Экология и охрана окружающей среды
- Экологическая политика в Республике Беларусь
- Система особо охраняемых природных территорий
- Экологическая сеть
- Объекты экологического туризма
- Воздействия на окружающую среду и экологическая ситуация
- Динамика и современное состояние радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных земель
- Современная радиационная обстановка
Экологическая политика в Республике Беларусь
Дата создания: 11.11.2024 15:53:00
Дата изменения: 29.11.2024 11:35:49
- Атмосферный воздух и озоновый слой
- Климат
- Водные ресурсы
- Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
- Предотвращение деградации земель и наведение порядка на земле
- Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства
- Развитие зелёной экономики
- Регулирование обращения с отходами
- Национальная система мониторинга окружающей среды
Природный потенциал Республики Беларусь играет важную роль в Европейском регионе. Наша страна располагает значительными запасами пресной воды, лесных ресурсов, отличается разнообразием ландшафтов, растительного и животного мира. Белорусские болота обеспечивают экологическую устойчивость не только своей страны, но и значительной части Европы.
Экологическая политика Республики Беларусь, опираясь на большой объём научных исследований, позволяет не только сдерживать негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экосистем, но и обеспечивает улучшение экологической ситуации, способствует повышению эффективности использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения.
Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику зелёных технологий. Сформирована законодательная база, которая обеспечивает комплексное регулирование вопросов использования и охраны земель, лесов, вод, недр, атмосферного воздуха и озонового слоя, растительного и животного мира, природных территорий, подлежащих специальной охране и особо охраняемых, а также отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности, обращения с отходами.
Действует более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах, законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с отходами», «О гидрометеорологической деятельности», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя» и др.
Основные направления экологической политики отражены в Государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь на 2021–2025 годы.
Атмосферный воздух и озоновый слой
Одним из направлений государственной экологической политики является обеспечение качественного состояния атмосферного воздуха. Были разработаны и приняты законы Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» (2001), «Об охране атмосферного воздуха» (2008), Укaз Президентa Республики Белaрусь от 12 мaртa 2020 г. № 92 «О стимулировaнии использовaния электромобилей», постaновление Советa Министров Республики Белaрусь от 9 aпреля 2021 г. № 213 «О Комплексной прогрaмме рaзвития электротрaнспортa нa 2021–2025 годы».
Объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Беларуси за последние 10 лет постепенно снижается (с интенсивностью около 1 % в год). Общий объём выбросов за 2022 г. составил 872,9 тыс. т, в т. ч. от стационарных источников 456,2 тыс. т (52 %), мобильных — 416,7 тыс. т (48 %). Объём выбросов от стационарных источников за последние 3 года возрос на 30 тыс. т, а от мобильных — уменьшился на 18 тыс. т. Снижение объёмов выбросов мобильными источниками достигнуто в основном за счёт обновления парка транспортных средств автомобилями высоких экологических классов и улучшения качества топлива. Увеличение объёмов выбросов от стационарных источников связано с развитием промышленных производств и замещением части природного газа менее экологичными видами топлива.
В целях повышения инвестиционной привлекательности республики, снижения энергозависимости и удовлетворения потребностей экономики страны Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Министерство природы) активно прорабатывается развитие ряда перспективных направлений, в т. ч. использование альтернативных видов энергии. Вводятся в эксплуатацию установки по получению электрической энергии с использованием возобновляемых источников (солнца, ветра, биогаза, естественного движения водных потоков, древесного топлива, иных видов биомассы, тепла Земли).
Климат
Республика Беларусь в сентябре 2016 г. стала Стороной Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 г. на 21‑й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Цель соглашения — удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 °C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C.
Соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 г., направлено на реализацию мер по поддержке экологической целостности, развитие возобновляемых источников энергии, зелёной экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменяющемуся климату, что соответствует интересам государства.
Неотъемлемой частью Парижского соглашения являются предполагаемые национально определяемые вклады Сторон в сокращение выбросов парниковых газов. Министерство природы 25 сентября 2015 г. внесло в секретариат Конвенции Предполагаемый национально определяемый вклад Республики Беларусь (ПНОВ). Согласно ПНОВ Республика Беларусь обязалась сократить к 2030 г. выбросы парниковых газов на 28 % от уровня 1990 г. (базовый год).
