Современное народное искусство
Дата создания: 03.04.2023 12:53:38
Дата изменения: 26.08.2024 10:13:30
- Общая характеристика
- Ткачество. Вышивка. Кружевоплетение
- Деревообработка
- Плетение. Соломоплетение
- Гончарство
- Художественная роспись
- Вытинанка
- Кузнечное ремесло
- Заключение
Общая характеристика
Общественно-политические преобразования в Беларуси конца 1980‑х — начала 1990‑х гг., национально-культурное возрождение, становление государственного суверенитета, определение своего места в международном содружестве вызвали заметный всплеск интереса к сокровищам националь-ной художественной культуры, особенно традиционной народной, отличающейся яркой национальной самобытностью и своеобразием и поэтому являющейся наиболее действенным способом самовыявления народа. В этом отношении белорусов можно считать богатой нацией: живы многие виды и формы традиционного фольклора, извечные обычаи, обряды, верования, ремёсла, промыслы. Это неоценимое культурно-историческое наследие, утраченное многими европейскими народами в связи с наступлением научно-технического прогресса, в Беларуси не только сохранилось, но и продолжает развиваться, составляя значительную область современной художественной культуры.
Среди разнообразия и богатства видов и форм традиционной художественной культуры заметно выделяется «предметное» творчество — различные виды декоративно-прикладного и изобразительного искусства, традиционные художественные ремёсла и промыслы. Многие виды народного искусства и художественных ремёсел в Беларуси сохранились до наших дней и активно включились в современные художественные процессы.
Традиционное народное искусство — это не только ценнейшее культурно-историческое наследие страны. Оно оказывает благотворное влияние на всю современную национальную культуру, придавая ей неповторимость, самобытность и своеобразие, воздействует на разные виды профессионального искусства. Произведения народных мастеров, изделия художественных ремёсел и промыслов отражают характер жизни, особенности быта, взгляды, идеалы, эстетические запросы, менталитет народа, что далеко не всегда свойственно профессиональному искусству. Различные виды и формы народного художественного творчества, в т. ч. и традиционные художественные ремёсла, являясь ярким проявлением духовного облика нации, представляют собой важную форму включения широких народных масс в творческие процессы развития и обогащения национальной художественной культуры.
Однако при всём этом нельзя не заметить, что масштабы бытования современного народного искусства далеко не прежние, заметно изменились также содержание и характер многих его видов. Коренные изменения в характере и образе жизни значительно сузили сферу использования многих рукотворных изделий, которые прежде насыщали весь народный быт с его натуральным или полунатуральным укладом и были органически с ним связаны. Отпала практическая необходимость в их собственноручном изготовлении (во всяком случае, массовом), поэтому можно считать объективной и неизбежной реальностью то, что многие виды народного искусства и большинство традиционных ремёсел, связанных с прежним бытом, окончательно остались в прошлом, что и произошло во многих индустриально развитых странах Европы ещё в конце XIX в. В Беларуси некоторые виды традиционного народного искусства и художественных ремёсел продолжали бытовать ещё и в 1980‑е гг., однако сфера их применения продолжала интенсивно сужаться. Одни виды демонстрировали неуклонную тенденцию к окончательному исчезновению из-за отсутствия востребованности в современном быту, другие — переходили в разряд любительского занятия, ординарного рукоделия, лишённые традиций, глубинного содержания, национального своеобразия.
Коренные изменения в обществе не только остановили упадок традиционной художественной культуры, но и способствовали возрождению многих её видов, в т. ч. народного искусства и художественных ремёсел. Основой этих процессов стало изменение общественного мнения о народном искусстве не как о достоянии прошлого или музейной архаике, а как о живом явлении современности, ценнейшем национальном достоянии суверенной европейской страны. Живыми сокровищами традиционного народного творчества можно с полным правом гордиться как уникальным национальным богатством.
Однако только осознания этого факта недостаточно. Хотя Беларусь и сохранила богатый духовно-творческий потенциал народной художественной культуры, однако, не будучи отгороженной от общеевропейских процессов, она испытывает значительные деструктивные влияния на эту область жизни, что не может не вызывать обеспокоенности её современным положением и ближайшими перспективами. Требуются неотложные меры по сохранению традиционной художественной культуры, её возрождению на современном уровне, включению в сегодняшний культурный контекст. Если не предпринимать необходимых мер по поддержке традиционных ремёсел, они неизбежно либо приходят в упадок, либо неузнаваемо меняют свой характер. Изделия ручной работы не в состоянии успешно конкурировать с более дешёвой промышленной продукцией бытового и художественного назначения. Это объективный процесс, затрагивающий всю мировую цивилизацию на разных ступенях её развития и, как свидетельствует история, без своевременной и надлежащей опеки и поддержки традиционное народное искусство рано или поздно становится достоянием прошлого.
Осознание этого факта получило подтверждение на законодательном уровне. В только что получившей независимость Беларуси одним из первых законов стал закон «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», сформулировавший главную цель и основные направления государственной политики в этой сфере, определивший в качестве важнейшего приоритета сохранение, возрождение и развитие национальной культуры, основу которой составляет именно традиционная культура. Статья 19 закона декларирует: «Беларусь стварае ўмовы і заахвочвае прадпрыемствы, арганізацыі, установы, грамадзян да адраджэння і развіцця гістарычных традыцый народнай творчасці, аўтэнтычнага фальклору, звычаяў, абрадаў, святаў, традыцыйных промыслаў і рамёстваў… узораў дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва».
Более детально, выразительно и конкретно эти задачи заявлены в законе «Аб народным мастацтве, мастацкіх промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» (1999). Принятие закона заметно стимулировало деятельность мастеров народного творчества, активизировало возникновение новых форм организации их творческой деятельности, передачи и преемственности традиций. Следует отметить его основное значение: народное искусство и художественные промыслы уравнялись с другими видами национальной культуры, а мастера народного творчества на государственном уровне получили узаконенный равноправный статус с деятелями профессионального искусства.
Успешное сочетание государственной политики и общественной заинтересованности в скором времени принесло реальные результаты. Одним из наиболее показательных примеров в этом отношении может служить деятельность Белорусского союза мастеров народного творчества (создан в 1992). Это добровольное общественное объединение мастеров народного искусства и традиционных художественных ремёсел, ставящее своей целью возрождение, поддержку и развитие народного искусства, усиление его влияния на духовное развитие общества, популяризацию творчества народных мастеров и творческих коллективов, организацию преемственности традиций, действенное представительство традиционной культуры Беларуси в стране и за рубежом. За период своей деятельности союз объединил сотни лучших мастеров со всей Беларуси, представляющих практически все традиционные художественные ремёсла: ткачество, вышивку, гончарство, ковку, роспись, вытинанку, художественную обработку дерева, плетение из природных материалов и др. Союзу принадлежат многие инициативы и усилия в законотворческой деятельности, касающиеся этой области культуры.
