Информационное пространство

Цифровая журналистика

Дата создания: 23.07.2024 10:34:07

Дата изменения: 23.07.2024 14:58:51


Ведущие белорусские СМИ представлены в Интернете уже не столько в качестве веб-версий газет, сколько в виде новых цифровых ресурсов в социальных сетях и мессенджерах. Многие республиканские и региональные СМИ стали интегрированными редакциями, труд журналистов в них предполагает умение работать сразу для нескольких платформ.

Первые медийные проекты начали появляться в белорусском сегменте сети Интернет в середине 1990‑х гг.

Развитию цифровой журналистики в Республике Беларусь способствовало массовое распространение услуги коммутируемого беспарольного доступа в Интернет, которая была предложена Белтелекомом 1 февраля 1999 г. и вначале могла обслуживать до 15 тыс. абонентов в месяц.

За период 1998–2002 гг. количество пользователей Интернета в стране выросло в 40 раз. Кроме того, 28 февраля 2000 г. юридические лица получили возможность регистрировать доменные имена в зоне by. Физическим лицам такое право было предоставлено в августе 2002 г. Благодаря этому стало возможным создание сайтов СМИ в национальной доменной зоне.

В 2001 г. начали предоставляться услуги широкополосного доступа на базе технологии ADSL, что способствовало развитию мультимедийных сервисов на сайтах интернет-изданий.

В 2006 г. Белтелеком запустил масштабную рекламную кампанию с целью продвижения новой торговой марки byfly для широкополосного доступа в Интернет. После внедрения в Беларуси стандарта мобильной связи 3G стал стремительно набирать популярность мобильный Интернет.

Становлению цифровой журналистики помогало проведение специализированных конференций, семинаров и форумов. В частности, начиная с 2003 г. ежегодно организуется конкурс «Интернет-премия ТИБО».

Процесс цифровизации значительно повлиял на медиасистемы как в национальном, так и в глобальном контексте. Интернет выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения. Постоянно появляются новые сервисы и платформы, изменяется поведение аудитории, растёт потребность в медиаграмотности. Для Беларуси, как и для многих стран, остаются актуальными проблемы цифрового неравенства, информационной перегрузки, фейковых новостей и др.

Становление и развитие цифровой журналистики в Республике Беларусь прошло несколько этапов.

Первый этап (1996–1999) был отмечен появлением сайтов-визиток или интернет-версий печатных изданий. Пионером в освоении белорусского сегмента сети Интернет среди печатных СМИ стал «Вечерний Минск». Сайт газеты newsvm.com заработал 24 июля 1996 г. Первым белорусским порталом был Open.by, он начал работу 15 июля 1999 г. и предоставил всем возможность завести электронную почту.

Второй этап (2000–2005) характеризовался постепенным освоением сети журналистикой. В Интернете создавались веб-версии республиканских печатных СМИ. Это были в основном «клоны» газет. Стали развиваться классические интернет-ресурсы. Появилось несколько крупных интернет-порталов, одним из которых был Onliner.by, начавший работу 14 февраля 2001 г. Сайты газет запаздывали с развитием цифровых площадок по сравнению с онлайн-изданиями. Это был период становления и первых экспериментов в цифровой среде. В феврале 2005 г. был создан сервис YouTube, что означало старт новой мультимедийной эры.

Третий этап (2006–2010) был отмечен высоким темпом освоения Интернета. Свои сайты были уже не только у республиканских, но и у некоторых региональных газет. Журналисты начали готовить контент специально для интернет-ресурсов. На сайтах стал появляться аудио- и видеоконтент. Площадки печатных СМИ в Интернете начали превращаться в самостоятельные мультимедийные ресурсы. Были запущены также новые версии сайтов телеканалов. А высокоскоростной Интернет стал доступен всем желающим. Всерьёз заявили о себе социальные сети. Началось становление мобильной журналистики.

Четвертый этап (2011–2016) характеризовался значительными трансформациями медиарынка. Газеты стали терять аудиторию. Начались изменения в привычках медиапотребления. В эти годы многие печатные СМИ в Интернете превратились в самостоятельные мультимедийные ресурсы со значительной долей контента, созданного специально для сайтов. В медиахолдингах были основаны конвергентные (мультимедийные) редакции. Значительных успехов достигли региональные онлайн-медиа.

Лауреаты премии «Дебют», вручение которой состоялось на VI Форуме молодых журналистов «Общий взгляд в будущее. Интернет-журналистика сегодня и завтра» 29–30 ноября 2018 г. в Гродно

Лауреаты премии «Дебют», вручение которой состоялось на VI Форуме молодых журналистов «Общий взгляд в будущее. Интернет-журналистика сегодня и завтра» 29–30 ноября 2018 г. в Гродно

Выпускники факультета журналистики БГУ после торжественного вручения дипломов о высшем образовании. 27 июня 2008 г.

Выпускники факультета журналистики БГУ после торжественного вручения дипломов о высшем образовании. 27 июня 2008 г.

Во время V Международной летней школы молодых журналистов стран СНГ в Минске прошли стажировку около 60 студентов. Участники школы посетили Институт журналистики БГУ. Июнь 2010 г.

Во время V Международной летней школы молодых журналистов стран СНГ в Минске прошли стажировку около 60 студентов. Участники школы посетили Институт журналистики БГУ. Июнь 2010 г.

Здание факультета журналистики Белорусского государственного университета

Здание факультета журналистики Белорусского государственного университета

Пятый этап (с 2017) отмечен радикальной трансформацией журналистики под влиянием цифровых технологий. Аудитория начала уходить с сайтов СМИ в соцсети, мессенджеры, Telegram-каналы, на YouTube. Смартфон стал единственной платформой для доступа многих пользователей в Интернет. В 2022 г. получили развитие чат-боты с искусственным интеллектом, а также нейросети для генерации изображений, которые используются в цифровой журналистике.

