Календарные праздники, обычаи и обряды белорусов

Дата создания: 03.04.2023 12:52:18

Дата изменения: 16.07.2024 10:42:31


Календарные праздники, обычаи и обряды являются одной из важнейших составляющих духовной культуры белорусов, тесно связанной с мировоззрением, историей народа, с укладом его жизни на разных этапах развития, с природными и социальными условиями, а также отражают давние контакты с соседними народами. Большинство из обрядов имеют ярко выраженную аграрную направленность. В процессе трудовой деятельности складывались взаимоотношения человека с окружающей средой, с которой он стремился жить в гармонии, руководствовался подсказками природы, принимая важные для своей хозяйственной деятельности решения. Календарные праздники, обычаи и обряды в течение многих веков были средством передачи культуры, знаний, опыта от поколения к поколению. В календарных праздниках не только отображена система и специфика национальных духовных ценностей, но одновременно механизм, регулирующий социальные отношения.

В Республике Беларусь охрана и использование традиционной духовной культуры — одно из приоритетных направлений культурной политики страны. В статье 14 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 98‑З «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» к нематериальным историко-культурным ценностям относятся «обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов и произведений народного искусства (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека». Республика Беларусь присоединилась к Международной Конвенции по охране нематериального культурного наследия в 2003 г. и вошла в первую десятку государств, которые её подписали; в 2006–2009 гг. была членом Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия.

Календарные праздники и обряды белорусов общенациональные по значению, по происхождению и географии бытования — всегда узколокальные, принадлежат локальному сообществу и существуют в локальной культуре. Возрождение праздника/обряда, его включение в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь — это значительный фактор социокультурной консолидации местного сообщества, содействующий формированию любви к малой родине.

Обычаи и обряды — важная часть народного календаря, сопровождаются верованиями, запретами и предписаниями, планируют хозяйственную и социальную деятельность человека. Традиционный календарно-обрядовый комплекс белорусов играл и играет значительную роль в формировании ритмичности и экологичности их жизнедеятельности на протяжении всего календарного года, в чередовании работы и отдыха, регулировании психического и физического здоровья человека и общества. Календарные праздники, обычаи и обряды продолжают живую традицию на уровне социума, во многом регулируют отношения в семье, между родственниками и односельчанами, это форма контактов представителей разных поколений. Традиционный народный календарь и в современный период определяет дни и конкретные периоды, когда «запрограммированы» символические контакты с умершими.

Календарные праздники и обряды структурируются согласно природно-фенологическим изменениям, мифологически осмысленным в народном мировоззрении, а также соответственно основным хозяйственным заботам. Повтор сезонов и месяцев, климатических условий каждого из них и соответствующей им хозяйственной специфики носит циклический характер. Народный календарь — это своеобразный стержень, на котором держится традиционный уклад крестьянской жизни.

Структура, наполненность и опоэтизированность календарных обрядов и обычаев, отточенных веками и выверенных поколениями, гарантируют стабильность их существования и сегодня. Ритуальное поддержание и магическое стимулирование природного порядка веками остаются неизменными, в новых исторических и социальных условиях трансформируется лишь форма того или иного обрядового комплекса, перераспределяются лишь конкретные функции. Прочное место в календарной обрядности сохраняет продуцирующая магия, призванная обеспечить плодовитость и плодородие земли, скота, здоровье человека.

С принятием христианства в Беларуси сложился народный календарь праздников и обрядов, временная приуроченность которых определяется церковно-христианским календарём. Церковный календарь определяет состав, порядок и иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию. Для части календарных праздников дата проведения постоянная, другие — так называемые подвижные, отмечаются в зависимости от даты празднования Пасхи. Пасха — временной ориентир для подвижных праздников, каждый из которых находится на определённом временном расстоянии от Пасхи (перед ней или после неё). Ежегодно они синхронно перемещаются в соответствии с датой Пасхи. Смысловая наполненность народного календаря, его интерпретация и насыщенность ритуалами, обычаями, верованиями — это органичная часть народной традиции.

Большинство белорусов принадлежат к двум основным христианским конфессиям — православие и католицизм. Народный календарь православных и католиков отличается системами измерения времени: юлианской и григорианской (разница в 13 суток), составом церковных праздников, некоторыми расхождениями на уровне больших ритуальных комплексов и отдельных элементов конкретного обряда, сложными сочетаниями разноэтнических, разноконфессиональных элементов.

Некоторые традиционные праздники активно возрождаются, вбирая в себя новые черты и идеи, другие — постепенно затухают. Наиболее активно функционируют на сегодняшний день рождественско-новогодние праздники (Каляды) и Пасха (Вялікдзень), в праздновании которых принимают участие все поколения.

С оформлением государственного суверенитета Республики Беларусь в 1991 г. сформировалась новая система праздников, новое структурирование времени. В постсоветский период праздничный календарь белорусов значительно трансформировался. Система государственных праздников Республики Беларусь — своеобразная попытка совмещения советского, традиционного народного, религиозного и нового праздничного календарей. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (статья 147, часть 1) и Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) праздничными днями, наряду с другими, являются Пасха, Рождество Христово (по календарям католической и православной конфессий, 25 декабря и 7 января соответственно), Радуница (по календарю православной конфессии), День памяти (2 ноября). Праздники народного календаря проходят в семье, в трудовых коллективах, во всех учреждениях культуры.

Календарный праздник — явление синкретическое, состоит из таких элементов, как праздничное время, настроение, праздничные отношения, реально-идеальное или условное поведение, праздничная одежда и интерьер, праздничные блюда и др. В каждом празднике используется не одна знаковая система, а несколько: танец, песня, театральное действие, пластика, пантомима, формулы общения и многое другое.

Календарно-обрядовая традиция не остаётся неизменной. Наибольшей трансформации подвергаются празднично-обрядовые элементы общественного уровня: песни, игры, хороводы. Активизируется христианская составляющая календарной обрядности, восстанавливаются храмы. Пасхальное богослужение, освящение веточек вербы на Вербное воскресенье, обрядность Рождества и Крещения собирают вместе большое количество прихожан. В быту жителей Беларуси хранятся ритуальные предметы-символы: крещенская вода, сретенские (грамнічныя) и четверговые свечи, веточки вербы, троицкая зелень, купальские травы; веками передаются наполненные мифологическим содержанием представления об их сакральной мощи; считается, что, будучи освящёнными, они удваивают свои магические свойства.

В современный период на традиционное сообщество влияют такие факторы, как смещение ценностных ориентаций в сторону города, появление надконтактного типа трансмиссии — школа, радио, СМИ, развитие способов материальной фиксации явлений духовной культуры — книги, аудио-, видеозаписи, диски и др.