С февраля 2017 г. в Беларуси выполняется План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
По сравнению со многими странами и регионами преимуществом Беларуси является более высокий адаптационный потенциал, который обеспечивают высокая лесистость территории, существенная доля болот, наличие значительных водных ресурсов и особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Беларусь по праву называют «лёгкими» Европы. В отличие от большинства западноевропейских государств в нашей стране сохранились естественно возобновляемые болотные массивы — 1 348 болот общей площадью около 863 тыс. га. Известно, что 1 га естественного болота очищает атмосферу намного эффективнее 1 га леса.
Республика Беларусь успешно осуществляет меры по снижению объёмов выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами. За период 1990–2020 гг. выбросы парниковых газов в Беларуси уменьшились на 56,4 %. Снижение объёмов выбросов произошло главным образом за счёт экономического кризиса начала 1990‑х гг. после распада СССР. Начиная с 1995 г., несмотря на рост экономики, выбросы парниковых газов продолжали снижаться: в 2020 г. по сравнению с 1995 г. их объём уменьшился на 13,4 %.
С целью выполнения Плана мероприятий по реализации положений Парижского соглашения Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (Минлесхоз) утверждены и реализуются Стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года, Национальный план действий по увеличению абсорбции поглотителями парниковых газов на период до 2030 года, Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси) разработана Стратегия адаптации сельского хозяйства к изменению климата до 2050 года, реализуется План мероприятий по адаптации к изменению климата в части сельского хозяйства в 2020–2025 гг.
В сентябре 2021 г. Республика Беларусь утвердила новый, определяемый на национальном уровне, вклад в сокращение выбросов парниковых газов, в соответствии с которым планируется к 2030 г. сократить выбросы парниковых газов на 35 % от уровня 1990 г. с учётом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» при прогнозируемом экономическом росте и без привлечения дополнительного финансирования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2021 № 553).
Выполнение обязательств будет достигаться в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, ряда государственных и отраслевых программ на этот период, среди которых: «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Энергосбережение», «Белорусский лес», «Комфортное жильё и благоприятная среда», «Транспортный комплекс» и др.
Водные ресурсы
Главным природным богатством Беларуси издавна являются водные ресурсы, которые можно рассматривать в качестве основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем. В основном это реки, озёра, болота и подземные воды.
Отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, а также их сохранность регулируются Водным кодексом Республики Беларусь (2014).
Государственная политика в сфере рационального использования и охраны водных ресурсов направлена на повышение эффективности использования и улучшение качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата.
Распространённые повсеместно подземные воды Беларуси отличаются хорошим качеством и позволяют поддерживать достаточно высокий уровень жизни населения. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,9 км3 в год (43,5 млн м³ в сутки). На каждого жителя республики (учитывая всю пресную воду) приходится 20 м³ пресной воды в сутки. Использование подземных вод для централизованного водоснабжения осуществляется на 264 водозаборах 155 городов, городских посёлков и промышленных центров.
Отбор подземных вод на месторождениях с утверждёнными запасами в 2020 г. составил 1,25 млн м³/сут. Таким образом, степень использования подземных вод на разведанных месторождениях не превышает 20 %. Связано это с широким внедрением систем приборного учёта воды и увеличением её цены для предприятий и населения.
С целью повышения эффективности использования водных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста страны в условиях изменяющегося климата и создания условий для сохранения водных экосистем в Республике Беларусь разработана и реализуется Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2022 № 91). Национальной стратегией предусматривается обеспечение населения централизованными системами водоснабжения на 95 % и централизованными системами водоотведения (канализации) на 85 % к 2030 г. Доля поверхностных водных объектов, которые будут соответствовать хорошему и высокому экологическому статусу, увеличится до 85 % к 2030 г.
Для сохранения и восстановления водных объектов, а также комплексного использования водных ресурсов в бассейнах рек с учётом рекомендаций Водной рамочной директивы Европейского союза разработаны планы управления бассейнами рек Днепр, Припять и Западный Буг [разработчик РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» (ЦНИИКИВР)]. Реализация мероприятий, предусмотренных планами управления, позволит уменьшить антропогенную нагрузку на водные объекты и улучшить их экологическое состояние.