Активная популяризаторская деятельность союза заключается в организации и проведении различных акций: выставок, конкурсов, фестивалей, праздников, ярмарок и др. Среди них — две национальные выставки современного народного искусства «Жывыя крыніцы» (1998, 2006), традиционные ежегодные выставки «Калядныя ўзоры», тематические выставки современного народного творчества в разных городах Беларуси и за рубежом. Союз стал инициатором организации и проведения новых форм популяризации этой области традиционной культуры — республиканских праздников-конкурсов по различным видам традиционных ремёсел. С успехом прошли праздники-конкурсы соломоплетения «Саламяны цуд» (1997), лозоплетения «Лазовыя карункі» (1998), резьбы по дереву «Дрэва жыцця» (1999), вытинанки «Ажурныя фантазіі» (2000), ковки «Залатая падкова» (2001), а также 1‑й Международный фестиваль соломенного искусства (2003). Традиционным стало проведение Республиканского фестиваля-ярмарки ремёсел «Вясновы букет», ежегодно собирающего в столице до полутысячи мастеров из всей Беларуси.
На празднике-конкурсе кузнечного искусства «Багрымаў перазвон». Барановичи Брестской области, 2001 г.
Одновременно различные праздники-конкурсы областного и местного уровней по разным видам традиционных ремёсел проводятся также подразделениями и учреждениями культуры. Организуются они с учётом местных возможностей и особенностей, как правило, в районах, где преобладают либо ещё живут традиции того или иного ремесла. К примеру, регулярно проводятся они в Минской области. Каждые 2–3 года проходят праздники-конкурсы гончарства «Гліняны звон», соломоплетения «Саламяныя дзівосы», лозоплетения «Лазовыя карункі», ткачества «Матчыны кросны», деревообработки «Разьбы зачараванне», вытинанки «Папяровыя карункі» и др. Некоторые праздники (ткачества в г. Старые Дороги, лозоплетения в г. Вилейка, вытинанки в г. Молодечно, деревянной ложки в г. Березино) уже получили постоянную привязку к конкретным регионам, стали их своеобразным брендом.
В Витебской области такие праздники-конкурсы обычно приурочивают к Международному фестивалю искусств «Славянский базар в Витебске». В результате они собирают мастеров не только Витебщины, но и других регионов Беларуси, выходя таким образом за рамки областных. Такими стали праздники-конкурсы соломоплетения «Папараць-кветка», резьбы по дереву «Дрэва жыцця», ткачества «Матчыны кросны», лозоплетения «Лазовы прут», вышивки «Чароўная нітка», художественной росписи «Райскі сад», «Фарбы нябёсаў», вытинанки «Ажурныя мары», игры и игрушки «Забава» и др.
В Брестской области первоочередное внимание уделяется ещё не совсем забытым редким ремёслам. С успехом прошли праздники-конкурсы ковки «Багрымаў перазвон», бондарства и гончарства «Дубовая клёпка і гліняны збаночак», обрядовой выпечки «Караваю, мой раю…», плетения из природных материалов «Магія прыроднага хараства» и др. В старинном гончарном центре Городная (Столинский район) регулярно проводится международный гончарский пленэр, куда съезжаются мастера из Беларуси, Украины, Польши, Литвы.
Выставки-ярмарки ремёсел, обычно под названием «Город мастеров», проводятся во время различных фестивалей, праздников городов и др. Это и Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», и Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно, и фестивали-ярмарки тружеников села «Дажынкі», и многие другие фестивали и праздники, которые проводятся как на республиканском, так и на региональном, или местном, уровне. Главное место различные виды традиционных ремёсел занимают на таких оригинальных, характерных только для конкретного региона праздниках и ярмарках, как «Дрыбінскія таржкі» на Могилёвщине, «Скарбы Гарадзеншчыны» на Гродненщине, фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья» в Лясковичах на Гомельщине и др.
Важную роль в возрождении и развитии традиционных художественных ремёсел и промыслов играет организация передачи и преемственности традиций. Прежний механизм — на уровне семьи, от родителей детям — остался в прошлом, поэтому на первый план выходят различные «организованные», прежде всего на государственном уровне, формы поддержки жизнедеятельности традиционных ремёсел, их возрождения и включения в современные процессы. Среди таких форм — дома и центры ремёсел, число которых сегодня приближается к сотне. Первые дома и центры ремёсел ещё в конце 1980‑х гг. начали создаваться на Витебщине, они действуют во всех районах области. По полтора десятка их в Минской, Гомельской, Могилёвской и других областях. Как правило, такие очаги современного народного творчества создаются в районных центрах, есть и в крупных сельских поселениях, особенно если последние когда-то славились какими-либо ремёслами либо сохранили их традиции. На Брестчине, где ещё немало живых очагов народного искусства и художественных ремёсел, создаются школы и классы, многочисленные кружки ремёсел непосредственно по месту бытования той или иной традиции. Действуют школа двухосновного ткачества в д. Подбела Каменецкого района, бондарства — в г. Иваново, гончарская — в д. Городная Столинского района и др.
Начался процесс признания наиболее известных центров народного искусства и ремёсел как государственного культурного наследия. В Государственный реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь включены гродненские пасхальные вербы, сопоцкинское писанкарство, дрибинское шаповальство, городокское разреженное ткачество, быховские соломенные пауки, поозёрские росписи по ткани, бобруйское и городнянское гончарство, двухосновное ткачество в д. Подбела Каменецкого района Брестской области и д. Гудевичи Мостовского районов Гродненской области и др. Признанные очаги традиционных ремёсел получают реальную поддержку для развития, важен и сам факт такого признания на государственном уровне.
Бытовавшие и развивавшиеся по собственным объективным законам, народное искусство и художественные ремёсла в настоящее время не в состоянии избежать интернационализированных культурных и художественных веяний, влияния научно-технического прогресса и глобализации, что неизбежно ведёт к унификации, нивелировке, утрате национального своеобразия. Поэтому даже этот на первый взгляд довольно жизнеспособный вид национальной культуры требует не только осознания необходимости и своевременности практических мер по его поддержке, но и заинтересованного анализа его сегодняшнего положения и характера, особенностей бытования, определения его места и роли в современных процессах.
