с епископом А. В. Саковичем. В 2024 г. действовали 62 зарегистрированные церкви ХПЕ; епископом является Л. П. Вороненко.
Баптизм — крупное позднепротестантское движение, зародившееся в 1611 г. в Англии. В Беларуси первые общины баптистов появляются во 2‑й половине XIX в. Наиболее крупное объединение баптистов представлено белорусским Союзом евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), начавшим действовать в 1990 г. В 1990–1994 гг. первым председателем Союза ЕХБ был И. В. Букатый, вторым, в 1994–2002 гг., — А. И. Фирисюк, третьим, в 2002–2010 гг., — Н. В. Синковец, в 2010–2018 гг. — В. Н. Крутько. С 2018 г. Союзом ЕХБ руководит Л. И. Михович.
С июня 1995 г. действует оздоровительный центр «Жемчужинка» на Брестчине, в котором каждый год независимо от конфессиональной принадлежности проходят оздоровление более 1 тыс. человек из всех регионов Беларуси, а также дети государственных домов-интернатов, из неблагополучных семей. В 1997 г. начало работу богословское учебное заведение — Минская богословская семинария Союза ЕХБ в Республике Беларусь. В 1992 г. начала вещание Белорусская редакция Трансмирового радио, с 1994 г. издаётся журнал «Крыніца жыцця». В 2019 г. Союз ЕХБ насчитывал 282 общины.
Адвентистское движение появилось в 1840‑е гг. в США. В Беларуси представлено несколькими организациями, крупнейшая из которых — Адвентисты седьмого дня появилась в стране в 1906 г. В декабре 1991 г. была зарегистрирована Белорусская Конференция адвентистов седьмого дня (АСД). В 1991–2000 гг. первым руководителем Конференции был избран И. И. Островский, а с 2000 по 2015 г. организацией руководил М. И. Островский. В 2008 г. Белорусская Конференция была преобразована в Белорусский унион церквей АСД, что свидетельствовало о повышении статуса белорусских адвентистов в мировой структуре АСД. В 2015–2022 гг. Унионом руководил В. В. Бучнев, в 2022–2023 гг. вновь И. И. Островский, а с 2023 г. — В. Д. Деркач. В 2024 г. в Беларуси действовали 73 общины АСД.
Протестанты в Беларуси проводят значительную социальную работу по реабилитации людей с наркотической и алкогольной зависимостью, имеют целый ряд активно действующих благотворительных организаций и миссий, ввозящих из-за рубежа одежду, лекарства, медицинское оборудование и др.
Иудейское религиозное объединение
В этноконфессиональной структуре Беларуси традиционно заметное место занимает иудаизм. Иудейское религиозное объединение зарегистрировано в 1993 г. В 1990 г. функционировала одна религиозная община, а в 2024 г. — 51 (36 — Иудейского религиозного объединения и 15 — Прогрессивного иудаизма). Верующие исповедуют 3 направления иудаизма: ортодоксальное, хесед-любавич, прогрессивное. Печатный орган — газета «Берега», выходит с июня 1999 г., освещает религиозную жизнь евреев Беларуси, историю и культуру.
Самые большие общины находятся в Минске, Могилёве и Бобруйске. В Минске действует синагога, высшее духовное учебное заведение (иешива), есть миква (бассейн для ритуального очищения) и кошерная благотворительная столовая. Как правило, вокруг иудейских религиозных общин проходит деятельность других еврейских общественных организаций. Работают еврейские школы и детские садики. Благотворительное общество Хесед Рахамим оказывает помощь людям пожилого возраста. В Минске создан Музей истории и культуры евреев Беларуси.
В 1990 г. официально признана Витебская иудейская община, ей было возвращено здание одного из молитвенных домов. В этом доме после реконструкции находилась Витебская синагога. Действует еврейская воскресная школа. С 1993 г. Витебский еврейский культурный центр выпускает «Шалом» — приложение к газете «Выбар», которая выходит на белорусском языке. В октябре 2017 г. в Витебске в исторической части города открылась новая синагога — «Шатёр Давида», первая из построенных за последние 100 лет.