Календарно-обрядовая культура, что бытует в своих первичных формах (в естественной среде), находится под угрозой исчезновения в связи с уходом носителей традиции и контактами с культурой города. Некоторые календарные обряды существуют пока в живом виде, но преемственность традиций устным путём нужно восстанавливать и специальным образом организовывать. Для этого ещё есть определённые условия: носители традиций и преемники. Для стимулирования и сохранения спонтанных проявлений традиционной календарной обрядности в естественных условиях её бытования много делают районные и областные учреждения культуры. В Беларуси бытуют аутентичные, восстановленные и постановочные праздники/обряды.

Аутентичными праздники/обряды считаются тогда, когда традиция их проведения не прерывалась и существует по сей день. Это обряды поминовения предков — Радуница/Деды у православных, День Всех Святых у белорусов-католиков; обряды колядования/щедрования во многих полесских сёлах; украшение «каменных девочек» на Пасху в агрогородке Боровое и д. Данилевичи Лельчицкого района Гомельской области; волочёбный обряд в д. Долосцы Бешенковичского района Витебской области; обряд «Вождение и похороны стрелы» (проводится на Вознесение) в д. Казацкие Болсуны и агрогородке Столбун Ветковского района Гомельской области и др. Ярким примером выступает обряд «Проводы русалки» в д. Усохская Буда Добрушского района Гомельской области. Сельчане хорошо осознают практическую необходимость проведения обряда — «для дождя» и магической защиты огородов от медведки с помощью веток от убранства русалки. Хотя проводят обряд старшие жители, активное и прямое участие принимает большинство односельчан. Надёжным определителем аутентичности обрядовой традиции являются обрядовые песни. Если старшие жители помнят обрядовые песни — обряд аутентичный.

Восстановленными праздники и обряды считаются тогда, когда они были свойственны данной местности, но по каким-то причинам некоторое время не проводились, а хранились в памяти старшего поколения. Затем праздник/обряд был воссоздан по традиционной схеме (местным образцам и полевым записям) и проводится жителями деревни, а не организуется разово по сценариям работников культуры. Примеры: рождественский обряд-игра «Цари» (агрогородок Семежево Копыльского района Минской области); обряд «Цягнуць Каляду на дуба» (д. Новины Березинского района Минской области); масленичная игра «Похороны деда» (д. Москаленята Городокского района Витебской области); обходной пасхальный обряд «Стрилка» (агрогородок Бездеж Дрогичинского района Брестской области); «Проводы русалки» (агрогородок Великий Бор Хойникского района Гомельской области); обряд «Вождение Сулы» на второй день Пасхи (д. Марковичи Гомельского района); «Гуканне вясны» (д. Новое Полесье Лельчицкого района Гомельской области) и др. В большинстве случаев инициатива проведения того или иного праздника/обряда в сегодняшних условиях исходит от работников учреждений культуры или других заинтересованных.

Постановочные праздники/обряды — это организованные работниками культуры (образования, любителями) по этнографическим записям (зафиксированы в определённой местности этнографами XIX в., но в последние десятилетия не встречались ни в активном, ни в пассивном виде; сейчас о них не помнят даже самые старшие жители деревень). Например, во многих местах Беларуси сейчас «возрождены» Масленица, Купалье, Комоедица, которых исторически в этих местах не было.

Бытование календарных праздников в Беларуси отражает общее состояние существования традиции, что закономерно показывает трансформацию самоорганизации деревенской общины, изменения в самой системе ценностей. Календарные праздники и связанные с ними правила и запреты, касающиеся семьи, родственного и соседского коллективов, являются надёжным каналом, который обеспечивает органическую преемственность традиции, усвоение её производных смыслов и эстетически-ценностных приоритетов. Среди сельских жителей Беларуси сохраняются традиционные представления о празднике как сакральном времени, когда необходимо придерживаться определённых правил поведения, ограничений и запретов, чтобы не навредить своему здоровью и благополучию.

Традиционная праздничная обрядовая культура, являющаяся результатом многовекового опыта народа, включает в себя систему календарных праздников — Рождество (Каляды), Cретение Господне (Стрэчанне/Грамніцы), Масленица (Масленка, Запусты), Сороки (Саракі), Благовещение (Благавешчанне, Звеставанне), Вербное воскресенье (Вербніца), Пасха (Вялікдзень/Вяліканне/Вялічко/Вельканоц), Радуница (Радаўніца), Юрьев день (Юр’я), Вознесение Господне (Ушэсце), Троица (Сёмуха, Зелянец), Купалье, Спасы, Воздвижение (Узвіжанне), Покрова (Пакровы), Деды (Дзяды), а также локальные праздники, отмечаемые в отдельных селениях.

Начинает календарный год Рождество (Каляды), в народном календаре — период зимних празднеств с 7 по 19 января (с 25 декабря по 6 января — у белорусов-католиков), в который органично вошёл и гражданский Новый год. Архаические идеи чествования молодого солнца, поворота зимы на лето соединились с празднованием Рождества Христова. В рождественско-

новогоднем обрядовом комплексе современных жителей Беларуси по традиции сохраняются 3 кульминационных момента: канун Рождества/Рождество, Щедрый вечер/Новый год, канун Крещения/Крещение (в этот день, согласно православному календарю, празднуется Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан). Вокруг этих дат церковного и гражданского календаря сложился богатый комплекс обычаев и обрядов. Необходимым компонентом праздника, особенно для верующих, является посещение церкви (костёла). Накануне Рождества Христова у белорусов-католиков проводится праздничная трапеза Вигилия (от лат. vigiliа — канун праздника, ночная служба, чувствование) с обязательными постными блюдами и кутьёй. На второй день Рождества начинаются обходы колядовщиков. На Рождество ходят коллективы «хрыстаславаў», которые носят рождественскую звезду и исполняют религиозные колядки. В некоторых районах Центральной Беларуси, Восточного Полесья функционально звезду замещает ёлка с прикреплённой к ней свечой.

Обряд детского колядования «Куры». Фото Т. Володиной

Обряд детского колядования «Куры». Фото Т. Володиной

Рождественско-новогодний карнавал открывают дети. Детские рождественско-новогодние обходы проходят, как правило, днём. Например, в деревнях Дмитровка, Вирков и агрогородке Несята Кличевского района Могилёвской области праздничное детское представление «куранят», как их тут называют, продолжается до захода солнца, когда начнут собираться старшие колядовщики. Во время обхода домов дети исполняют поздравительные, величальные и другие вербальные тексты (песенные или речитативные), высказывая хозяевам традиционные новогодние пожелания. В некоторых деревнях по традиции дети носят мешочки, наполненные зерном, и рассыпают («засяваюць») зерно вокруг. Их радушно встречают, одаривают конфетами, мучными изделиями, другими сладостями. В учреждениях культуры, школах, детских садах на весь праздничный период для детей устраиваются новогодние представления («ёлки») с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки, с весёлыми конкурсами и эстафетами, зимними забавами, угощением.

