Дата создания: 15.06.2023 14:53:51
Дата изменения: 12.09.2024 10:45:28
Брест-Лито́вская желе́зная доро́га
Название в 1939–1951 гг. сети железнодорожных путей, связывавших БССР с Западной Европой, Литовской ССР и Украинской ССР.
Образована после воссоединения Западной Беларуси с БССР постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 сентября 1939 г. Управление Брестско-Литовской железной дороги находилось в г. Барановичи. Обслуживала Барановичскую, Белостокскую (1939–1941), Брестскую, Гродненскую, Молодечненскую (с 1944), Полесскую и Пинскую области.
В годы Великой Отечественной войны во время оккупации Беларуси не действовала. Немецко-фашистские захватчики разграбили и уничтожили имущество железной дороги, в т. ч. подвижной состав (за исключением эвакуированного), разрушили станционные и другие сооружения.
Возобновила работу после освобождения Беларуси.
Включала железнодорожные линии: Высоко-Литовск — Ковель, Брест — Житковичи, Барановичи — Слуцк, Брест — Негорелое, Гродно — Лида — Молодечно, Андреевичи — Барановичи, Стасилай — Барановичи — Лунинец и др. Общая протяжённость основных линий составляла 1 145 км, узкоколейных линий — 600 км (1950).
Печатный орган — газета «Сталинский маршрут» (издавалась в 1940–1941 и 1944–1951).
Начальники железной дороги: И. В. Бурыкин (1939–1941), после освобождения Беларуси — Г. И. Перцев (1944–1947), М. С. Ерогов (1947–1949), В. М. Беляев (июнь — август 1949), М. И. Скалин (1949–1951).
Приказом Министерства путей сообщения СССР от 28 июля 1951 г. объединена с Минским отделением Западной железной дороги в Минскую железную дорогу, присоединённую в 1953 г. к Белорусской железной дороге.