Прежде всего следует отметить, что положение и характер современного народного искусства далеко не всегда адекватны «классическому». Хотя внешне многие современные изделия могут довольно точно повторять аутентичные, в большинстве случаев они уже утратили прежнее предназначение и место в традиционном быту, извечный глубинный смысл.
Традиционное народное искусство отличается своей целостностью, синкретичностью, органической связью с бытом и жизнью народа. Являясь, по существу, бытовым, оно формировало соответствующие эстетические критерии и потребности. Предметы народного искусства как результат народного творчества удовлетворяли в первую очередь бытовые, жизненные, практические потребности и одновременно обеспечивали полноту духовной деятельности. Народное искусство отображало в древних образах, формах, символах, отшлифованных столетиями, миропонимание этноса, привносило духовное начало в повседневность. В украшении жилища, орудий труда, одежды, предметов быта народное искусство материализовало образное мышление народа, его коллективные материальные и духовные потребности.
В наше время роль и место народного искусства в жизни общества заметно изменились. Тенденция обновления в большей или меньшей степени была характерна для народного искусства на всех этапах его бытования, однако в связи с изменениями в обществе она усилилась и ускорилась, что обусловило разные формы его современного бытования, характер и ассортимент изделий, их художественное решение, систему производства народными мастерами.
В первую очередь следует отметить главную особенность современного народного искусства — почти полную утрату когда-то основных для него бытовых, практических, утилитарных или обрядовых функций. Осталась в прошлом когда-то существенная основа народного творчества. Возможность приобрести одежду, мебель, посуду, украшения, орудия труда, предметы быта и другие необходимые вещи промышленного производства снимает необходимость в их собственноручном изготовлении. Остались в прошлом многие традиционные обряды и обычаи (например, целый комплекс обрядов, связанный с ручной жатвой). В некоторой степени прежние бытовые, утилитарные функции продолжают оставаться за лозоплетением, гончарством, отдельными видами деревообработки (например, за производством бондарной посуды, резьбой ложек), ковкой (изготовлением архитектурных компонентов), текстилем (ткачеством и вязанием половиков и дорожек) — теми видами ремёсел, которые ещё не утратили своей прежней роли в традиционном быту. Правда, и они в большинстве случаев уже демонстрируют заметные изменения в характере, формах, назначении изделий.
Изменение места, роли и назначения изделий современных ремёсел и промыслов вносит соответствующие коррективы в их характер, ассортимент, формы, декор. На первый план выдвигаются декоративные, художественные задачи; утилитарность и функциональность в большинстве случаев уже далеко не главенствующие, как прежде, а то и вовсе могут отсутствовать, как, например, в росписях, вытинанке, аппликации соломой, глиняной, деревянной, соломенной пластике и др. В связи с этим заметно возрастает декоративность изделий, нередко те или иные виды декора появляются на вещах, прежде его вовсе не имеющих. Таким образом, понятие «народное искусство» обретает сегодня свой подлинный смысл.
Отмечая процессы возрождения, развития, распространения многих видов и форм традиционного народного искусства и художественных ремёсел, нельзя не признать, что народное искусство безвозвратно утратило прежнюю важнейшую особенность: перестало быть массовым явлением, объектом коллективного творчества. В эту сферу национальной культуры приходит поколение молодых мастеров, однако массовым явлением это уже не станет — в отличие от прежней деревни, где и создателями, и потребителями продукции традиционных, в т. ч. и художественных, ремёсел и промыслов было практически всё сельское население.
Индивидуализация творчества современных мастеров закономерно приводит к соответствующим результатам, в т. ч. и по причине иного их статуса, иных отношений и к традициям, и к результатам собственного творчества. Генетически не связанные с традициями, мастера могут интерпретировать их весьма произвольно, что нередко переводит такое творчество в разряд самодеятельности и любительства. Хотя бы поэтому относить к современному народному искусству все виды непрофессионального творчества неправомерно и безосновательно: это ведёт к девальвации понятия «народное искусство» и обесцениванию его лучших образцов, пусть даже и в нынешней интерпретации. По-прежнему основным определяющим критерием понятия «народное» необходимо считать синоним «традиционное» — или почти точно повторенное, как, например, во многих видах ткачества, гончарства, лозоплетения, или определённым образом интерпретированное, как, скажем, в соломоплетении, вытинанке, ковке, обработке дерева, кожи, бересты и др. Даже если на первый взгляд произведения современного народного творчества и художественных ремёсел в большей или меньшей степени и отличаются от прежних, но в целом в них чувствуется «дух» национальных традиций, извечная народная основа — значит, их можно относить к современному народному искусству.
Современное народное искусство и традиционные художественные ремёсла — весьма заметное, распространённое и в то же время сложное, неоднозначное явление национальной культуры, бытующее и развивающееся в различных видах, формах и проявлениях. Одни его виды, не найдя своего места в современных культурных процессах, стали достоянием прошлого, другие — сохранились без значительных изменений; многие получили новую жизнь, нередко заметно изменив свой характер, формы, масштабы бытования и особенности применения, оставаясь при этом в сфере народного искусства.
Ткачество. Вышивка. Кружевоплетение
Различные виды традиционного текстиля: ткачество, вышивка, кружевоплетение, лоскутное шитьё и другие — как в традиционном, так и в современном народном искусстве Беларуси едва ли не самое яркое (в прямом и в переносном смысле) явление, к тому же, вероятно, и самое распространённое. Во 2‑й половине прошлого века ткачество стало интенсивно сокращать масштабы своего бытования, к концу 1980‑х гг. этим традиционным ремеслом изредка занимались лишь единичные мастерицы, садившиеся за кросна не столько из-за практической необходимости, сколько «для душы». Характерно, что нередко в собственном быту они использовали дешёвые, массовые, но промышленные изделия — «як ва ўсіх». В некоторых регионах (например, на Полесье), где ещё бытовала традиция использования художественных тканей в свадебных обрядах, продолжали ткать традиционные рушники. Часть ткачих была задействована в качестве надомниц от ближайших фабрик художественных изделий (агрогородок Мотоль Ивановского района Брестской области, агрогородок Неглюбка Ветковского района Гомельской области, д. Мокраны Клецкого района Минской области, д. Збляны Лидского района Гродненской области и др.).