Вечер накануне так называемого старого Нового года называется щедрым или богатым, что связано с обычаем готовить на праздничный стол скоромные кушанья. На стол подаётся обрядовое блюдо — богатая кутья, приготовленная с добавлением масла, и разнообразная сытная еда. Принято приготовить в этот вечер 12 блюд, так как традиция гласит, что богатство и изобилие кушаний на новогоднем столе способствует богатству и благополучию семьи на протяжении всего года. Кутья и мясные блюда, особенно свинина, являются своеобразным маркером Щедрого вечера. Этот вечер считался у белорусов временем для самых точных предсказаний, поэтому девушки стремятся ворожить именно в этот период, чтобы узнать свою будущую судьбу, замужество.

Накануне Нового года принято дарить детям подарки, которые родители подкладывают под подушку или под ёлку. Дети, проснувшись утром, первым делом ищут подарки, радуются им и благодарят Деда Мороза. Белорусы верят: как встретишь Новый год и проведёшь первый его день, таким будет и весь год. Запрещается в этот день ругаться, говорить о смерти, болезнях, неприятностях, совершать плохие поступки. Все члены семьи, соседи, односельчане стремятся сделать друг другу что-то хорошее.

Колядовщики со звездой. Фото Т. Мармыш

Колядовщики со звездой. Фото Т. Мармыш

«Цыганка» на Коляды. Фото Т. Мармыш

«Цыганка» на Коляды. Фото Т. Мармыш

Количество вариантов праздничных рождественско-новогодних обходов, которые ещё в начале XX в. отличались не только временной приуроченностью, но и составом участников, содержанием песен, характером и формой поздравления, персонажами и масками, со временем уменьшилось, хотя некоторые региональные и локальные особенности традиционного колядования сохраняются. Рождественско-новогодние обходы в большинстве деревень в основном приурочены к Щедрому вечеру (ночь с 13 на 14 января) и представляют собой весёлую игру с ряженьем, песнями, танцами, интермедиями. Самый распространённый в настоящее время тип рождественско-новогодних обходов — обходы с участием маскированных персонажей. Для создания их образов используются, как и раньше, повседневная одежда и бытовые предметы. Вывернутый наизнанку костюм ряженого — одна из главных внешних черт его образа. Часто ряженые обращаются к приёму смешения верха и низа костюма, левой и правой стороны, нарушения принципа парности. Мужчины переодеваются в женскую одежду, женщины — в мужскую. Знаком карнавальной принадлежности костюма к «миру антикультуры» считается его изношенность. Для завершения образа ряженого используются метла, палка или плеть, которыми устрашают зрителей во время обрядовой игры. Ряженые носят мешок (пакет, сумку, рюкзак), куда собирают дары за выступление. Наиболее распространённые персонажи ряженья: зооморфные — «коза» («козёл»), «медведь», «аист»; антропоморфные — «дед», «баба», «цыган», «цыганка», «офицер», «барышня», «царь», «доктор»; мифические — «ангел», «смерть», «дьявол». В настоящее время обрядовое ряженье пополняется новыми персонажами и масками: Дед Мороз, Снегурочка, Красная Шапочка, «милиционер», «налоговик» и т. п. Изготавливают маски и карнавальные костюмы различными способами, используя традиционные и современные материалы. Маски плетут из соломы и лозы; их хранят до следующего года.

Ряженая «коза». Фото Т. Мармыш

Ряженая «коза». Фото Т. Мармыш

Традиционные коллективы колядовщиков насчитывали до 15–20 участников, современные немногочисленны, ряженые колядовщики разыгрывают различные игровые сюжеты. Главной колядной маской, символизирующей богатство, урожайность, благополучие, является «коза»: «Дзе каза ходзіць, там жыта родзіць». Главным атрибутом маски «козы» является вывернутый наизнанку тулуп (кожух, сейчас чаще всего шуба). Колядовщики с «козой» разыгрывают традиционное представление со смертью и воскресением «козы», которое сопровождается обрядовыми песнями и в первую очередь широко известной песней «Го-го-го, коза». Колядовщики, что ходят с «конём», разыгрывают соответствующие театрализованные сцены. Ряженый «аист» танцует, длинным клювом старается ударить зрителей и рассмешить их. Ряженые антропоморфные персонажи чаще всего бывают парные: «цыган» и «цыганка», «дед» и «баба», «офицер» и «молодушка» и т. п. Часто они считаются мужем и женой, у них есть «дети» (куклы), что позволяет ряженым разыгрывать различные шуточные сценки.

Поддерживает функционирование рождественско-новогодних обходов в современной белорусской деревне, как и в прошлом, общераспространённое верование, что приход ряженых именно во время Коляд принесёт в семью счастье, здоровье, благополучие на весь будущий год.

Рождественский обряд-игра «Цари». Агрогородок Семежево Копыльского района Минской области. Фото Т. Кухаронак

Рождественский обряд-игра «Цари». Агрогородок Семежево Копыльского района Минской области. Фото Т. Кухаронак

Маска колядного «деда». Фото Т. Мармыш

Маска колядного «деда». Фото Т. Мармыш

Современные рождественско-новогодние обряды являются живым актуальным проявлением праздничного народного календаря во многих населённых пунктах Беларуси. Так, поздравительный рождественский обряд-игра «Цари» (в 2009 включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО) является своеобразным проявлением локальной культурной традиции агрогородка Семежево Копыльского района Минской области. Обряд сохраняет в современном исполнении многие первоначальные элементы и функции и является ярким примером бережного обращения с празднично-обрядовой традицией. В Семежево много молодёжи, которая является исполнителем, потребителем и носителем традиционного обряда. Посмотреть этот уникальный обряд приезжают туристы из многих регионов Беларуси, а также зарубежные гости.

Колядные маски. Фото Т. Володиной

Обходный колядный обряд «Щедрец» д. Рог Солигорского района Минской области славится своей уникальной берестяной маской «деда», аналогов которой нет в Беларуси.