По данным Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, с развитием сетей электросвязи в нашей стране постоянно растёт процент доли населения, пользующегося Интернетом. В 2022 г. доля интернет-пользователей составила 89,5 %.

Развитие цифровых медиа повлекло за собой потребность в профессиональных кадрах для работы в области веб-журналистики. В 2008 г. в БГУ началась подготовка специалистов для цифровых СМИ по направлению специальности 1–12 01 08–03 «Журналистика (веб-журналистика)». Первый выпуск специалистов состоялся в 2013 г.

На факультете журналистики БГУ с 2009 г. действует учебный интернет-ресурс «Веб-журналист». С 2019 г. на кафедре периодической печати и веб-журналистики БГУ работает студенческая научно-исследовательская лаборатория «Цифровая журналистика».

Значительное развитие получила также система дополнительного образования в сфере цифровой журналистики. Организуются переподготовка главных редакторов изданий и журналистов, повышение квалификации, курсы, семинары, мастер-классы. С 2009 г. БГУ ежегодно проводит повышение квалификации по программе «Сопровождение интернет-СМИ». Активно ведутся научные исследования в области цифровой журналистики: проводятся международные научно-практические конференции.

Опубликованы статьи, изданы книги, в которых представлены разработки по цифровой журналистике. Вышли монографии «Современная веб-журналистика Беларуси» (2013), «Региональные медиа в цифровой среде» (2020), учебные пособия «Сетевая пресса в системе СМИ» (2005), «Основы интернет-журналистики» (2012), «Основы творческой деятельности веб-журналиста» (2019), «Цифровая журналистика» (2021) (все А. А. Градюшко), учебно-методическое пособие «Социальные медиа» (2020; В. А. Степанов).

Цифровая журналистика в Республике Беларусь стала самостоятельным компонентом системы СМИ. В систему цифровой журналистики входят онлайн-версии традиционных СМИ; классические цифровые издания; информационные агентства; информационные порталы; агрегаторы новостей и рекомендательные сервисы. Белорусские медиа активно занимаются поиском и внедрением новых стратегий дистрибуции контента на цифровых платформах.

Приход большинства республиканских печатных СМИ Беларуси в Интернет начался в начале 2000‑х гг. Сайт газеты «СБ. Беларусь сегодня» sb.by был создан в 2000 г. Первоначально, как и все веб-ресурсы в те годы, он представлял собой «кальку» печатного издания. В 2012 г. в редакции было создано управление интернет-проектов. Журналисты работают на сайте в несколько смен. Каждый день они размещают более 100 новостей. В декабре 2018 г. издательский дом «Беларусь сегодня» зарегистрировал первое в республике сетевое издание sb.by. Сайт sb.by ежедневно посещают более 350 тыс. человек.

Основная интернет-площадка редакционно-издательского учреждения «Издательский дом “Звязда”» — сайт zviazda.by. Сотрудниками редакции сопровождается сайт сетевого издания Парламентского собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» souzveche.ru.

Под влиянием технологических факторов трансформируется также региональная медиасистема Республики Беларусь. В 2018–2019 гг. по инициативе Министерства информации Республики Беларусь во всех областях были организованы семинары «Региональные СМИ в эпоху цифровизации: новые форматы и конкурентоспособность на медиарынке», что способствовало развитию региональных медиа с учётом новой цифровой реальности.

Выделяются две ключевые стратегии развития сайтов в цифровой среде. В первом случае электронная версия представляет собой лишь цифровой аналог печатного издания. Во втором случае сайт развивается до уровня самостоятельного интернет-СМИ, которое предлагает оригинальные, отличные от базового издания контент-тексты. Сегодня белорусские СМИ работают в условиях конвергенции и многоплатформенности, производят контент для социальных сетей и мессенджеров.

Процесс цифровизации изменил также принципы организации работы редакции: в начале 2010‑х гг. в крупных белорусских СМИ начали создаваться отделы интернет-версий, управления интернет-проектов и др. Журналисты стали писать материалы специально на сайт. Появилось такое понятие, как конвергентная (или мультимедийная) редакция — это слияние различных СМИ на базе одной редакции для совместного производства контента для разных медиа, которые объединены одной медиаструктурой (газета, сайт, радио, соцсети и др.) и его распространения на разных медиаплатформах.

Ведущим отечественным информационным брендом в сети Интернет является Белорусское телеграфное агентство (БелТА). Агентство остаётся главным источником официальной информации и новостей страны и мира. Оно работает в режиме реального времени, ежедневно размещая более 200 информационных материалов на сайте belta.by.

Широко представлено в национальном сегменте сети Интернет отечественное теле- и радиовещание. Сайты государственных телерадиокомпаний Беларуси сегодня представляют собой полноценные мультимедийные площадки. В своей работе они используют сочетание онлайн-вещания и возможность просмотра телепередач из архива.

Начало законодательному регулированию Интернета положил Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». В частности, был предусмотрен переход СМИ на использование хостинга белорусских провайдеров (размещение серверов в Республике Беларусь).

В редакции Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» с 1 декабря 2018 г. расширен понятийный аппарат закона о СМИ — он дополнен терминами «сетевое издание», «владелец интернет-ресурса», «интернет-ресурс» и др.

На 1 июня 2023 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 49 сетевых изданий — 41 государственное и 8 негосударственных.

Серьёзным шагом в защите белорусского информационного пространства стал ряд новаций, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110‑З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации», которые направлены на регулирование правоотношений в интернет-пространстве.