В результате проводимой государственной политики в области использования и охраны вод, а также в связи с переходом на применение наилучших доступных технических методов за последние 10 лет сократились объёмы добычи (изъятия) вод на 9,5 %. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению удельного водопотребления на душу населения. Сокращению объёмов использования воды на производственные нужды способствовало внедрение приборного учёта воды. В настоящее время приборным учётом по добыче (изъятию) вод охвачено 100 % объектов промышленности и 96 % сельскохозяйственных организаций.
Наблюдается тенденция к сокращению объёма сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, который в 2021 г. по отношению к 2000 г. уменьшился более чем в 10 раз и составил около 2,8 млн м³. Такой показатель достигнут за счёт реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2011–2015 годы, включавшей строительство и реконструкцию 94 очистных сооружений и создание систем дождевой канализации в городах республики. Результат — качество поверхностных вод на территории Беларуси характеризуется стабильной тенденцией к улучшению.
Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
Наиболее эффективным механизмом сохранения биологического и ландшафтного разнообразия является формирование и обеспечение устойчивого функционирования системы ООПТ.
Указом Президента Республики Беларусь от 13 марта 2018 г. № 108 утверждена Схема национальной экологической сети в целях обеспечения поддержания естественных миграционных процессов движения и непрерывности среды обитания живых организмов, сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия на ООПТ и природных территориях, подлежащих специальной охране. Составляющие данную сеть экологические ядра и коридоры включают 93 объекта общей площадью 3,37 млн га и охватывают 16,2 % территории страны.
Кроме того, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в стране способствует также довольно большая площадь средостабилизирующих видов земель, образующих природный каркас территории (естественные луговые земли, лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под болотами и водными объектами и др.); на 2020 г. составляет 64,5 % территории страны.
Для сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их популяций и генетического разнообразия выявлено и передано под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов 136 редких биотопов, 1 453 места обитания диких животных и 1 758 мест произрастания видов дикорастущих растений, включённых в Красную книгу Республики Беларусь.
С 2016 г. на базе Республиканского ландшафтного заказника «Налибокский» создан и функционирует питомник по воспроизводству птиц семейства Тетеревиные, в частности, западноевропейского подвида — глухаря Майера. В 2019 г. впервые в условиях неволи получены 15 особей молоди глухаря.
Беларусь занимает 1‑е место в мире по численности вольноживущих зубров, при этом доля поголовья вида составляет 35 % от мировой численности и гарантирует долгосрочное выживание белорусской популяции этих животных. За 30 лет численность зубра в Беларуси выросла более чем в 6 раз и по состоянию на 2022 г. превысила 2,1 тыс. голов, сформированы 11 микропопуляций зубра.
Формируется система доступа к генетическим ресурсам. Постоянно ведётся работа по вовлечению новых видов диких животных и дикорастущих растений в хозяйственный оборот, обеспечивая их устойчивое использование.
Биологические ресурсы используются в качестве сырья в пищевой промышленности, фармацевтике и т. д. и могут быть, постоянно растущей экспортной статьёй дохода. Благодаря принятым Министерством природы мерам в хозяйственное использование вовлекаются новые биологические ресурсы, имеющие высокий экспортный потенциал: виноградная улитка, длиннопалый рак, личинки хирономид (мотыль), зелёная лягушка, гадюка.
Предотвращение деградации земель и наведение порядка на земле
В Беларуси реализуется Национальный план действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021–2025 годы, согласно которому выполняются работы по реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, рекультивации карьеров, экологической реабилитации торфяников. В целях поддержания плодородия почв сельскохозяйственных земель в 2019–2022 гг. внесено в среднем 50,3 млн т в год органических удобрений (в 2022 — 50,8 млн т).
В 2021–2022 гг. рекультивировано 73 земельных участка общей площадью 459,5 га, предоставленных для разработки месторождений (их частей), и 407 внутрихозяйственных карьеров общей площадью 377,7 га. В этот же период ликвидированы и рекультивированы 239 мини-полигонов твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Рекультивированные земли переданы главным образом для сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования.
Национальным планом действий по предотвращению деградации земель предусмотрено проведение комплекса работ по реабилитации нарушенных территорий в городах и зонах их влияния. Институтом природопользования НАН Беларуси разработано руководство по экологической реабилитации техногенно нарушенных природных комплексов урбанизированных территорий, определяющее порядок и правила проведения таких работ с учётом экологически обоснованных и социально ориентированных направлений дальнейшего использования нарушенных территорий.
