Информационное пространство

Общая характеристика

Дата создания: 23.07.2024 09:36:59

Дата изменения: 12.12.2024 16:04:41

Становление в Республике Беларусь государственности и социально ориентированной рыночной экономики состоялось в значительной степени благодаря средствам массовой информации (СМИ). Поэтому история суверенной Беларуси — это во многом история белорусской журналистики. Произошла трансформация традиционных медиа, созданы новые, формируется демократическая философия информационной деятельности.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в выступлении в рамках Женевского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества позиционировал Беларусь как «страну с высокоразвитым потенциалом в области информационно-коммуникационных технологий, которая уже выработала свою стратегию перехода к информационному обществу».

Журналисты на пресс-конференции Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко для центральных и региональных средств массовой информации Беларуси. 30 декабря 2009 г.

Журналисты на пресс-конференции Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко для центральных и региональных средств массовой информации Беларуси. 30 декабря 2009 г.

Изменения в организации национальной системы СМИ были обусловлены двумя причинами. В первую очередь это ликвидация монополии КПСС, определяющей основное содержание советской печати. Вместо медиа, находящихся под контролем одной партии, возникли СМИ, учредителями которых выступили органы государственного управления, политические партии, общественные организации, журналистские коллективы, частные лица. Во‑вторых, распалась административно-командная система управления. Исчезла жёсткая централизация СМИ, начала развиваться система, в основе которой лежит функционирование самостоятельных, конкурирующих, но при этом взаимодействующих медиа. Изменились идейные парадигмы и информационное поле, в соответствии с которыми строится содержательная творческая деятельность белорусских журналистов, обновились принципы организации работы редакций СМИ.

Информационный рынок Беларуси прошёл период становления в 1992⁠–⁠2002 гг. Наряду с крупными государственными медиаорганизациями появились СМИ негосударственной формы собственности. Формирование рекламно-информационного рынка в 1990‑е гг. привело к коммерциализации СМИ, а отечественный медиарынок стал сегментом общенационального товарного рынка.

Цифровая трансформация белорусской медиасистемы развивается в русле глобальных тенденций, создавая возможность через виртуальный мир удовлетворять материальные и социальные потребности людей в реальном мире.

Более 500 журналистов ведущих мировых СМИ работали на встрече глав «нормандской четвёрки» в Минске. 12 февраля 2015 г.

Более 500 журналистов ведущих мировых СМИ работали на встрече глав «нормандской четвёрки» в Минске. 12 февраля 2015 г.

Журналисты во время встречи Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ. Мероприятие прошло в формате под общим названием «Большой разговор с Президентом». Январь 2017 г.

Журналисты во время встречи Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ. Мероприятие прошло в формате под общим названием «Большой разговор с Президентом». Январь 2017 г.

Белорусский союз журналистов (председатель А. Лемешёнок) и Союз журналистов России (председатель В. Соловьёв) подписали соглашение о сотрудничестве. 21 февраля 2019 г.

Белорусский союз журналистов (председатель А. Лемешёнок) и Союз журналистов России (председатель В. Соловьёв) подписали соглашение о сотрудничестве. 21 февраля 2019 г.

Произошёл процесс финансового оздоровления СМИ, взаимосвязанный с качественным развитием, модернизацией содержания и оформления изданий, форматов теле- и радиопрограмм. Главная задача учредителей и редакций — повышение конкурентоспособности отечественного медиаконтента и его доли на рынке.

Государственная информационная политика Республики Беларусь направлена на формирование такой системы отношений власти и общества, которая будет способствовать социально-экономическому развитию и обеспечению национальных интересов страны. Приоритетными направлениями государственной информационной политики Республики Беларусь являются:

во внутренней политике:

  • обеспечение конституционного права граждан на информацию, в т. ч. права на защиту от информации, негативно влияющей на физическое, психическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие личности;

  • дальнейшая информатизация органов государственной власти, организаций, учреждений, предприятий и развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

  • эффективное использование национального сегмента сети Интернет; развитие системы предоставления информационных услуг; повышение роли СМИ в реализации государственной информационной политики, развитие сетевых и электронных СМИ;

  • обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства;

 во внешней политике:

  • обеспечение информационного суверенитета Республики Беларусь;

  • продвижение национальных интересов Республики Беларусь в европейском и мировом информационном пространстве;

  • формирование положительного имиджа Беларуси на международной арене;

  • формирование и развитие единого информационного пространства и сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности стран СНГ, Евразийского экономического союза.

Функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации, реализации государственной политики в сфере СМИ, книгоиздания, полиграфии, распространения печатной продукции осуществляет Министерство информации Республики Беларусь.

