Дата создания: 28.12.2023 13:45:51
Дата изменения: 12.09.2024 11:11:37
Эвакуа́ция людских и материальных ресурсов Беларуси в советский тыл летом 1941 г.
С первых часов вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Беларусь стала ареной беспощадных военных действий. На её территорию вторглась сильнейшая группировка вражеских армий «Центр», что привело к стремительному продвижению противника и оказало решающее влияние на всю оборонную и хозяйственную работу в республике. Основной задачей стала эвакуация людских и материальных ресурсов в глубь страны. Порядок проведения эвакуации намечался постановлениями Союзного и республиканского правительств (СНК СССР и СНК БССР), а также Советов по эвакуации, которые определяли сроки, места расположения, организацию охраны грузов на пути следования и т. д. В Беларуси эту работу возглавила Центральная эвакуационная комиссия, созданная 25.6.1941 г.
Эвакуация осуществлялась в зависимости от военного положения на местах и проходила одновременно по нескольким направлениям: эвакуация гражданского населения, материальных ресурсов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культурных ценностей. В Орше, Полоцке, Витебске, Могилёве, Кричеве, Гомеле, Лоеве и других областных и районных центрах были организованы 24 эвакопункта, где население, спасаясь от врага, получало помощь продовольствием, одеждой, медикаментами, транспортом. Но быстрое продвижение фашистских войск исключало возможность своевременной плановой эвакуации в западных областях республики и её столице — Минске. В конце первой недели боёв возникла реальная угроза восточным областям республики — Могилёвской, Гомельской, Витебской и частично Полесской. Здесь героическими усилиями Красной армии фашисты были временно остановлены. Это дало возможность приступить к массовой эвакуации материальных и людских ресурсов на восток. Из числа гражданского населения в первую очередь эвакуации подлежали дети. Было вывезено 164 детских учреждения (около 16,5 тыс. детей), всего около 1,5 млн взрослых и детей. За 2–3 недели удалось демонтировать, погрузить и отправить в советский тыл ценное технологическое оборудование и кадры 124 промышленных предприятий.
С огромным напряжением сил проходил процесс эвакуации производственных ресурсов. В июле 1941 г. Бюро ЦК КП(б)Б приняло дополнительные меры по усилению темпов эвакуации. На директоров предприятий и секретарей партбюро возлагалась обязанность не только осуществлять демонтаж и погрузку оборудования, отправку эшелонов, но и обеспечить их движение до станции назначения. Вывоз промышленного оборудования проходил комплексно с целью быстрого ввода его в действие на новых базах.
Демонтаж и погрузка в эшелоны, отправка грузов в дальний рейс осуществлялись в очень сложных обстоятельствах, под непрекращающимися налётами вражеской авиации, беспощадно бомбившей железнодорожные пути. Тем не менее погрузка материально-технических ценностей, оборудования, инструмента, сырья, незавершённой продукции, цветных и чёрных металлов шла круглосуточно. Коллективы могилёвских заводов — авиационного моторостроения и труболитейного, витебских станкостроительных заводов имени Коминтерна, имени Кирова, игольной и очковой фабрик, трикотажных фабрик имени KИM, имени Клары Цеткин, швейной «Знамя индустриализации», гомельских заводов «Гомсельмаш», паровозовагоноремонтного, металлообрабатывающего «Двигатель революции», Кричевского цементного, Быховского ацетонового и многих других ценой героических усилий отправили в советский тыл около 17 тыс. единиц ценного технологического оборудования, десятки вагонов с материально-техническими грузами. Не меньших затрат труда и усилий требовала эвакуация материальных ресурсов сельского хозяйства, машинного парка машинно-тракторных станций (МТС), перегон общественного скота. Бюро обкомов и райкомов партии, исполкомы местных Советов разрабатывали маршруты, выделяли людей, транспортные средства. В течение июля — августа 1941 г. в советский тыл эвакуировано 36 МТС с полным оборудованием (около 5 тыс. тракторов, более 600 комбайнов, молотилок, станков и другой техники), около 700 тыс. голов скота, направлявшегося в Смоленскую, Калининскую, Курскую, Орловскую области, тысячи тонн горючего, смазочных материалов, 93,6 тыс. т зерна. То, что не успевали вывезти, раздавали местному населению, оставляли армейским подразделениям Красной армии, которые вели ожесточённые бои.