Более жизнеспособной оказалась традиция вышивки, особенно в Полесском регионе. Здесь уже в послевоенные годы преобладала полихромная произвольная гладь растительного характера, не содержавшая никакой семантической наполненности, зато насыщавшая интерьер жизнерадостной декоративностью, так необходимой во времена интенсивного восстановления и переустройства деревни.
Как в сельском, так и в городском быту продолжала свою жизнь традиция кружевоплетения. В интерьере городского жилища ажурные, вязанные крючком кружева, главным образом салфетки, отлично гармонировали (или, скорее, контрастировали) с лаконичными формами стандартной промышленной мебели, в сельском быту — дополняли вышитые гладью рушники, подзоры, занавески, накидки и др.
На празднике-конкурсе рушника и пояса «Млечны шлях ад рук бабулі». Агрогородок Семежево Копыльского района Минской области, 2012 г.
Таким образом, не успев окончательно утратить свою роль в быту (как это произошло с некоторыми другими ремёслами), многие виды традиционного текстиля получили вторую жизнь в современных культурных процессах. Снова сели за уцелевшие кросна ткачихи старшего поколения, опыт которых оказался весьма востребованным — прежде всего в различных «организованных» формах обучения: кружках, школах, студиях, домах и центрах ремёсел. Правда, за трудоёмкие изделия из довольно дорогих материалов (покрывала, ковры) они уже практически не берутся, если не считать специализированных учреждений, сознательно ставящих задачу возрождения, поддержки и развития этого вида традиционных художественных тканей: школы двухосновного ткачества в д. Подбела (Каменецкий район Брестской области), Копыльского районного центра ткачества (агрогородок Семежево), Стародорожского районного центра ремёсел и др. По этим же причинам ткачество покрывал и ковров обычно бывает довольно скромно представлено на праздниках-конкурсах ткачества, с большей или меньшей регулярностью проходящих в различных регионах Беларуси.
Более распространённым является ткачество рушников, требующих меньше времени и материалов. Ткать их можно на компактных узких станках современного изготовления, которые тем не менее позволяют применять все традиционные техники: многоремизную, браную, выборную, переборную, закладную и разреженную. Поэтому ткачество рушников, а также салфеток, дорожек, половиков и других подобных изделий практикуется во многих домах, центрах и школах ремёсел, а также на праздниках-конкурсах ткачества.
На празднике-конкурсе рушника и пояса «Млечны шлях ад рук бабулі». Агрогородок Семежево Копыльского района Минской области, 2012 г.
Особенно популярно ткачество поясов. Все известные традиционные техники (на дощечках, на ниту, на бердечке) не требуют громоздкого сложного оборудования, необходимые же довольно простые приспособления легко может изготовить каждый. К тому же ткачество поясов доступно даже детям, причём заниматься им можно практически в любых условиях. Поэтому неудивительно, что оно является наиболее популярной номинацией на праздниках-конкурсах ткачества, им занимаются в различных кружках, студиях, клубах, в большинстве домов, центров и школ ремёсел. К тому же пояса и сегодня находят своё практическое применение, хотя и не в таких масштабах, как прежде, когда были обязательной принадлежностью традиционного костюма.
Такое же применение и у текстильных изделий, украшенных традиционными техниками счётного шитья. Ввиду своей трудоёмкости и несоответствия новым веяниям в народной культуре они уже давно вышли из быта, но сегодня целенаправленно возрождаются в своём традиционном ромбогеометрическом характере и красно-белой колористике. Ныне одно из направлений использования таких видов вышивки — уверенно набирающая популярность практика украшения ими компонентов одежды национального характера (правда, чаще используется имитация вышивки печатным способом).
В то же время какой-либо заботы или усилий по возрождению и сохранению не требует такой вид вышивки, как полихромная произвольная гладь растительного характера. Она по-прежнему продолжает выполнять декоративную роль в интерьере народного жилища (главным образом сельского), хотя далеко не в массовых масштабах, да и в географическом отношении весьма неравномерно: в северных регионах она в лучшем случае сохранилась в виде прежних образцов, на Полесье же и в настоящее время ей продолжают заниматься мастерицы разных поколений.
Полихромная произвольная гладь получила распространение в народном быту сравнительно поздно, однако органически включилась в контекст белорусского народного искусства XX в. с его процессами повышенного декоративизма, замены древних ромбогеометрических мотивов символического характера более поздними реалистическими, отражающими живые образы природы.
Колористическую сочность и яркую декоративность демонстрируют также тканые дорожкиполовички («ходнікі») из текстильных обрезков, вновь обретающие некоторую популярность, в т. ч. и в городском интерьере.
Заметное явление в современном народном текстиле крайнего запада Брестчины — двухосновное ткачество, в своё время распространённое в ряде деревень Каменецкого района. С падением спроса и утратой прежней роли в традиционном быту трудоёмкие и дорогие двухосновные ковры ткать практически перестали, однако в наше время традицию возродили: в 2000 г. в д. Подбела Каменецкого района организовали школу двухосновного ткачества.
Богато и разнообразно современный народный текстиль Брестчины представлен ткаными и вышитыми рушниками — пожалуй, наиболее характерными образцами жизнеспособности народной художественной культуры Западного Полесья. Эта жизнеспособность поддерживается ещё не утраченными в регионе бытовыми, эстетическими, духовными потребностями — например, использованием в семейной обрядности или традицией украшать красный угол. Нередко здесь, даже в новопостроенном сельском доме, можно видеть целую «выставку» рушников, которые, в понимании ткачих, вышивальщиц и кружевниц, должны создавать образ «райского сада». С ними гармонирует и всё остальное рукотворное убранство интерьера, даже промышленные ковры, современная стандартная мебель и др.
Творчество немногочисленных ткачих старшего поколения позволяет составить определённое представление о характере современного народного художественного текстиля Гомельщины. Дорогие, трудоёмкие, мало востребованные сегодня постилки и ковры ткут редко; те же, что иногда появляются на выставках, конкурсах и фестивалях, свидетельствуют о нераздельном господстве популярного у современных ткачих одностороннего перебора с его яркой полихромией и повышенной декоративностью. Преобладают изделия характерной для региона замкнутой композиции из 6–8 крупных геометрических или стилизованных растительных ромбов, квадратов, восьмиугольников, расположенных обычно в два ряда по центру, по краям — обрамление из мелких цветов, листьев, зигзагообразных фигур. Колористика мажорная, насыщенная, сочетания цветов бывают самые невероятные, но такая полихромия обычно объединяется глубоким чёрным фоном.