Для Беларуси являются актуальными проблемы нарушенных торфяников — источника эмиссии диоксида углерода в атмосферу за счёт минерализации органического вещества торфа, торфяные пожары, зарастание открытых болот малоценной древесно-кустарниковой растительностью и тростником, сокращение мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений и сокращение их численности, негативное влияние на экологическую ситуацию прилегающих территорий. Решению этих проблем способствует экологическая реабилитация нарушенных торфяников. На 2022 г. проведены работы по повторному заболачиванию нарушенных болот на площади 82,8 тыс. га.
Эффект от повторного заболачивания является комплексным — это восстановление гидрологического режима, болотных экосистем, улучшение условий обитания диких животных и дикорастущих растений, сокращение выбросов углекислого газа, снижение риска пожаров. Последнее особенно важно для территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Повторное заболачивание нарушенных болот позволило сократить выбросы парниковых газов на 0,7 млн т в эквиваленте углекислого газа ежегодно.
Координацию работ по наведению порядка на земле, благоустройству территорий осуществляет Министерство природы. С этой целью ежегодно разрабатывается Республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле, организуются и проводятся совместно с другими органами государственного управления, учреждениями образования, предприятиями и общественными организациями различные акции и мероприятия, среди которых — «Неделя леса», «Чистый двор», «Восстановим землю вместе», «Помоги природе делом», «Чистый берег», «Чистый водоём» и др.
В ходе проведения мероприятий по озеленению населённых пунктов в 2021–2022 гг. высажено 1 083,7 тыс. деревьев и 1 200,4 тыс. кустарников. Это позволило увеличить площадь зелёных насаждений в городах на 5 254,9 га. При этом:
-
уровень озеленённости достиг требуемого показателя (40 %) в 129 городах (97,7 % от их общего количества);
-
уровень озеленённости жилых районов, микрорайонов достиг требуемого показателя (30 %) в 129 городах (97,7 % от их общего количества);
-
доля древесно-кустарниковой растительности в площади озеленённых территорий достигла требуемого показателя (50 %) в 112 городах (84,8 % от их общего количества).
В рамках реализации мероприятий по наведению порядка на земле в 2021–2022 гг. вовлечено в хозяйственный оборот свыше 41,9 тыс. гa пустующих сельскохозяйственных земель и 141,4 гa земель, освободившихся после сносa непригодных и неэксплуaтируемых здaний и сооружений.
Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контролирующими органами в данной сфере являются Министерство природы и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (Госинспекция).
За нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды предусмотрены административная и уголовная ответственность.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (статьи 15.1–15.65) за нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды наступает в соответствии со статьями 263–284 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, статьёй 104 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17 июля 2023) определено, что привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причинённого окружающей среде, и выполнения мероприятий по её охране.
Развитие зелёной экономики
Классическое понятие «зелёная экономика» сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и её обеднения. Зелёная экономика — это модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды.
Принципы зелёной экономики интегрированы в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года. Механизмы зелёной экономики внедряются и реализуются в соответствии с Национальным планом действий по развитию «зелёной» экономики в Республике Беларусь. Реализуется план на 2021–2025 гг.
В соответствии с Национальной стратегией одним из приоритетов в долгосрочной перспективе определено обеспечение экологической безопасности, переход к рациональным моделям производства и потребления (циркулярной экономике).
С учётом социально-экономических условий, перспектив, целесообразности и международных обязательств приоритетными направлениями развития зелёной экономики в Республике Беларусь являются:
-
внедрение принципов устойчивого потребления и производства;
-
развитие экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики);
-
развитие производства органической продукции;
-
развитие экологического туризма и агроэкотуризма;
-
формирование умных и энергоэффективных городов;
-
развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности;
-
смягчение последствий изменения климата и адаптация к климатическим изменениям;
-
сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия;
-
развитие сферы зелёного финансирования;
-
образование, подготовка кадров и социальная вовлечённость;
-
научное обеспечение перехода к зелёной экономике.
Концепция экономики замкнутого цикла предполагает внедрение современных подходов к повышению ресурсоэффективности, снижению экологических последствий производственной деятельности, достижению социального эффекта в сфере потребления товаров. В экономике замкнутого цикла приоритет отдаётся уменьшению потребления природных ресурсов и минимальному их возвращению в окружающую среду в виде отходов.