Карнавальным центром Западного Полесья является г. Давид-Городок Столинского района Брестской области, где возродили местный обряд «Коники», приуроченный к Щедрому вечеру. Главные персонажи и символ праздника — «конь» и «всадник», которых сопровождает ватага ряженых, музыканты и певцы. Несколько групп «коников» обходят дома всех односельчан. После на площади у городской ёлки собираются почти все местные жители и гости, проводится смотр-конкурс групп и масок, награждаются победители в различных номинациях.

Давид-Городокские «коники». Фото А. Микуса

Угощения для колядующих. Фото Т. Кухаронак

Угощения для колядующих. Фото Т. Кухаронак

Батлейка А. и Л. Быцко. Фото из семейного архива

Батлейка А. и Л. Быцко. Фото из семейного архива

Иногда колядный коллектив организовывается стихийно, за 2–3 часа до начала обхода. Если же он создаётся заранее, то даже бывает, что его участники договариваются с хозяевами тех домов, куда они планируют прийти. Это новое явление в обряде колядования свидетельствует о трансформации традиции. Обычно в каждом доме стараются, как и в прошлом, как можно лучше одарить ряженых. У сельчан живы представления о зависимости будущего урожая от щедрости их подарков колядовщикам. Основной предмет дарения у белорусов, как и у большинства европейских народов, — хлеб (зерно, мука, мучные изделия), символизирующий богатство и благополучие.

В северных районах Брестчины, на Витебщине и Гродненщине встречаются обходы колядовщиков с вертепом (батлейкой), который имеет как классическую форму (одно- или двухъярусный ящик, в котором располагаются куклы), так и реже встречающуюся круглую. Вертепы устанавливают в костёлах на Рождество, есть они при многих воскресных школах, Домах культуры и клубах.

Главным увеселением молодёжи в рождественско-новогодний период были танцы и игры, многие возрождены в наше время. Так, игрище «Жаніцьба Цярэшкі» (одна из наиболее интересных этнических форм рождественского обрядового игрища молодёжи, достигшей брачного возраста) восстановлено ​​в нескольких деревнях Лепельского района Витебской области. Основное действие игрища — подбор супружеских пар, женитьба молодых — имеет здесь условный, карнавальный, игровой характер, присущий подобным обрядовым игрищам многих европейских народов. Однако разработанность сценария «Жаніцьбы Цярэшкі» у белорусов, обилие песенного, танцевального и музыкального компонентов, особое возбуждение и «принципиальность» участников действа в выборе пары показывают, что для наших предков это игрище было чем-то бо́льшим, чем просто праздничной забавой. За ним скрывается древний и очень важный для народа обряд, который регулировал формирование новых семейных ячеек. Образование супружеских пар происходило по взаимной симпатии молодых людей, отсюда и энтузиазм молодёжи, и стойкая сохранность этого обряда в урбанизированном обществе.

Водосвятие на Крещение. Фото Т. Кухаронак

Водосвятие на Крещение. Фото Т. Кухаронак

Охранные знаки (имена трёх королей). Фото Т. Кухаронак

Охранные знаки (имена трёх королей). Фото Т. Кухаронак

Зимние рождественско-новогодние празднества завершает Крещение. Крещенская вода (освящённая в этот день в храмах или даже набранная из открытых источников) считается святой, её хранят в семье как оберег на протяжении всего года, используют для лечения болезней и избавления от несчастий. Еловые веточки также берут домой для защиты дома и усадьбы от грозы и пожара. В костёлах освящать воду, как у православных, стали только в последние 15–20 лет (6 января). Во время имши у католиков освящается также мел, которым хозяева пишут на дверях своих домов и построек 3 креста или первые буквы (чаще латинские) имён трёх королей/волхвов, которые первыми пришли поклониться новорождённому Иисусу: С, М, В (Каспар, Мельхиор и Балтазар).

По традиции в некоторых населённых пунктах 20/21 января празднуют «Провады Каляд», когда материальное воплощение праздника (сноп, чучело, борона, горшок с кашей) выпроваживают за пределы деревни, что сопровождается песнями, хороводами, сжиганием прошлогодних атрибутов. Например, в Березинском районе Минской области ритуал «провадаў» называется «Цягнуць Каляду на дуба». Существует несколько вариантов исполнения этого обряда.

О популярности и особом статусе Коляд у белорусов свидетельствует тот факт, что ряд обычаев внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь: «Цари» (агрогородок Семежево Копыльского района Минской области), «Щедрец» (д. Рог Солигорского района Минской области), «Коники» (г. Давид-Городок Столинского района Брестской области), «Жаніцьба Цярэшкі» (Лепельский район Витебской области), «Куры» (деревни Дмитровка, Вирков и агрогородок Несята Кличевского района Могилёвской области).

Обряд «Цягнуць Каляду на дуба». Фото Т. Кухаронак
Сретенская свеча. Фото Т. Кухаронак

Сретенская свеча. Фото Т. Кухаронак

Cретенье Господне (Стрэчанне, Грамніцы) — календарный праздник, имеющий постоянную дату: отмечается католиками 2 февраля, православными — 15 февраля. Праздник установлен в память о встрече Младенца Христа в храме со старцем Симеоном и Анной-пророчицей. В народе название праздника объясняли встречей зимы и лета. В этот день в церквях (костёлах) освящают восковые свечи, их называют сретенскими (стрэчанскімі) или громничными (грамнічнымі). Сретенская свеча занимает значительное место среди ритуальных сакральных предметов, используемых современными жителями Беларуси в разнообразных обрядовых, защитных, магических, лечебных целях. Согласно народным воззрениям она действенно помогает от грозы и пожара, защищает дом и семью от всяческого зла.

В некоторых сельских клубах и школах, фольклорно-этнографических коллективах на Сретенье проводится театрализованное представление «Зима с летом встретилась», основу которого составляет драматический конфликт — встреча зимы с летом, воплощённых в антропоморфные маски «зимы» и «лета». Известны инсценировки с использованием свеч. Во время праздника исполняются весенние обрядовые песни, игры, хороводы, проводятся конкурсы, аттракционы.

Обряд «Похороны деда». Фото Е. Лешкевич

Обряд «Похороны деда». Фото Е. Лешкевич

Масленица — традиционный подвижный календарный праздник на границе зимнего и весеннего циклов. В советское время масленичные празднества назывались чаще всего «Проводы русской зимы» и приурочивались к последнему воскресенью февраля. В Беларуси наметился поворот к местным традициям, Масленица частично десакрализована, праздник почти потерял прежние функции благоприятствования плодовитости людей и земли, на первое место вышел рекреативно-развлекательный аспект. К Масленице приурочена возрождённая обрядовая игра «Похороны деда» (начало Масленицы), которая разыгрывается в д. Москаленята и агрогородке Долгополье Городокского района Витебской области.