Из всего прежнего разнообразия местных рушников до сегодняшних дней традицию сохраняют и поддерживают разве только знаменитые неглюбские. Правда, положение неглюбского ткачества непростое: значительная часть населения Неглюбки и окрестных деревень отселена, почти не стало ткачих старшего поколения, которые бы по традиции садились за кросна, спрос на дорогие изделия незначительный. Надежды на дальнейшее развитие этого знаменитого вида народного художественного текстиля связываются разве что с местным кружком ткачества, чьи изделия традиционного характера обычно представляют современное неглюбское ткачество на различных выставках и фестивалях.
Внимание и заинтересованность в возрождении и развитии забытых видов народного искусства, в т. ч. и народного текстиля, демонстрирует Витебская область. К концу 1980‑х гг. в своих традиционных видах ткачество здесь, как и на соседней Могилёвщине, было уже довольно редким занятием, вышла из быта даже популярная в своё время полихромная гладьевая вышивка. Однако на различных выставках, конкурсах, фестивалях именно Витебщина демонстрирует народный художественный текстиль в различных возрождённых на современном уровне видах и формах. Несомненная заслуга в этом принадлежит местным работникам культуры, целенаправленно ведущим работу по возрождению забытых видов народного искусства. В каждом районе области действуют дома и центры ремёсел, и во многих из них практикуется работа с разными видами традиционного текстиля.
Последовательно и целенаправленно традиции местного текстильного искусства возрождают в Городокском доме ремёсел и фольклора. Основываясь на результатах активной исследовательской деятельности, мастерицы М. Гущо, Т. Мисникова и О. Реут восстановили одну из когда-то самых характерных для региона, затем практически забытую технологию — разреженное ткачество.
Многие дома ремёсел Витебщины (Лепельский, Глубокский, Городокский, Браславский и др.) ведут активную деятельность по восстановлению и реконструкции традиционного народного костюма. Понятно, что такие разработки мастериц — это уже костюм музейного назначения, для сценического или праздничного использования, однако в большинстве случаев это не просто разработки «по мотивам» традиционного костюма, а максимально точное восстановление его. То же можно говорить и о рушниках с восстановлением традиционной местной орнаментики, в т. ч. характерных для Поозёрья антропоморфных мотивов.
Схожая картина с народным художественным текстилем на Гродненщине. Здесь традиционные художественные ткани ещё живут натуральным образом в народном быту, при этом в последнее время получают распространение также различные «организованные» формы поддержки и развития традиций народного текстиля. Современное народное художественное ткачество Гродненщины демонстрирует приверженность мастериц ко всем известным здесь ткаческим техникам — многоремизной, браной, одно- и двухстороннему перебору и др. Почти угасшую традицию изготовления двухосновных ковров возродила В. Белокоз в д. Гудевичи Мостовского района, творчество которой стимулируется выставочной и фестивальной деятельностью, а также активным сотрудничеством с Мостовским районным центром ремёсел и его филиалом в Гудевичах.
Народное художественное ткачество Минщины демонстрирует относительную жизнеспособность в южных, соседних с Полесьем, районах. Здесь ещё сохранились очаги народного художественного творчества в традиционных формах бытования, в последнее время поддержанные деятельностью организованных на этой основе кружков, школ, домов и центров ремёсел. Именно здесь регулярно проводятся праздники-конкурсы ткачества «Матчыны кросны», «Беларускі пояс», «Млечны шлях ад рук бабулі» и др. Картину современного художественного ткачества в регионе определяют покрывала и ковры в технике одностороннего перебора с полихромным декором на чёрном фоне.
Активным очагом традиционного ткачества является агрогородок Семежево, где организован Копыльский районный центр ткачества. Вокруг него группируются широко известные мастерицы: В. Киеня, В. Гладкая, Н. Горощеня, О. Шикуть и др. Несомненное их достижение — возрождение закладной техники ткачества, когда-то характерной для местных рушников, однако уже в довоенное время практически забытой. Современные закладные рушники семежевских ткачих почти точно повторяют прежние образцы.
Традиции народного художественного текстиля во многих регионах Беларуси относительно жизнеспособны. Некоторые его виды по-прежнему живут в естественной среде, однако наиболее заметные результаты дают целенаправленные усилия по их поддержке и возрождению, связанные с различными организованными на современном уровне формами передачи и преемственности традиций.
Деревообработка
Гораздо более скромное место в современной культуре Беларуси занимают такие когда-то распространённые ремёсла, как различные виды деревообработки. Ныне большинство изделий из дерева либо вышло из практического употребления, либо создаётся промышленным способом из других материалов. Это касается, например, многочисленных видов деревообработки, которые можно объединить общим термином «бытовая резьба». Давно вышли из употребления самодельная деревянная мебель, многие виды предметов быта и орудий труда, в т. ч. целый комплекс деревянных приспособлений для прядения и ткачества, чаще, чем другие изделия, украшавшихся различными видами резьбы.
На волне интереса к экологически чистым материалам возрождается практически забытое бондарное ремесло, в основном в прежних формах — для традиционного применения. В г. Иваново (Брестская область) открыта школа бондарного ремесла, где возрождают и продолжают традиции когда-то популярного, широкоразвитого, затем почти забытого местного промысла. Изделия ивановских мастеров известны далеко за пределами Брестчины.
Современные мастера заметно расширяют ассортимент изделий, обогащают их формы, нередко дополняют их резным декором, чего не имела традиционная бондарная посуда. Применение древесины с красивой текстурой, деревянных обручей придаёт заметные декоративные качества даже традиционным чисто утилитарным формам. Таковы, например, изделия М. Куксы (г. Гродно), В. Станкевича (г. Глуск), А. Иванейчика (агрогородок Морочь Клецкого района Минской области) и др.
Вторую жизнь ныне получают прежде всего деревянные ложки. Как и бондарная посуда, они пользуются в настоящее время относительной популярностью, причём в большинстве случаев — для традиционного практического использования. В то же время ориентация на выставки, конкурсы ремёсел стимулирует мастеров, особенно молодёжь, доводить традиционные формы ложек до предельного совершенства, а то и тактично дополнять их резным декором, превращая таким образом в декоративные предметы и оригинальные сувениры.
Из всех видов современной художественной обработки дерева наиболее заметно и динамично развивается деревянная скульптура, хотя и существенно изменила характер, содержание, тематику. Традиционно она имела культовое назначение — для храмов, капличек, мемориальных столбов и придорожных крестов. Нынешние мастера-резчики «реабилитировали» сакральную тематику, однако куда чаще разрабатывают фольклорные, литературные, исторические, бытовые образы и сюжеты.