Министерство выступает преемником существовавших в БССР Государственного комитета по делам печати и Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Исторически сложилось так, что были созданы 2 министерства, регулирующие информационный рынок на государственном уровне: Министерство связи и информатизации и Министерство информации. Министерству информации подведомственны такие секторы, как рынок непериодических изданий, печатных и электронных СМИ (с учётом того, что от Национальной телерадиокомпании Республики Беларусь функции государственного регулятора телевидения и радио были переданы Министерству информации).

Во время пресс-конференции, посвящённой внесению в Парламент Республики Беларусь проекта закона о персональных данных. 11 февраля 2019 г.
Встреча Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с руководителями и коллективами крупнейших государственных СМИ. 10 апреля 2018 г.

Правовые основы информационной политики Беларуси заложены в положениях Конституции Республики Беларусь и законах, регулирующих информационное пространство.

Основополагающим для деятельности СМИ является Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 г. № 427‑З (в редакции от 24 мая 2021 № 110‑З), а также Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455‑З «Об информации, информатизации и защите информации» (в редакции от 24 мая 2021 № 111‑З).

Общественные отношения, связанные с рекламной коммуникацией, были определены Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225‑З «О рекламе» (в редакции от 4 января 2021 № 82‑З).

Этапными документами явились постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» и Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь (в редакции указов Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 № 157, от 11 января 2014 № 17, от 15 марта 2016 № 98).

Законом от 17 июля 2008 г. определены: порядок учреждения и государственной регистрации (перерегистрации) средств массовой информации; распространение продукции СМИ; особенности распространения печатных СМИ; особенности деятельности телевизионных и радиовещательных СМИ; правовой статус субъектов правоотношений в сфере массовой информации; отношения данных субъектов с государственными органами, иными юридическими и физическими лицами; международное сотрудничество в сфере массовой информации; ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о СМИ. Закон о СМИ гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В Республике Беларусь запрещена цензура СМИ. Действие закона распространяется и на информационные ресурсы, размещённые в сети Интернет. Закон наделяет интернет-ресурсы возможностью регистрации в качестве СМИ — сетевых ресурсов, что даёт им права и обязанности традиционных СМИ. Обозначены права и обязанности владельца интернет-ресурса, владельца сетевого издания.

Действенность СМИ и работа государственных органов со СМИ. На фоне интенсивного формирования медийных структур актуализировался вопрос о конструктивности и действенности их выступлений. Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. № 630 «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации» установил нормы такого реагирования, права СМИ в отношениях с объектами критики, содействовал росту авторитета СМИ на многие годы.

Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» (в редакции от 24 января 2014 № 49) активизировал взаимодействие с медиасферой со стороны органов государственного управления. Все государственные органы и иные государственные организации имеют в своей структуре подразделения, ответственные за работу со СМИ (пресс-службы либо соответствующие должностные лица).

Реализации конституционного права граждан на свободу получения и распространение информации также способствовало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 1625 (в редакции от 26 января 2012 № 90) «О создании общественного координационного совета в сфере массовой информации».

В Беларуси на протяжении всех лет независимости сохраняется государственная поддержка традиционных СМИ. Принят Указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 192 «О поддержке отдельных средств массовой информации и некоторых организаций» (в редакции от 31 июля 2018 № 299). Советом Министров Республики Беларусь ежегодно утверждается перечень печатных средств массовой информации, редакциям которых оказывается поддержка из республиканского бюджета.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на встрече «Большой разговор с Президентом» с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ. Минск, март 2019 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на встрече «Большой разговор с Президентом» с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ. Минск, март 2019 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко провёл встречу с представителями крупнейших средств массовой информации. Минск, июль 2020 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко провёл встречу с представителями крупнейших средств массовой информации. Минск, июль 2020 г.

Принципиальное значение для развития белорусского информационного пространства приобретает информационная безопасность. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Она определяет понятие информационной безопасности как состояние защищённости сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере, формулирует национальные интересы в информационной сфере, внутренние и внешние источники угроз, основные направления их нейтрализации.

Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. утверждена Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, в которой указывается на необходимость на государственном уровне предпринимать меры по повышению объёма, разнообразия и качества национального контента, скорости его предоставления, доверия населения к официальной информации и государственным СМИ, адаптации форм распространения информации к первоочередным информационным потребностям граждан, а также к достижению баланса интересов личности, общества и государства.

Государственная программа «Массовая информация и книгоиздание» на 2021–2025 годы (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2021 № 21) выдвигает цель «увеличения влияния СМИ на формирование позитивного общественного мнения». Предлагается поддержка создания «качественного информационного и издательского продукта» за счёт освоения цифровых медиаплатформ, активности в социальных сетях и мессенджерах. При этом «государственные СМИ должны выступить в качестве главного субъекта информационного противодействия деструктивному влиянию в новых информационных средах». Решать задачу предлагается за счёт создания новых государственных сетевых изданий, а также дополнительных каналов распространения традиционных СМИ.