В 2002 г. открыт Минский еврейский общинный дом (МЕОД). Основные направления его работы: координация деятельности всех еврейских организаций, направленной на всестороннее развитие и поддержку разнообразных программ и проектов (культурно-просветительских, общеобразовательных, социальных), реализуемых в еврейских общинах, проведение праздников, изучение традиций и истории еврейского народа, организация работы социальной службы, клубов по интересам, реализация детских, семейных, спортивных программ.
Мусульмане
Первые мусульмане — татары в Беларуси появляются в XIV в. В 2024 г. в Витебской области насчитывалось 4 общины, в Брестской — 2, в Гродненской — 7, в Минской — 6, в Могилёвской и Гомельской областях по одной. В Минске действовали 3 общины. В мусульманских общинах несли службу 14 имамов.
На 2024 г. зарегистрированы 24 мусульманские религиозные общины суннитского направления и одна община шиитского направления. Действуют 6 мечетей и 2 молитвенных дома, в т. ч. большинство общин суннитского толка входят в состав двух религиозных объединений. Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь, зарегистрированное в январе 1994 г., включает 17 общин. С 2005 г. председателем управления (Муфтием) Объединения является Абу-Бекир Юхьянович Шабанович. Духовное управление мусульман в Республике Беларусь, зарегистрированное в 2002 г., объединяет 4 общины. Муфтием Управления является Али Исмаилович Воронович.
Возведены мечети в г. Слониме Гродненской области (1994 г.), г. п. Смиловичи Червенского района Минской области (1996 г.), обновлены в г. Новогрудке Гродненской области (1997 г.), г. п. Видзы Браславского района Витебской области (1999 г.), г. Клецке Минской области (2000 г.), г. Молодечно Минской области (2002 г.), мусульманский центр создан в г. Ивье Гродненской области (1995 г.). Одной из древнейших в Восточной Европе является Ловчицкая мечеть (д. Ловчицы Новогрудского района Гродненской области).
В Минске построена Соборная мечеть, открытие которой состоялось в ноябре 2016 г. во время первого государственного визита Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Беларусь. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил, что в нашей стране «каждый гражданин может найти дорогу к своему храму» независимо от вероисповедания, а государство, в свою очередь, и далее будет делать всё возможное, чтобы представители каждой конфессии здесь чувствовали себя как дома.
Нетрадиционные религии
На протяжении всей истории Беларуси традиционные религии на её территории сосуществовали с нетрадиционными религиозными организациями, сектами и культами. Нетрадиционные религии представляют собой религиозную форму искажения вариативности норм и нормативного поведения в обществе.
Процессы демократизации и оживления религиозной жизни, отмечавшиеся в Республике Беларусь в течение 1990‑х гг., привели к активизации деятельности нетрадиционных религий, рост количества которых протекал вплоть до 2002 г., после чего их число начинает постепенно уменьшаться. Всего в период с 1988 по 2025 г. на территории страны зафиксирована работа порядка 1 250 астрологических (Авестийская школа астрологии и др.), восточных (Общество Сознания Кришны и др.), христианских (Международная Церковь Христа и др.), псевдохристианских (Богородичный центр и др.), псевдопсихологических (Академия Золотова и др.), псевдонаучных (Шинкико и др.), политических (Граждане СССР и др.), оккультно-мистических (Фасинтез и др.), спиритических (Центр «Сириус» и др.), уфологических (Раэлиты и др.), неоязыческих (Инглиинги и др.), коммерческих (Астран и др.), сатанинских (Чёрный легион и др.), утопических (Движение Анастасии и др.), синкретических (Движение объединения и др.) сект и культов, а также представителей движения нового мышления (Наука Разума и др.), целительства, магии и гаданий (Орден колдунов и др.). Количество каждого типа нетрадиционных религий разное, географически они неравномерно представлены в стране, работают с разными группами населения: от молодёжи до пожилых людей с разным уровнем достатка, уровнем образования, положением в обществе. Ситуация в сфере нетрадиционной религиозности отличается динамичным характером. В то время как традиционные религии столетиями стабильно работают с населением страны, нетрадиционные религии подвержены высокому уровню ротации: ежегодно появляется и исчезает порядка 35–40 организаций, а среднее время их деятельности составляет 10 лет для возникающих в Беларуси сект и культов и 20 лет для мигрирующих из-за рубежа.