Прямые или опосредованные аналогии с традиционной народной скульптурой прослеживаются в творчестве многих современных резчиков-скульпторов, хотя её характер и тематика иные. Особенно это присуще произведениям так называемого наивно-реалистического (инситного) направления, характерного для творчества некоторых мастеров-самоучек старшего поколения: И. Супрунчика (д. Теребличи Столинского района) и Н. Тарасюка (д. Стойлы Пружанского района) из Брестской области, И. Василевича (г. Копыль) и др. Их творчество, при всей его неповторимости, уникальности и индивидуальности, без особых оговорок можно включать в актив современного народного искусства.
Творчество большинства молодых мастеров-скульпторов отражает характерное для нашего времени взаимодействие народного, самодеятельного и профессионального искусства. Многие из них имеют определённую профессиональную подготовку, хорошо ориентируются в истории, литературе, фольклоре, искусстве, осознанно выбирают тематику работ и характер трактовки персонажей. Особой популярностью пользуются произведения монументального плана, устанавливаемые в населённых пунктах, мемориальных и памятных местах, нередко образуя целые тематические комплексы («Шлях Коласа» на родине народного поэта в Столбцовском районе; герои комедии В. Дунина-Марцинкевича «Пінская шляхта» в г. Пинск). Обычно подобные решения являются результатом скульптурных пленэров, которые в последнее время практически ежегодно проводятся в разных уголках Беларуси.
Плетение. Соломоплетение
Среди различных видов плетения из природных материалов едва ли не самым ярким явлением в современном народном творчестве, своеобразным национальным феноменом в культуре Беларуси можно считать соломоплетение. В его основе — изделия бытового и декоративного назначения, но прежде всего — традиционная аграрно-обрядовая пластика и атрибутика, связанная с магическими представлениями древних земледельцев.
Уже в середине XX в., с уходом в прошлое ручной жатвы, практически все обычаи и связанная с ними соломенная атрибутика утратили прежнее значение, традиции их изготовления могли разделить судьбу многих других ремёсел, ставших достоянием прошлого. Однако этого не случилось: вскоре соломоплетение получило вторую жизнь, ныне же наблюдается его подлинный расцвет. При этом стилистика и характер этого традиционного ремесла стали заметно иные. Современные мастера соломоплетения вобрали, переосмыслили и переработали опыт предшественников, однако при этом смогли выйти на новый, значительно более высокий уровень в этой области творчества: от условно-символических, весьма простых по форме изделий аграрно-обрядового назначения — до подлинных произведений искусства. Прежнее домашнее чисто крестьянское занятие стало широкоразвитым художественным ремеслом, продукция которого создаётся и потребляется главным образом для города и горожанами. Заметно изменился характер изделий, иным стало их назначение, обогатились способы плетения и приёмы декорирования. Однако все эти особенности не говорят о коренном отрыве современного соломоплетения от традиций. В лучших работах современных мастеров-соломоплетельщиков чувствуется прочная народная основа, прямое или опосредованное продолжение и развитие давних традиций этого оригинального художественного ремесла.
Характер изменений в современном художественном соломоплетении ярко иллюстрирует творчество ныне широко известных мастериц старшего поколения, для которых это ремесло известно с детства, по его «живым» проявлениям. Небольшие фигурки козликов, коников, птичек Л. Лось отличаются простыми, выразительными формами, построенными по тем же принципам, что и прежние, аграрно-обрядового назначения, — изгибанием и перевязыванием двух-трёх пучков соломы. В то же время с творчеством Т. Агафоненко и Л. Гловацкой связано новое слово в современном соломоплетении. Если традиционные фигурки имели определённые, относительно небольшие размеры, ограниченные длиной соломинок в пределах междоузлий, то мастерицы стали плести свои изделия на каркасе из соломы с последующим оформлением его различными плетёнками и фактурами. Это значительно обогатило пластику, увеличило объёмы, расширило творческие возможности. Их кони, петухи, павлины, олени с роскошными гривами, хвостами, рогами, изящными головками, необычайным оперением величественны и монументальны и одновременно сказочно красивы и декоративны.
Разнообразием творческих почерков, широтой диапазона изделий отличаются произведения многих современных мастеров соломоплетения: различные анималистические фигурки, цветы и букеты, головные уборы, декоративные подвески и даже ёлочные игрушки. Многие мастера занимаются плетением изделий утилитарно-декоративного назначения: сундучков, корзинок, лотков, подносов, фруктовниц, вазочек.
Популярна сегодня также аппликация соломой по ткани или картону, технология которой даёт широкие декоративные и художественные возможности. Основываясь на традициях украшения соломенными узорами настенных ковров, вышедших из быта ещё в середине прошлого века, нынешние мастера разработали новую стилистику. Это уже не прежние полутораметровые ковры, а небольшие декоративные панно, причём чаще всего в качестве основы берётся не ткань, а твёрдый картон с рельефной поверхностью, тонированный в тёмные цвета, нередко с тональной растяжкой или переходами одного цвета в другой. На этом фоне и выклеиваются стилизованные, красиво развёрнутые на плоскости, современные по звучанию букеты, натюрморты, композиции с включением растительных, зооморфных, орнитоморфных мотивов. Как правило, применяется солома естественных оттенков, однако их гармоничное сочетание даёт чрезвычайно декоративные решения.
В целом современное художественное творчество с соломой, за которым прочно укрепилось энциклопедическое определение «белорусская соломка», — едва ли не самое яркое явление в национальной культуре, представляющее собой живой динамический процесс, творческое развитие традиций давнего ремесла, прежде прочно связанного с аграрной обрядностью, а ныне — с удовлетворением главным образом художественных запросов.
На празднике-конкурсе лозоплетения «Лазовыя карункі» в Музейном комплексе «Дудутки». Пуховичский район Минской области, 2011 г.
Лозоплетение всегда основывалось на удовлетворении главным образом бытовых потребностей, эта же функция определяет характер и большинства современных изделий из лозы. Отточенные за столетия формы плетёной посуды, во многом продиктованные упругостью материала, практически не имеют нужды в каком-либо совершенствовании, если, конечно, не меняют прежних функций и назначения. Таковы, например, традиционные корзины («кошыкі»), не утратившие своей извечной роли и назначения. Их изготовление кое-где продолжает своё бытование в виде традиционного домашнего ремесла либо промысла на нужды ближайших окрестностей или с выходом на местные рынки. Ярко выявленная утилитарность диктует отработанную многими поколениями плетельщиков простоту и конструктивность незамысловатых, прочных округлых форм, почти одинаковых как по всей Беларуси, так и за её пределами.