К обряду делали чучело «деда» в натуральный рост, клали его на лаву и оплакивали, как покойника. В этой карнавальной игре смех чередуется с плачем. В пародийных причитаниях «деда» характеризуют как пьяницу, обжору, любителя погулять. В образе «деда» персонифицируются и материально воплощаются «мясные запусты» («Дед подавился костью»). «Похороны деда» не имеют точных аналогов в других регионах Беларуси. Как и другие европейские масленичные символы (типа Бахуса или Карнавала), «дед», иногда с именем Сидорка, воплощает сытость, удовольствие, переедание и другие типично карнавальные черты. Городокская игра органично и красиво вписывает белорусскую календарную обрядность в европейскую традицию и в то же время утверждает уникальность и особенность самой локальной формы проведения игры.

Цель игры — повлиять на будущий хороший урожай. При всей смеховой атмосфере обрядовой игры фигура «деда» чрезвычайно богата и содержательна. Это образ как представитель сакрального мира, который во время карнавального праздника получает право на своеобразное ритуальное поведение, нарушает обычные ежедневные морально-этические нормы, разрушает общепринятые социальные ценности, проявляет агрессию и разрушительные наклонности, что создаёт на время условную ситуацию абсолютной перевёрнутости всего привычного уклада жизни-бытия, свободы от забот. Именно такое господство «мира антикультуры» в дни Масленицы и является общим моментом и для традиционного белорусского маскирования, и для европейского и латиноамериканского карнавалов.

Туровский хоровод на Юрье. Фото Т. Володиной

Туровский хоровод на Юрье. Фото Т. Володиной

Туровский каравай на Юрье. Фото Т. Мармыш

Туровский каравай на Юрье. Фото Т. Мармыш

Самым ритуально разработанным и наполненным песенным сопровождением является весенний период. Активизировалось проведение ряда весенних праздников, при этом забываются отдельные локальные традиции, ослабевает магическая составляющая бытового уклада жизни и земледельческих практик. Уменьшилась роль небольших праздников, так называемых «прысвяткаў» — дней святых Алексея, Агаты, Евдокии, Сороков и др. Организация более крупных праздников при подключении работников сферы культуры вышла за рамки семейного или даже уличного пространства, занимая территорию сельсовета или района. На фоне таких массовых празднеств выделяются устойчивые локальные традиции, демонстрирующие особенную мифологическую, религиозную глубину и социально-общественную значимость. Среди них восточнополесский «Туровский хоровод» в д. Погост Житковичского района Гомельской области (хоровод, шествие и обход нивы). Готовили своеобразный флаг — красные платки или фартуки на граблях. В других деревнях собирались в один дом, где пекли особый каравай. Шествие с иконой Пресвятой Богородицы, караваем и граблями с фартуком проходит через символические «ворота», созданные из рушников, и направляется за деревню, чтобы «прославить Юрия» и попросить у Бога благословения «на буйное жыта, на цёплае лета». В 2019 г. обряд включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В западных районах Беларуси на первый план вышел животноводческий аспект юрьевской обрядности. Статус нематериальной культурной ценности Республики Беларусь получил обряд «Юрье» из д. Охоново Дятловского района Гродненской области, где основной темой является чествование молодых семей.

Пасхальные угощения. Фото С. Выскварки

Пасхальные угощения. Фото С. Выскварки

Самый яркий праздник весеннего цикла — Пасха (Вялікдзень), которой предшествует сорокодневный Великий пост. Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстная седмица, каждый день особый, со своими правилами, природа и человек готовятся к празднованию Воскресения Иисуса Христа. Белорусский пасхальный комплекс сохранил и ряд отличительных мотивов, характерных для новолетия, прославления нового весеннего солнца и весны («Вясна красна на увесь свет!»), наступления очередного земледельческого цикла.

Пасхальная игра в битки
Пасхальные игры. Фото Т. Володиной

Освящённая верба. Фото Т. Кухаронак

Освящённая верба. Фото Т. Кухаронак

Предшествует Пасхе Вербное воскресенье, когда в храме освящаются веточки вербы. По возвращении из храма домой этими веточками похлёстывают людей (и прежде всего детей) и животных. Действие сопровождается специальными приговорами, смысловым лейтмотивом которых становится пожелание здоровья: «Не я б’ю, вярба б’е, уставай рана, не лянуйся, вазьмі лапці і абуйся, гані валоў на расу, пячы, маці, каўбасу». Этот обычай имеет глубокую и сложную историю. Ветки вербы как символ плодовитости, жизненной силы издавна использовались и в продуцирующей магии, и в ритуалах как средство оберега от болезней и несчастий. В христианской традиции верба символически заменила пальму, которой приветствовали Иисуса Христа при Его входе в Иерусалим. Освящённая вербочка считается надёжным оберегом дома от грозы, молнии. Белорусы-католики изготавливают к Вербному воскресенью красиво украшенные так называемые пальмы.

Четверг накануне Пасхи (Чистый четверг) сопровождается обычаями, обрядовыми действиями, приметами и поверьями, которые группируются вокруг идеи очищения, чистоты души и тела и порядка окружающего жизненного пространства. В субботу обычно идёт подготовка к празднованию, пекут куличи, красят яйца. Красное яйцо — один из главных атрибутов пасхального стола. Яйцо в мифопоэтической традиции славян осмысливалось как начало всех начал, как символ возрождения и восстановления жизни, плодовитости и жизненной силы. Освящённые в храме яйца, а также куличи, мясные изделия — главная ритуальная еда на Пасху, они и главный дар в волочёбном обряде; яйца на Радуницу приносят на могилы.

Возле «каменных девочек» перед Пасхой. Фото Т. Мармыш

Возле «каменных девочек» перед Пасхой. Фото Т. Мармыш

Существовал обычай готовить к Пасхе новую одежду. Считалось, что на Пасху умершие также нуждались в новом одеянии, символической заменой его становились фартушки и ленты, которые привязывали к крестам на могилах. В Восточном Полесье сохранился обряд переодевания к Пасхе обетных каменных крестов. Традиция почитания «каменных девочек» в д. Данилевичи Лельчицкого района Гомельской области получила статус культурно-исторической ценности. Существует обычай приносить домой из церкви после службы (в Чистый четверг или Всенощную) новый огонь.