Принцип свободы совести и вероисповедания, закреплённый в Конституции Республики Беларусь, обеспечивает возможность официальной регистрации нетрадиционных религий в качестве религиозных организаций. Однако многие из них не подают документы на регистрацию, так как не считают себя религиозными организациями, либо не удовлетворяют каким-то критериям, необходимым для успешного прохождения регистрации. Они действуют без регистрации, либо регистрируются в качестве общественных организаций или индивидуальных предпринимателей.
В основании нетрадиционной религиозности лежит культовая среда общества, включающая совокупность граждан страны, принимающих на веру нетрадиционные религиозные идеи и исполняющие в частном порядке такие же практики, но без приобщения к организованным формам сектантства. Вера в астрологию, порчу и сглаз, НЛО, различные суеверия, всевозможные магические и гадательные практики, психотронное оружие, энергетику человека, ауру и прочие подобные идеи составляют основу культовой среды. Организованные формы сектантства формируются из среды носителей культовой среды общества.
Абсолютное большинство нетрадиционных религий Беларуси открыто рекламируют свою деятельность на общедоступных информационных площадках посредством печатных и электронных СМИ, листовок, литературы, сети Интернет и др. Несмотря на это они слабо замечаются в общественном дискурсе: не более ⅕ из них становится предметом общественных обсуждений. Это вызвано пассивностью социальных институтов во внимании к теме сект, доминированием в конфессиональном пространстве средне- и слабоорганизованных типов нетрадиционных религий, преобладание возникающих в Беларуси сект и культов (в целом менее заметных) над мигрирующими из-за рубежа. Кроме того, многие нетрадиционные религии в работе с населением маскируют свои учения и практики, которые могли бы вызвать отторжение, т. е. для привлечения внимания используют стратегию имитации нормы. Это позволяет им уклоняться от излишнего общественного внимания при сохранении высокого уровня отвержения доминирующих в обществе норм и ценностей.
В системе общественных отношений, складывавшихся в Беларуси с начала 1990‑х гг., в этноконфессиональной структуре белорусского общества нетрадиционные религии не выступают в качестве конкурента традиционным религиям, так как в стране всё ещё сохраняется высокая доля людей, не определившихся со своей конфессиональной идентификацией. В целом нетрадиционные религии являются факторами повышенного риска и требуют особого внимания со стороны общества, хотя особо значимых чрезвычайных происшествий в их среде в Беларуси не происходило.
Белорусская Библия
Традиция переводов Священного Писания на белорусский язык имеет давнюю историю и является продолжением просветительской деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия, осуществивших перевод Священного Писания для славян. «Бивлия Руска» основателя восточнославянского книгопечатания доктора Франциска Скорины (около 1490 — около 1551) представляет собой первую попытку адаптации текстов Священного Писания к старобелорусскому языку. Перевод Евангелия на старобелорусский язык осуществил и издал около 1570 г. (с параллельным церковнославянским текстом) просветитель и гуманист Василий Тяпинский (1530–1600). Известны и другие примеры адаптации и переводов текстов Священного Писания на старобелорусский язык в XVI в. — свод Библии Матфея Десятого, перевод архимандрита Супрасльского монастыря Сергия Кимваря, Евангелие учительное, изданное в Заблудове (Гродненская губерния) Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
Перевод Священного Писания на современный белорусский язык активизировался с 1920‑х гг. в результате роста национального самосознания и развития белорусского литературного языка.