В то же время многие мастера обращают внимание на повышение декоративных качеств своих изделий. Чаще всего лоза очищается от коры, в одних и тех же изделиях могут сочетаться прутья разной толщины и цвета, в чём не имели нужды традиционные корзины хозяйственного назначения. В определённых границах могут варьироваться и формы — становиться уплощёнными, прямоугольными и др. Не теряя своей прежней хозяйственной функции, такие изделия одновременно приобретают и определённые декоративные качества. Популярностью на современном рынке пользуется плетёная из лозы мебель и её комплекты, включающие столы, стулья, кресла, кресла-качалки, диваны, этажерки, цветочницы и др.
Достоин внимания ещё один оригинальный вид художественного плетения из природных материалов, возрождённый в последнее время на Гродненщине, — изготовление пасхальных верб. Традиция была распространена в регионе в конце XIX — 1‑й половине XX в., затем оказалась практически забытой, зато активно развивалась в соседней Литве, где является гордостью литовского народного искусства под названием «виленские вербы». В отличие от круглых виленских, гродненские вербы обычно плоские, наподобие птичьего пера. Для их изготовления берут колосья ржи и тимофеевки, метёлки камыша, сухоцветы и другие полевые, лесные и садовые растения, нередко подкрашенные анилином. Пучок прутиков вербы, увенчанный метёлочкой камыша, симметрично, начиная с верхушки, обкладывается цветками, которые туго приматываются нитками к основанию-пучку. Создаётся декоративная вертикальная ритмика, придающая традиционному обрядовому изделию характер изысканного художественного произведения.
Гончарство
С. Рымдёнок. Глазурованная посуда. Агрогородок Германовичи Шарковщинского района Витебской области, 2002 г.
К концу 1980‑х гг. гончарство — древнейшее, прежде весьма распространённое ремесло, — было практически в полном упадке, поддерживали традицию лишь единичные мастера старшего поколения. Насыщение рынка относительно дешёвой и практичной фарфоровой, металлической, стеклянной посудой промышленного производства стало активно вытеснять из быта традиционные гончарные изделия.
Целенаправленные усилия по возрождению традиций древнего ремесла, забытых технологий, прежнего ассортимента привели к успеху, что видно в творчестве современных мастеров-гончаров. Типично народным характером отличается керамика мастеров, генетически связанных с местным промыслом. Они живут и работают в прежних центрах гончарства, продолжение местных традиций для них естественно и органично, как, например, для учащихся школы гончарства в д. Городная (Столинский район Брестской области), где под руководством мастеров старшего поколения секреты древнего ремесла успешно осваивает молодёжь. Чернолощёная керамика В. Логвина из г. Брест демонстрирует ориентацию мастера на творческие достижения известного гончара из г. Пружаны А. Токаревского. Уникальная фляндрованная керамика, когда-то прославившая промысел, возрождена в г. п. Ивенец (Воложинский район Минской области). При местном центре ремёсел действует гончарная мастерская, где поддерживают и продолжают традиции фляндрованной керамики. Местные особенности ремесла прослеживаются в творчестве мастеров Витебщины: А. Любимова (г. п. Оболь Шумилинского района), С. Рымдёнка (агрогородок Германовичи Шарковщинского района), Е. Боровцовой (г. Городок), С. Шункевича (г. Витебск), А. Вишневского (г. Докшицы) и В. Безрукова (агрогородок Ореховно Ушачского района). Их вниманием не обойдён ни один прежний гончарский центр региона, восстановлены все когда-то известные здесь, но уже в послевоенное время практически забытые технологии ремесла: дымление, обваривание, а также характерное только для Поозёрья «пеленание» берестяными лентами.
Практически из небытия возродилась традиция лепки глиняной фигуративной пластики. Основным источником знаний для молодых мастеров стали музейные коллекции и литературные материалы. В большинстве случаев современная глиняная игрушка носит обобщённый, «общебелорусский» характер, сохраняя национальные особенности. Таковы работы В. Яковенко (г. Кричев), И. Дашкова (г. Минск), Н. Протасени (г. Солигорск) и др. Мастера Витебщины возродили традиции местной глиняной игрушки, она включена в Государственный реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Естественно, в настоящее время глиняная игрушка по своему прямому назначению используется в значительно меньшей степени, чем прежде, интерес она представляет главным образом для музеев, любителей традиционной культуры и в качестве оригинальных сувениров.
Художественная роспись
Художественная роспись в традиционной культуре белорусов представлена сравнительно скромно, заявив о себе разве только в 1‑й половине XX в. расписными коврами на ткани и свадебными сундуками. Последние вышли из народного быта уже в середине прошлого века; традиция росписи настенных декоративных ковров продержалась на Поозёрье несколько дольше, но вскоре и она была практически забыта. Основой для творческих поисков современных мастеров являются традиции народных художественных росписей, сохранившихся в виде либо музейных образцов, либо воспоминаний информаторов старшего поколения. Так, в некоторых домах ремёсел, различных кружках и учреждениях высшего образования практикуется возрождение и развитие почти забытых традиций художественной росписи по ткани. Обычно создаются декоративные панно, демонстрирующие профессиональную, сознательную интерпретацию композиции, колористики, характера традиционных расписных ковров, преимущественно из Поозёрья — региона их наиболее активного бытования и характерной местной стилистики. Нередко такие разработки становятся оригинальными декоративными произведениями современного звучания, на новом уровне возвращают в жилой и общественный интерьер прежнюю традицию. Возрождённая традиция росписи ковров Поозёрья включена в Государственный реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
В традиционном виде возродилось декорирование пасхальных яиц-писанок. Связанный с народным сельскохозяйственным календарём, известный ещё со времён язычества всем славянским и некоторым соседним народам, позже этот обычай был приурочен к христианскому празднику Пасхи. По этой причине во времена воинствующего атеизма его почти вытеснили из народного быта, практически загнали «в подполье». Ещё недавно основным видом декорирования пасхальных яиц была разве что сплошная однотонная окраска («крашанкі»).