Обязательные составляющие празднования Пасхи во все времена — Пасхальная Всенощная, освящение пищи и последующее семейное разговенье. Сложились церковно-гражданские формы празднования Пасхи: проходят пасхальные фестивали, в музеях организуются выставочные экспозиции мастеров декоративно-прикладного искусства «Пасхальные мотивы», выставки книг-переводов Библии. Проводятся конкурсы рисунков и поделок «Пасхальный сувенир», литературные циклы.

Сохранились локальные пасхальные традиции. К примеру, волочёбный обряд на Подвинье — обход дворов односельчан с исполнением специальных песен (настоящего эпоса крестьянина-земледельца), в которых все святые и праздники вместе с Богом собираются на хозяйском дворе для пожелания благополучия и утверждения гармонии в мире.

Хоровод «Стрилка»

Хоровод «Стрилка»

В агрогородке Бездеж Дрогичинского района Брестской области на первый день Пасхи проводится обрядовый хоровод «Стрилка» («Стрылка») — оригинальное локальное обрядовое явление народного местного календаря, где реализуются универсальные календарные мотивы новолетия.

В агрогородке Марково Молодечненского района Минской области проводится обрядовое действо «Лука»: участники становятся в круг, берутся за руки и водят хоровод, в центре которого находятся парни или маленькие дети. Хоровод обходит всех находящихся в центре участников, образуя как бы змейку.

Праздник Пасхи требовал абсолютной целостности социума — как в живой, так и мёртвой его частях. Посещение кладбищ и христосование с умершими символически закрепило покойников как полноправных членов социума. В Ганцевичском районе Брестской области существует обычай звонить в колокола, чем «будят умершую родню», и обходить могилы всех своих родных, проливая сладкую воду на каждую и оставляя пасхальные сладости. Никогда не прерывал своего бытования и существует до сих пор светлый и величественный обычай белорусов навещать умерших в один из дней пасхального времени — в день Пасхи, в первый четверг после Пасхи (Наўскі Вялікдзень, Пасха мёртвых) или на Радуницу — 9‑й день после Пасхи.

На Радуницу. Фото Т. Кухаронак

На Радуницу. Фото Т. Кухаронак

Основной поминальный весенний день у белорусов — Радуница. Территория бытования Радуницы значительно расширилась в те регионы, где в прошлом были другие, определённые локальной традицией, поминальные дни. В 1991 г. Радуница включена в официальный календарь праздничных и памятных дней Республики Беларусь и является нерабочим днём. Большую роль в пропаганде этого поминального дня играют СМИ. Один день в году, на Радуницу, разрешено посещение кладбищ в зону отселения и отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС. Уважительное отношение к памяти умерших, сохранение духовного контакта с предками — один из самых показательных элементов традиционной духовной культуры белорусов.

На Радуницу. Фото А. Морунова
На Радуницу. Фото И. Климкович
Обрядовая куколка, которую закапывали во время обряда «Похороны стрелы». Фото Т. Володиной

Обрядовая куколка, которую закапывали во время обряда «Похороны стрелы». Фото Т. Володиной

В естественных условиях его бытования сохранился обряд «Вождение и похороны стрелы» из д. Казацкие Болсуны и агрогородка Столбун Ветковского района Гомельской области. Обряд проводится на 40‑й день после Пасхи — в четверг, в день, когда Православная церковь отмечает Вознесение Господне (Ушэсце). Женщины в праздничной одежде собираются в центре деревни и водят хороводы. Потом участницы хоровода шеренгами и со «стрельными» песнями, держа друг друга под руки, идут к ржаному полю. Обряд проводится с целью отвести «громовую стрелу» от деревни, избежать весенних грома и молнии, пожаров.

Обряд «Похороны стрелы». Фото Е. Лешкевич
Обряд «Вождение стрелы». Чечерский район Гомельской области. Фото Т. Володиной

Обряд «Вождение куста». Фото И. Мазюк

Обряд «Вождение куста». Фото И. Мазюк

Завершение весеннего и начало летнего цикла календарных праздников на Беларуси, как и у всех восточных славян, сопровождалось троицко-русальной обрядностью, основу которой составляли культ растительности, культ предков, обеспечение будущего урожая. Ранее этот праздник был приурочен к завершению весенних полевых работ. По христианскому календарю это День Святой Троицы (Пятидесятницы) у православных и День Сошествия Святого Духа у католиков, празднуется на 50‑й день после Пасхи. Существует обычай украшать накануне праздника свои усадьбы и дома зелёными ветками клёна, берёзы, липы. Троицкую зелень позже сжигают. После Троицы (Сошествия Святого Духа) с понедельника начинается русальная неделя, которая у белорусов ассоциируется с верованиями в русалок. В Западном Полесье на Троицу проводят обряд «Вождение куста» («Куст»). Выбранная на эту роль девушка одевает на себя «куст» из кленовых, берёзовых или липовых веток. Девушки вместе с «кустом» совершают обрядовый обход всех домов деревни, поют обрядовые песни, в которых славят хозяев и их семьи, желают здоровья и богатого урожая.

Троицкие берёзки. Фото Т. Володиной
Обряд «Вождение куста». Фото И. Мазюк

Русальная традиция у белорусов очень насыщенная (включает ритуально-обрядовые действа, песни, заговоры, предания, поверья о русалках). В агрогородке Великий Бор Хойникского района Гомельской области «Проводы русалки» («Русалка») типологически соотносятся с другими русальными проводными ритуалами. Девушку-«русалку» наряжают в зелень, одевают венок и в сопровождении песен проводят по деревне в направлении нивы, где её убранство разрывают на части и уносят на свои огороды, чтобы защитить посевы от вредителей. Саму «русалку» с шумом и криками гонят в поле.

В Чашникском районе Витебской области во время обряда «Розыгры» (включён в Реестр историко-культурного наследия как и «Проводы русалки») по деревне проносят огромный венок и идут к кладбищу, где между могилами появляется ряженая «русалка» и пугает участников обряда.

Обряд «Проводы русалки». Фото Т. Мармыш
Венки для «русалки». Фото Т. Володиной
Наметка на Зелёные Святки. Фото Т. Мармыш

Наметка на Зелёные Святки. Фото Т. Мармыш

Некоторые архаические традиции продолжают существовать или были возрождены, в т. ч. среди белорусов-католиков. Обряд «Наметки», проводимый на Зелёные Святки (День Сошествия Святого Духа у католиков) в д. Папшичи Глубокского района Витебской области, был установлен по обету как благодарность Богу за помощь жителям конкретного населённого пункта при возникновении кризисных ситуаций — эпидемий, мора, засухи и др. Первопричиной возникновения этого обряда в начале XX в. было спасение деревни от повальной болезни. Сельчане за одну ночь выткали оброчную ткань (наметку) и с этой наметкой, читая молитвы, совершили крестный ход вокруг деревни, после чего болезнь отступила. Оброчные традиции белорусского народного календаря продолжаются и в обряде «Намскі (Наўскі) Вялікдзень», который проводится в четверг после Пасхи в агрогородке Оброво Ивацевичского района Брестской области.