Экономический эффект от внедрения циркулярной экономики заключается в снижении потребления сырьевых и энергетических ресурсов за счёт формирования устойчивого спроса на вторичные ресурсы; сокращения объёмов образования отходов, в т. ч. за счёт недопущения их образования и увеличения доли вовлечения в производственные процессы; возникновения новых рынков и расширения спроса на существующие на фоне повышения экологической ответственности общества; формирования инновационной экосистемы и развития инфраструктуры; расширения возможностей развития малого и среднего бизнеса и др. Экологический эффект выражается в снижении выбросов загрязняющих веществ, сокращении площадей под объекты хранения и захоронения отходов, уменьшении потребления дефицитных и ограниченных ресурсов. Социальный эффект — в повышении уровня социальной ответственности за бережное использование материальных ресурсов, обеспечении экологически дружественного отношения к использованным товарам, увеличении числа рабочих мест за счёт формирования новых и преобразования традиционных секторов циркулярной экономики и др.
Переход к инновационным циркулярным моделям приобретает глобальный характер, а конкурентные преимущества развития данной концепции становятся всё более очевидными. В Беларуси существуют примеры эффективного внедрения циркулярных бизнес-моделей. Это заводы по производству офисной бумаги из макулатуры (УП «Бумажная фабрика» Гознака, г. Борисов), использованию отработанных масел (Крупский район Минской области), использованию древесных отходов для получения биотоплива (Производственное коммунальное УП «Коммунальник», г. Брест); сервисы по предоставлению в аренду жилья, автомобилей, велосипедов и самокатов; биогазовые энергетические комплексы на основе использования отходов сельскохозяйственного производства в ряде сельскохозяйственных организаций; реализованные инновационные проекты по внедрению малоотходных технологий в организациях промышленности.
В целях создания условий для развития производства органической продукции как одного из направлений развития зелёной экономики разработан и принят ряд нормативных правовых актов по реализации положений Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции» (2018). Организациями НАН Беларуси проводятся научные исследования в области органического сельского хозяйства: разработаны методические рекомендации по адаптации видового состава сельскохозяйственных культур к изменяющимся климатическим условиям и связанной с этим оптимизации структуры посевных площадей; созданы отраслевые регламенты производства органической продукции животноводства (молока и говядины) и заготовки кормов для органического животноводства; подготовлены и осваиваются в производстве регламенты по возделыванию картофеля и гречихи, которые обеспечивают возможность выращивания экологически чистой продукции при использовании органической системы земледелия.
Активно развивается производство органических удобрений: органических хелатных микроудобрений нового поколения для листовой подкормки растений и предпосевной обработки семян, натуральных микробиологических жидких гуминовых удобрений и удобрений, полученных только из биогумуса.
Созданы и аккредитованы национальные органы по сертификации на базе РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию» и РУП «Белорусский государственный институт метрологии». Производство органической продукции возможно при добровольной её сертификации и по истечении переходного периода, установленного техническим кодексом установившейся практики ТКП 635–2019 (33170) «Общие правила производства органической продукции», к производству органической продукции.
Как результат, отмечается положительная динамика роста численности производителей органической сельскохозяйственной продукции: в 2016 г. их насчитывалось 13, в 2022 г. — 29. Площадь сельскохозяйственных земель, сертифицированных для производства органической продукции, возросла более чем на 5 тыс. га.
В Беларуси в последние годы проектируются только ресурсосберегающие жилые дома. В перспективе будет продолжено изучение и внедрение передовых практик и стандартов в части зелёного строительства и городского планирования в целях энергосбережения и минимизации воздействия на окружающую среду. При возведении многоэтажного жилья основной акцент будет сделан на использовании энергосберегающих решений, технологий «умного дома», включая строительство электродомов.
Также разрабатываются региональные планы устойчивой городской мобильности, реализация которых позволит улучшить качество транспортных услуг, расширить сеть маршрутов общественного городского транспорта, создать новые велодорожки и снизить негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду.
В рамках проекта международной технической помощи Глобального экологического фонда (ПРООН) — «Беларусь: поддержка зелёного градостроительства в малых и средних городах Беларуси» — в 2016–2021 гг. апробированы и успешно внедрены принципы стратегического территориального планирования, сочетающие социально-экономические направления развития и видение пространственного развития территории. Реализованы пилотные инициативы в сфере повышения энергоэффективности (г. Новогрудок) и устойчивой городской мобильности (города Новополоцк и Полоцк), ориентированные на достижение комплексного энергетического, экономического, экологического и социального эффекта.