Рост интереса к традиционному наследию и снятие запретов на веру возродили почти забытый обычай декорирования яиц-писанок, в т. ч. в традиционных формах, с применением прежних технологий и орнаментики. Характерный декор писанок во многом определяется особенностями технологии — воскования. Заключается она в нанесении воскового узора на поверхность яйца для сохранения естественного цвета скорлупы при окраске. Узор наносится с помощью или специальной жестяной воронки-писака, или острого предмета, обычно гвоздика, воткнутого в палочку. На поверхность яйца ими наносятся восковые линии, точки, капельки. Эти простые элементы и составляют основу декора писанок практически на всей территории бытования подобной техники росписи. Разнообразное комбинирование этих элементов позволяет добиваться бесчисленного количества вариантов декора. Можно выделить несколько устойчивых мотивов, традиционных как для Беларуси, так и для наших соседей. В первую очередь это традиционный круг-розетка из капелек, расположенных остриями к центру. Образуется выразительная композиция, явно выдающая древнее символическое (солярное) происхождение. На её основе создаются различные новые варианты декора: в виде цветка с соединёнными остриями капелек, дубового листочка и т. д.
В своём «классическом» варианте воскование активно бытует в некоторых уголках Гродненщины, в частности в г. п. Сопоцкин — давнишнем центре живой традиции писанкарства. Местные мастерицы не только традиционно занимаются писанкарством к Пасхе, но и проводят мастер-классы, курсы, занятия по росписи для молодёжи. Включение сопоцкинского писанкарства в Государственный реестр историко-культурных ценностей, несомненно, будет способствовать его сохранению и развитию.
Вытинанка
Возрождено на новом уровне и включено в современный культурный контекст искусство создания ажурных узоров из бумаги — вытинанка. Этот оригинальный вид народного творчества в конце XIX в. и особенно в 1‑й половине XX в. пережил непродолжительный, но заметный расцвет — ажурные бумажные узоры можно было видеть почти в каждой хате. Некоторое оживление традиции наблюдалось в послевоенные годы, когда деревня нуждалась в оперативных, недорогих средствах украшения интерьера, затем вытинанка практически исчезла из народного быта.
В наши дни вытинанка — один из наиболее популярных видов современного народного творчества. Заметно изменился её характер: от простых, скромных в художественном отношении орнаментально-декоративных изделий — до сложносюжетных произведений станкового характера.
Общая заинтересованность в возрождении наследия традиционной культуры, доступность материала, лёгкость работы с ним, широкие творческие возможности вызвали рост интереса к искусству вытинанки. Ей занимаются в детских садах, школах, кружках, студиях, домах ремёсел и даже в учреждениях высшего образования.
Особо значительную роль в этих процессах сыграли мастера г. Молодечно. Здесь при музыкальном колледже имени М. К. Огинского было открыто отделение декоративно-прикладного искусства. Одно из направлений педагогической деятельности — работа с бумагой — оказалось весьма плодотворным и вскоре дало заметные результаты. Тематика работ широкая: композиции орнаментально-декоративного характера, белорусская мифология, архитектурное наследие и даже сюжеты на темы космоса. Работы в большинстве случаев традиционно монохромные, однако художественные задачи решаются не менее успешно, чем в живописных произведениях станкового характера.
Заметный рост интереса к вытинанке, популяризация её в средствах массовой информации, активное включение в экспозиции выставок современного народного творчества, организация различных курсов, семинаров, мастер-классов дали весьма заметные результаты. Возрождённая фактически из небытия, за два десятилетия вытинанка вошла в ряд наиболее популярных видов современного народного творчества, стала органическим и неотрывным компонентом отечественной художественной культуры.
Возрождение и активное включение вытинанки в современные культурные процессы засвидетельствовало очевидные изменения в её характере, стилистике, назначении. Иными стали сферы применения и назначения вытинанки. Остался в прошлом традиционный декор народного жилища, в котором вытинанка выполняла роль белых занавесок на окнах, розеток-цветков на оконных стёклах, салфеток на мебели, украшения полок, рамок, икон, а чёрные или полихромные узоры наклеивались непосредственно на белёные стены. Современная вытинанка — это самодостаточное художественное явление с собственными задачами, законами, стилистикой. Этот оригинальный вид творчества включён в Государственный реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Современная белорусская вытинанка — заметное и одновременно неоднозначное явление в отечественной культуре, яркий художественный феномен, по стилистике и тематике значительно более разнообразный и богатый, чем у соседних народов. Она — яркое подтверждение очевидного процесса станковизации народного искусства, роста его декоративности, развития на границе самодеятельности и профессионального творчества (как и художественное соломоплетение).
Кузнечное ремесло
Заметную ориентацию на профессиональное декоративно-прикладное искусство демонстрирует когда-то весьма уважаемое как в городском, так и сельском быту кузнечное ремесло. После некоторого оживления в первые послевоенные десятилетия, в скором времени «искусство металла и огня» пошло на спад. Возрождение и развитие художественной ковки в наше время вызвано не столько ростом интереса к культурному наследию и забытым ремёслам либо заботами о их возрождении, сколько конкретными практическими запросами. Кузнечное ремесло оказалось затребованным в усадебном и коттеджном строительстве. Кованые архитектурные детали и компоненты органически сочетаются с постройками из современных материалов. Активизировалась и реставрационная деятельность, восстанавливаются заброшенные и возводятся новые культовые сооружения, где также применяется ручная художественная ковка. В последние десятилетия появилось целое поколение мастеров-кузнецов, различных объединений, кооперативов, мастерских, занимающихся изготовлением кузнечных изделий, главным образом связанных с архитектурой.
Мастерство и творческие возможности кузнецы демонстрируют на праздниках, конкурсах, фестивалях, среди которых — республиканские праздники-конкурсы ковки «Залатая падкова» (2001, 2013).
Заключение
Современное народное искусство и художественные ремёсла не ограничиваются лишь рассмотренными видами. В каждом уголке Беларуси отыщутся мастера, занимающиеся редким, традиционным именно в этой местности, но практически забытым ремеслом. Востребованность их изделий вызвана уже не столько бытовыми, практическими, сколько художественными, декоративными, сувенирными потребностями. В любом случае видно, что интерес к художественному творчеству у народных мастеров и у потребителей их изделий не угас. И чтобы сохранить себя как самостоятельный народ в европейском содружестве, кроме других задач, необходимо сохранять, развивать и приумножать культурное наследие Беларуси, в т. ч. и такую его яркую, национально своеобразную область, как народное декоративно-прикладное искусство, традиционные художественные ремёсла и промыслы.