Купалье. Фото Т. Володиной

Купалье. Фото Т. Володиной

Купалье — один из самых значительных традиционных праздников белорусов, посвящённый периоду летнего солнцестояния. В прошлом праздновался в самую короткую летнюю ночь с 23 на 24 июня, в настоящее время этой даты придерживаются белорусы-католики, православные белорусы отмечают Купалье в ночь с 6 на 7 июля. Купальский обрядовый комплекс белорусов включает обычаи, предметы-атрибуты, народные мировоззренческие представления, знания, верования. Девушки плетут купальские венки, которые используют для гаданий, игр и хороводов. Многие сельчане и горожане собирают лекарственные травы (купалка, зверобой, полынь, мята, ромашка, бессмертник, васильки). Главным и самым торжественным действом купальской ночи является купальский костёр. Молодёжь накануне собирает для него старьё, троицкую зелень, вечером устраивает шествие по деревне, приглашая всех жителей на праздник. Согласно традиционным верованиям белорусов, кто не пойдёт праздновать Купалье, того постигнет несчастье. Место купальского костра, как правило, это возвышенность за деревней, берег реки или озера, перекрёсток дорог. Зажигают костёр с закатом солнца. На высоком шесте поднимают зажжённое колесо. Вокруг купальского костра всю ночь водят хороводы, поют песни, танцуют, прыгают через огонь. Только в купальскую ночь можно найти в лесу необычный цветок — «папараць-кветку», который, согласно верованиям, цветёт только один раз в году в эту ночь. Тот, кто найдёт цветок папоротника, будет счастливым и богатым, будет понимать язык зверей, птиц, деревьев. Участники празднества встречают восход солнца, купаются, чтобы набраться сил и здоровья на весь год.

В городах празднование Купалья превратилось в театрализованное представление с некоторыми внешними атрибутами традиционной купальской обрядности: возжигание ритуального огня, факельные шествия, хороводы, купальские песни, сожжение чучел Купалы/Марены и др. Праздник Купалье (Свята сонца, Купальскае кола) проводят многие музеи, агроусадьбы, спортивно-развлекательные центры.

К датам традиционных календарных праздников белорусов приурочивается проведение многих фольклорно-этнографических фестивалей. В Гродно с 4 марта 2003 г. ежегодно проходит республиканская выставка-ярмарка народных мастеров «Казюки», в память Святого Казимира — покровителя мастеров и ремесленников, а также молодёжи. Здесь традиционно представлены изделия народных мастеров, выполненные в самых различных техниках и видах творчества: живопись, графика, соломо- и лозоплетение, вышивка, резьба по дереву, кузнечное дело, керамика, роспись по стеклу, художественная обработка кожи, флористика.

Активизируют интерес к традиционной культуре, в т. ч. к календарным праздникам, обычаям и обрядам, фестиваль «Августовский канал в культуре трёх народов» (белорусы, поляки и литовцы), фестиваль фольклора «Вяртанне да вытокаў» в Гродненском районе, фестиваль обрядов и ремёсел «Скарбы Гродзеншчыны» в г. Лида и агрогородке Гудевичи Мостовского района Гродненской области и др.

В агрогородке Александрия Шкловского района Могилёвской области в начале июля проходит республиканский праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей»). Девушки плетут венки из душистых трав и цветов, затем пускают их по реке, чтобы погадать о своей судьбе, горит купальский костёр, звучат песни, водят хороводы, массовые купания в реке, прыжки через костёр — так отмечают ночь на Ивана Купалу в Александрии.

Проведение многих фестивалей направлено на возрождение и сохранение обрядовых, песенных, танцевальных традиций белорусского народа. Это фестиваль «Братская свеча» в Столинском районе Брестской области, фестиваль фольклорного искусства «Сугалоссе» в агрогородке Ананчицы Солигорского района Минской области, областной фестиваль фольклорно-этнографического искусства «Талакуха на Бярэсці», фестиваль «Браслаўскія зарніцы» (цель которого — возрождение народных традиций в новых социокультурных условиях); праздник «Квітней, Глыбоччына» (пропагандирует и развивает традиции народного творчества и ремёсел); фестиваль хореографического искусства «Сожскі карагод» в Гомеле и многие другие. Фестиваль этнокультурных традиций «Покліч Палесся» (проводится раз в 2 года в агрогородке Лясковичи Петриковского района Гомельской области) демонстрирует сохранность традиционной культуры Гомельщины и всей Беларуси, способствует развитию культурной, экономической и туристической сфер.

Республиканский фестиваль фольклорного искусства «Берагіня», который с 1998 г. проходит в г. п. Октябрьский Гомельской области, также был приурочен к празднику Купалье. Его главной задачей является привлечение внимания общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения средствами традиционного народного искусства. Стали традиционными праздники «Рудабельскае Купалле» и «Рудабельскі кірмаш», мастер-классы по народному пению, танцам.

Зажинки. Фото А. Микуса

Зажинки. Фото А. Микуса

Обряды зажинок и дожинок, тесно связанные с земледельческим календарём, и в настоящее время поддерживают вековые идеалы трудолюбия белорусов, демонстрируют высокую роль профессии хлеборобов и признание их заслуг на государственном уровне. Сакральный статус хлеба у белорусов очень высокий, поэтому труд по его выращиванию наполнялся и внеутилитарным смыслом, а собственно жатва становилась одним из самых ответственных моментов в жизни земледельцев. Дожинки у белорусов с давних времён означали конец жатвы, горячей уборочной поры и тяжёлой работы, поэтому и праздновались всегда с размахом. В последний день жатвы на поле собиралась толока — добровольные помощники, среди которых были родственники, друзья, соседи. Эта традиция оказалась жизнеспособной, и с 1996 г. дожинки проводятся каждую осень как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села. Дожинки проходят в районных и областных центрах, в празднование вовлекаются непосредственные участники жатвы. Праздник объединяет современную традицию прославления лучших работников с народными обрядами окончания жатвы, сбора урожая. Проходят концерты и выставки народного творчества, демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На фестивале выступают фольклорные коллективы и народные танцевальные и музыкальные ансамбли, демонстрируют свои изделия мастера-ремесленники.