Первую попытку перевода Евангелия на формирующийся белорусский литературный язык сделал в 1912–1921 гг. католический священник Идельфонс Бобич (1840–1944). Перевод Нового Завета и псалмов, переиздаваемый до сих пор, выполнил в 1926–1931 гг. по заказу баптистского пастора Луки Декуть-Малея (1888–1955) при поддержке Британского Библейского общества деятель белорусского национального возрождения Антон Луцкевич (1884–1942). Переводчик ставил себе задачу сделать священный текст как можно доступнее для восприятия «простого человека».
В 1939 г. появились «Четыре Евангелия и Деяния Апостольские» в переводе католического священника Винцента Гадлевского (1888–1942). Особенность перевода в том, что автор взял богословскую и другую терминологию, свойственную польскому языку, использовав лишь её транслитерацию.
Перевод «Нового Завета и Деяний Апостольских», выполненный в Риме католическим священником Петром Татариновичем (1896–1978), отличает наличие подробных комментариев, рассчитанных именно на «простого» читателя.
Перевод нескольких книг Ветхого Завета и Евангелия от Иоанна выполнил Ян Петровский (1905–2001), проживавший в США, протестант-методист. На результаты его труда повлияла жизнь в эмиграции, отчуждённость от живой среды современного белорусского языка.
К 1000‑летию Христианства на Руси было приурочено канадское издание Напрестольного Евангелия в переводе архиепископа Николая (Мацукевича; 1917–2002). Перевод также насыщен лексикой, характерной для закрытой эмигрантской среды середины ХХ в.
Из всех выполненных в белорусской эмигрантской среде переводов высоким литературным уровнем отличается опыт Михася Мицкевича (1926–2020), проживавшего в Нью-Йорке родного брата классика белорусской литературы Якуба Коласа. Он перевёл Четвероевангелие, а также целый ряд православных богослужебных текстов: Литургию св. Иоанна Златоуста, Часы, Тропари воскресны, Шестопсалмие. В США были изданы первые два из четырёх Евангелий. Важно отметить, что перевод Михася Мицкевича предназначался именно для православного богослужебного использования, так как рукопись перевода каждого из четырёх Евангелий оформлена автором в полном соответствии с богослужебным Евангелием, т. е. оно поделено на зачала со всеми присущими богослужебному Евангелию отметками. Таким образом, М. М. Мицкевич осуществил не только перевод, но создал литературный памятник: современное рукописное богослужебное Евангелие. Учитывая ценность этой рукописи, племянница Михася Мицкевича Мария Мицкевич организовала факсимильное издание рукописного перевода.
Полный текст Библии первым перевёл в 1973 г. с помощью Моисея Гитлина доктор Янка Станкевич. Его переводу присуща точность передачи конструкций в плане синтаксиса, а вместе с тем и невероятная вольность в передаче лексики, особенно же — не поддающиеся анализу принципы собственного словотворчества.
Полный перевод Библии выполнен также католическим священником Владиславом Чернявским (1916–2001). Первоначально были осуществлены 2 издания Нового Завета, каждое из которых существенно отличается друг от друга вследствие многочисленных редактирований и литературных обработок. В 2012 г. была издана вся Библия в переводе В. Чернявского. В 2017 г. Библейское общество в Республике Беларусь, которому В. Чернявский в 2001 г. передал авторские права на издание своих переводов, издало юбилейную Библию на основе рукописей В. Чернявского, приурочив издание к 500‑летию Библии Франциска Скорины.
Третий перевод полной Библии на современный белорусский язык осуществил профессиональный переводчик Василь Сёмуха (1936–2019). Он начал работу над переводом Евангелия от Матфея в 1989 г. в составе Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви. Но поскольку эта работа двигалась довольно медленно, а также по причине несовпадения мнений относительно перевода, В. Сёмуха дальнейший перевод Нового Завета делал самостоятельно и издал его в 1995 г. А в 2002 г. вышла в свет полная Библия в его переводе. Зачастую из-за отсутствия белорусских соответствий тем или иным церковнославянским терминам и понятиям, В. Сёмуха ввёл в свой перевод собственные словообразования.