В рамках низкоуглеродной энергетики основными целями развития энергетического комплекса Беларуси являются повышение энергетической самостоятельности страны и энергоэффективность во всех секторах экономики, снижение зависимости экономики от углеводородного сырья.
Для развития низкоуглеродной экономики особую значимость имеют повышение энергоэффективности и увеличение доступности использования возобновляемых источников энергии во всех сферах жизнедеятельности. Для Республики Беларусь важными вопросами остаются обеспечение энергетической безопасности и повышение энергетической независимости за счёт использования местных видов топлива, в т. ч. возобновляемых источников энергии, диверсификации топливно-энергетического баланса и снижения энергоёмкости валового внутреннего продукта (ВВП). После ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции возобновляемая энергетика будет развиваться во взаимодействии с атомной в направлении повышения энергоэффективности, цифровизации в отраслях народного хозяйства, построения умных энергетических сетей (Smart Grid).
Согласно данным государственного департамента по энергоэффективности, по состоянию на 1.1.2023 г., мощность действующих солнечных фотоэлектрических станций в Беларуси составила 272,7 МВт, ветроэнергетических установок — 122,2 МВт, гидроэлектростанций — 96,1 МВт, биогазовых установок — 40,2 МВт, мини-ТЭЦ на древесном топливе — 100,5 МВт. Удельный вес производства первичной энергии из возобновляемых источников энергии к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов планируется довести к 2026 г. до 7–8 %.
Одним из приоритетных направлений внедрения и расширения использования низкоуглеродных технологий, способствующих переходу страны к углеродной нейтральности, является переход от углеводородного транспорта к электрическому. Принятые в последние годы меры по стимулированию приобретения электромобилей и развитию инфраструктуры привели к росту количества такого вида транспорта. По состоянию на январь 2023 г. в стране насчитывалось свыше 5 тыс. электромобилей (в 2017 — 40 единиц).
С целью расширения использования электротранспорта в настоящее время в Беларуси продолжается разработка и организован выпуск новых моделей отечественных электромобилей и электроавтобусов на ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (BKM HOLDING) и «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «Белавтомаз». Кроме того, в стране налажено производство электрозарядных станций для промышленного и индивидуального применения.

На I Международной специализированной выставке «Зелёный дом» во время XIII Республиканского экологического форума. Минск, 2015 г.
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года изменение климата определяется в качестве одного из глобальных трендов, оказывающих существенное влияние на развитие страны. Формирование будущего облика Беларуси предполагает обеспечение экологической безопасности на основе развития зелёной экономики и принятия эффективных мер по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к климатическим изменениям.
Для обеспечения устойчивого снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду предусматривается разработать Стратегию долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года, реализация мероприятий которой будет направлена на стимулирование внедрения технологических и организационно-управленческих инноваций, обеспечивающих предотвращение негативных последствий изменения климата.
Регулирование обращения с отходами
Главной целью государственной политики в сфере обращения с отходами является снижение негативного воздействия возрастающих объёмов образования отходов на окружающую среду и более полное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
В 2017 г. утверждена Национальная стратегия по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года. Цель Национальной стратегии — определение основных направлений минимизации вредного воздействия ТКО на здоровье человека, окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов путём предотвращения образования отходов, максимально возможного извлечения содержащихся в отходах вторичных материальных ресурсов (ВМР), их использование в качестве дополнительных источников сырья для производства продукции, а также энергетического использования в виде RDF-топлива, тепловой и электрической энергии.
Проводятся работы по оптимизации сети полигонов ТКО, выведению из эксплуатации мини-полигонов и рекультивации земель на местах их размещения, по внедрению новых технологий переработки и утилизации отходов. На 1.1.2022 г. в Беларуси насчитывалось 158 полигонов ТКО.
В Беларуси в 2022 г. образовалось 3,99 млн т ТКО (в 2021 — 3,96 млн т), при этом 802,6 тыс. т ВМР собрано (заготовлено). Принимаемые меры по раздельному сбору отходов и заготовке ВМР позволили повысить уровень использования ТКО в стране до 32 % (в 2012 — 10 %, 2022 — 25 %). Согласно Национальной стратегии по обращению с ТКО уровень их использования планируется повысить к 2035 г. до 90 %.