В августе белорусы празднуют Спасы. Первый Спас (Макавей, Спас Мядовы) отмечается 14 августа. В этот день в церквях освящаются мёд, мак, садовые цветы. В природе уже наблюдаются заметные изменения: «Іспас — пайшло лета ад нас». С этого дня начинается двухнедельный пост («спасаўка»), который продолжается до 28 августа. Второй Спас (Яблычны Спас, Іспас; в церковном календаре это Преображение Господне) православные отмечают 19 августа, католики — 6 августа. В храмах освящают овощи и фрукты, воду. У белорусов было принято до этого дня воздерживаться от употребления яблок тем, у кого умерли дети, так как по легенде на том свете на Спас Бог или Матерь Божья раздают детям яблоки, не достаётся ничего тем, чьи родители нарушили запрет, и они плачут.

Михайловская свеча. Фото П. Цыбина

Михайловская свеча. Фото П. Цыбина

Икона-свеча. Чечерский район Минской области. Фото Т. Володиной

Икона-свеча. Чечерский район Минской области. Фото Т. Володиной

Никольская свеча. Фото Е. Лешкевич

Никольская свеча. Фото Е. Лешкевич

В культуре каждого народа есть обычаи или обряды, которые надёжно сохраняют весомые для этой культуры сакральные смыслы и в довольно устойчивой форме проносят своё содержание через века. Преимущественно на востоке страны распространён уникальный обряд «Свеча», который имеет глубокие корни, восходит к языческим культам, однако на протяжении своего существования органично включил христианские идеи и в таком целостном, богатом мировоззренческими аллюзиями виде дожил до наших дней. Бытуют Михайловские, Никольские, Варваринские свечи, реже Рождественские, Троицкие. «Свечой» называют икону святого-патрона, собственно свечу и обряд её переноса, который приурочивается ко дню чествования того или иного святого. Составляющие обряда: изготовление большой восковой свечи, которая посвящалась святому-патрону; коллективное богослужение (мольба) его иконе; совместная трапеза вскладчину. Проводились 2 торжественных застолья — в доме, где святыня находилась раньше, и там, куда переносилась. Обязательными атрибутами свечи и всего шествия являются хлеб/рожь, свечи и рушники. Свеча — это коллективный оброк, обет, средство обеспечения себе здоровья и благополучия на следующий год. В обряде дохристианское и христианское составляют неразрывное целое, искусственное разграничение которых угрожает самому существованию традиции. Обряд связан как с календарными, так и семейно-родовыми обрядами, выявляет общие элементы с ритуалами почитания предков.

Важнейший день в поминальном годовом цикле белорусского народного календаря наряду с Радуницей — осенние Деды (Дзяды). Их проведение приурочено у православных к Дмитриевской родительской субботе (последняя суббота накануне дня великомученика Дмитрия Солунского — 8 ноября), у католиков к Задушному дню — 2 ноября. В народном мировоззрении Вселенная разделена на две части, два мира — это мир, где живёт сам человек, и тот мир, где находятся загадочные сверхъестественные силы, духи, умершие предки. На Радуницу и Деды эти два мира как бы временно объединяются, живые общаются с предками при помощи определённых знаков-символов. Зафиксированы сотни вариантов приглашений дедов: «Святыя дзяды, хадзіце да нас. І старыя, і малыя, і тыя, каму не к каму ісці, і тыя, хто ў гэтых мясцінах жываў, хлеба-солі ядаў».

По традиционным представлениям, чтобы задобрить предков, необходимо приготовить много блюд для поминального стола и в первую очередь кутью, обязательно пригласить всех предков на ужин. После завершения поминального ужина принято со стола ничего не убирать, блюда накрывают скатертью и оставляют на ночь. В народной культуре белорусов, народном мировоззрении Деды и Радуница (наиболее архаичные и сложно организованные фрагменты традиционной культуры) относятся к обязательным ритуалам, выполнение которых сохраняет устойчивость мира, стабильность жизненного уклада. В Республике Беларусь 2 ноября определён как День памяти.

Календарная обрядность в её единстве и локальном разнообразии —уникальный феномен белорусской этнической культуры, наиболее рельефно представляющий традиционное мировоззрение, адаптационные механизмы ритуального саморегулирования традиционного сообщества; и в то же время это довольно открытая система, способная адаптироваться в современных условиях и развиваться. Традиционная календарная обрядность жизнестойка и разнообразна. Активизация местной локальной субкультуры связана с объединением локальных и общебелорусских традиций, которые направлены на конкретного человека в непосредственной среде его жизнедеятельности. Традиционные календарные праздники белорусов обладают огромным духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, их сохранение и включение в современную жизнь общества служит целям воспитания патриотизма, трудолюбия, честности, чувства бережного отношения и любви к природе, родной земле. Разрабатываются инновационные формы сохранения и возрождения календарных традиций празднования, активизируется процесс включения в современную культуру традиционных образов, сюжетов, обрядов, создания на их основе локальных туристических брендов. Возрастает роль культурно-досуговых и образовательных учреждений по реконструкции празднично-обрядовой культуры, а также фольклорно-этнографических фестивалей в современном функционировании календарных праздников и обрядов белорусов.

Сохранению и функционированию календарных праздников и обрядов в современных условиях в значительной степени содействует государственная политика Республики Беларусь. Среди главных направлений формирования в независимой Республике Беларусь новой календарной системы — использование национальных праздничных традиций, синтез природно-хозяйственного и христианского календарей, а также актуализация региональных/локальных субкультур. В современных условиях культурное наследие является одним из важнейших факторов устойчивого развития страны и социальной стабильности общества. Наиболее благоприятные условия для функционирования календарной обрядности есть там, где сохранились до наших дней традиционные формы социокультурной и хозяйственной деятельности белорусов.

Проведена большая работа по выявлению и инвентаризации объектов, составляется единый Государственный список охраны историко-культурных материальных и нематериальных ценностей. Создана электронная база данных Национального инвентаря нематериального наследия и сайт «Жывая спадчына Беларуси» (www.livingheritage.by) с множеством фото-, видео-, аудиоматериалов. Статус историко-культурной ценности Республики Беларусь присваивается наиболее заметным явлениям духовной культуры народа, основу их как раз и составляют календарные праздники и обряды.

В Республике Беларусь существуют реальные потребности общества в освоении национальных традиций празднично-обрядовой культуры как важнейшей полифункциональной ценностной парадигмы современной социокультурной среды. Традиции празднично-обрядовой культуры — это целостное, многообразное, полифункциональное, синкретичное этнокультурное явление, обусловленное региональной спецификой, представляющее собой совокупность знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности белорусского народа.