Переводом Священного Писания занимался также известный белорусский литератор и переводчик Анатоль Клышка (1935–2021). В 1989–1992 гг. в журнале «Cпадчына» печатались четыре Евангелия в его переводе. А более чем через 20 лет был издан отдельной книгой весь текст перевода Священного Писания. При отсутствии ряда белорусскоязычных духовно-религиозных терминов А. Клышка использовал просторечные конструкции.
Учитывая необходимость подготовки белорусскоязычного текста Священного Писания и литургических текстов для использования в богослужении, а также актуальность разработки церковно-религиозной лексики белорусского языка, в 1989 г. была создана специальная Библейская комиссия Белорусской Православной Церкви в составе богословов, филологов, переводчиков. Комиссией на данный момент переведён весь Новый Завет и продолжается работа над переводом Псалтири. Издание Нового Завета в переводе Библейской комиссии в 2017 г. было приурочено к 500‑летию Библии Франциска Скорины. В 1991 г. была основана серия «Новы Запавет Госпада нашага Iсуса Хрыста на чатырох мовах: грэчаскай, славянскай, рускай i беларускай», в которой на данный момент вышло 6 из 9 книг в форме тетраглотты (т. е. с параллельным расположением текстов на четырёх языках). Кроме того, в 2007 г. было издано богослужебное Святое Евангелие, особенностью которого является разделение всего Евангельского текста на зачала в полном соответствии с древней православной богослужебной традицией. В 2008 г. было осуществлено 2‑е издание этой книги в польском городе Гайновка издательством «Братчык» для православных белорусов Польши.
В 1997 г. для использования парафией Минского костёла святых Симона и Елены было переведено Четвероевангелие. Перевод с польского языка, с так называемой Библии Тысячелетия, осуществила группа переводчиков под руководством кандидата исторических наук католического священника Владислава Завальнюка. В 2007 г. это Евангелие переиздано с предисловиями перед каждым из Евангелий.
В 1992 г. была образована секция по переводу литургических и официальных документов при Конференции католических епископов в Беларуси. Начал издаваться «Імшальны лекцыянарый» («Литургический лекционарий»), содержащий тексты Священного Писания, используемые во время богослужений. «Лекционарий» издавался постепенно, в процессе работы переводческой секции. В итоге вышло 16 тетрадей, которые позднее были переизданы в 6 книгах. Данный «Лекционарий» распространён по католическим приходам на территории всей Республики Беларусь. Впоследствии он стал основой для перевода всего Нового Завета, который был издан в 2017 г. и приурочен к 500‑летию издания Библии Франциска Скорины.
Нельзя не отметить большой труд по переводу Нового Завета на западнополесский диалект белорусского языка кандидата филологии Фёдора Климчука. В 2010 г. была издана часть Нового Завета, куда вошли Четвероевангелие, Деяния святых апостолов и Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Цель своего труда автор видел в письменном сохранении западнополесского диалекта.
Четвёртый перевод Библии на белорусский язык осуществил в 2023 г. протестантский пастырь Антоний Бокун. Первоначально он перевёл с древнегреческого языка Новый Завет, а с древнееврейского — книгу Притчей. В издание Библии, согласно с протестантской традицией, входят только так называемые канонические книги, которые автор перевёл с древнееврейского языка.
В 2018 г. свой перевод Нового Завета издали баптистские пастыри Эрнест Сабила и Сергей Малахов.
Перевод библейской книги Песнь Песней в серии «Новая беларуская Біблія» издал в 2022 г. в Праге Сергей Шупа.
В сентябре 2019 г. во время празднования 1000‑летия г. Бреста Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко преподнёс в подарок городу экземпляр Брестской Библии 1563 г.: «Примите ещё один дар, достойный такой великой даты, — это экземпляр Брестской Библии, отпечатанной здесь почти полтысячелетия назад. Эта вечно живая книга возвращается к себе домой».
Главным историческим достижением нашего общества является мирное сосуществование разных конфессий и сотрудничество между ними. Конфессии играют весьма существенную роль в социальной и культурной жизни Республики Беларусь. Их деятельность тесно связана с духовной жизнью общества, и это делает её богаче и разнообразнее.