В целях предотвращения и минимизации отрицательного влияния стойких органических загрязнителей (СОЗ) на окружающую среду и здоровье населения продолжается работа по выполнению обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о СОЗ. В 2021–2022 гг. в рамках проекта международной технической помощи «Устойчивое управление стойкими органическими загрязнителями и химическими веществами в Республике Беларусь, ГЭФ‑6» вывезено и уничтожено более 708 т непригодных пестицидов. Продолжается реализация комплекса мероприятий по переупаковке и вывозу на обезвреживание за границу непригодных пестицидов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ), по ликвидации Петриковского захоронения непригодных пестицидов, по выводу из эксплуатации оборудования (конденсаторов и трансформаторов), содержащего ПХБ.

Во время открытия Форума экологических решений, на котором прошла презентация 3-го Обзора результативности экологической деятельности Беларуси
С целью ограничения распространения пластика в окружающей среде и снижения экологических рисков в Беларуси осуществляется комплекс мероприятий по ограничению использования пластиковой упаковки и её отходов. Мероприятия включают прежде всего сокращение использования полимерной упаковки, производство и использование экологически безопасной упаковки, техническое регулирование и сокращение импорта полимерной упаковки, проведение научных исследований с целью разработки технологии производства биоразлагаемой упаковки, а также информационно-просветительской работы среди населения, детей и молодёжи. Для увеличения реализации продукции в стеклянной таре, осуществления поэтапного перехода от использования полиэтиленовой упаковки товаров к использованию экологически безопасной упаковки из бумаги, в объектах торговли различного формата предусмотрено обязательное наличие безалкогольных напитков (минеральной и питьевой воды) в стеклянной таре, а также бумажных пакетов, одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги. При этом минимизировано количество разновидностей пластиковых пакетов и посуды из пластика.
Внедряются методы стимулирования производителей за применение стеклянной тары при производстве (розливе) питьевой воды, молочных продуктов, соков, слабоалкогольных напитков, за использование бумаги с пропиткой вместо полиэтиленовой упаковки.
Национальная система мониторинга окружающей среды
В соответствии со статьёй 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС).
В Республике Беларусь НСМОС создана в целях наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г. № 247 «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» и включает 13 организационно-самостоятельных видов мониторинга окружающей среды:
-
мониторинг земель — Госкомитет по имуществу Республики Беларусь; по химическому загрязнению земель — Белгидромет;
-
мониторинг поверхностных вод — Белгидромет и Республиканский центр аналитического контроля (РЦАК);
-
мониторинг подземных вод — Научно-производственный центр по геологии;
-
мониторинг атмосферного воздуха — Белгидромет;
-
мониторинг озонового слоя — Министерство образования Республики Беларусь;
-
мониторинг растительного мира — НАН Беларуси;
-
мониторинг лесов — Минлесхоз;
-
мониторинг животного мира — НАН Беларуси;
-
радиационный мониторинг — Белгидромет;
-
геофизический мониторинг — НАН Беларуси;
-
локальный мониторинг — РЦАК, природопользователи;
-
комплексный мониторинг естественных экологических систем на ООПТ — НАН Беларуси;
-
комплексный мониторинг торфяников — НАН Беларуси.
Функционирует сеть пунктов наблюдений видов мониторинга, включённых в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС.
С 2020 г. функционирует система онлайн-мониторинга состояния компонентов окружающей среды г. Орша и Оршанского района.
Каждый из видов мониторинга имеет информационно-аналитический центр. На базе Белгидромета функционирует главный информационно-аналитический центр НСМОС Республики Беларусь. Структура и результаты мониторинга представлены на сайте НСМОС (www.nsmos.by).
Координатором реализации НСМОС определено Министерство природы. При Министерстве функционирует Межведомственный координационный совет по НСМОС.
Кроме НСМОС в Беларуси действуют Система социально-гигиенического мониторинга и Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Ответственные за их функционирование — Министерство здравоохранения и Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Функционирование НСМОС и данные информационной системы НСМОС позволяют оценивать и анализировать динамику изменений состояния окружающей среды в целом, отдельных компонентов окружающей среды, а также прогнозировать изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.