Исключительную роль в эвакуации сыграли сотрудники железной дороги Беларуси. Из четырёх магистралей, проходивших по территории Беларуси, две — Белостокская и Брест-Литовская — фактически выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объём тяжелейшей работы, выпавшей на долю железнодорожного транспорта, выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской, останавливая её только по указанию директивных органов или военного командования в связи с необходимостью эвакуации. С 18 часов 24 июня был введён график — литер «А», который предусматривал продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. На железнодорожных отделениях в Могилёве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа: были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения, которое спасалось от врага. В таком же стремительном темпе готовили паровозы, составляли ремонтные и военно-санитарные поезда, создавали бригады по водоснабжению и связи, передвижные мастерские для ремонта военной техники. До 28 июня функционировал Борисовский узел, осуществляя воинские перевозки и эвакуацию мирного населения. Днём 28 июня гитлеровцы сбросили усиленный парашютный десант своих автоматчиков. Переодетые в советскую военную форму, они ворвались на станцию, и работа узла оказалась полностью парализована. Удалось вырваться только одному эшелону с тяжелоранеными и беженцами, который вёл машинист А. Д. Снитко. Под автоматным огнём вражеских десантников он на полном ходу проскочил семафор. Жизнь сотен людей была спасена. Более 20 дней (до 16 июля) действовал Оршанский железнодорожный узел, которым управлял в те дни инженер К. С. Заслонов (в дальнейшем легендарный белорусский партизан, Герой Советского Союза, командир знаменитой партизанской бригады «Дяди Кости»), а также начальник дистанции связи, волевой и опытный в своём деле специалист Е. Ф. Григорьев, начальник службы движения А. А. Майоров, один из лучших машинистов Западной железной дороги и др. Мужество и выдающиеся организаторские способности этих людей во многом превратили Оршанский узел в безотказно действующий механизм. По мере приближения линии фронта коллективы Западной и Белорусской железных дорог также гнали в советский тыл подвижной состав и материальные ценности железнодорожных узлов Барановичи, Борисов, Орша, Полоцк, Витебск, Гомель и др. Практически основная часть хозяйства и кадровый состав белорусских магистралей были своевременно эвакуированы в советский тыл. Всего на 40 тыловых и прифронтовых дорогах в годы войны работали около 5 тыс. сотрудников железнодорожного транспорта Беларуси.
Кроме того, за всё время в советский тыл были эвакуированы также имущество и кадры 60 научно-исследовательских институтов, 20 высших учебных заведений, 6 театров, 161 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберегательных касс, более 568 млн руб. денежного фонда и др.
Эвакуация людских и материальных ресурсов Беларуси на огромные расстояния в глубь страны была лишь одной стороной грандиозного процесса перебазирования производительных сил из прифронтовой части в советский тыл. Другой стороной, не менее важной и очень трудной, было их своевременное размещение на новых базах. Основными районами размещения материальных и трудовых ресурсов Беларуси стали города Поволжья (48 предприятий); Урала (35 предприятий); в меньшем объёме средней полосы Российской Федерации (28 предприятий), Западной Сибири (8 предприятий) и Средней Азии (2 предприятия). Происходил быстрый ввод в строй эвакуированных предприятий и переход на круглосуточный, бесперебойный выпуск оборонной продукции в составе слаженного военного хозяйства. Кроме промышленного оборудования в этих экономических районах разместилась основная масса 1,5‑миллионного эвакуированного населения Беларуси, а также материальные ценности железнодорожного транспорта, Днепро-Двинского речного пароходства, колхозно-совхозное имущество, общественный скот и т. д.
Размещение и ввод в строй народно-хозяйственных ресурсов Беларуси проходили в соответствии с военно-хозяйственным планом перестройки всего советского тыла на военный лад. Из 119 белорусских предприятий, успешно прибывших к месту назначения (5 предприятий были уничтожены в дороге в результате вражеских бомбёжек), 19 сохранили свою полную производственную самостоятельность; 96 вошли в состав местных производств, родственных по профилю; 4 предприятия слились с заводами, эвакуированными из Москвы, Ленинграда, Киева и Днепропетровска.
Оторванные от родных мест жестокой войной жители Беларуси встречали в советском тылу самую искреннюю помощь и поддержку всех братских народов не только со стороны местных партийных и советских органов, но и самых широких кругов населения. Летом 1941 г. в Саратове началось всенародное движение «Поможем эвакуированным!», которое быстро прокатилось по всему Поволжью, было подхвачено на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Семьи из Беларуси, как и из других оккупированных зон, были трудоустроены, получали деньги, ордера на одежду, обувь, топливо, жильё и т. д. Местное население несло в эвакопункты одежду, обувь, постельное белье, медикаменты, продукты, посуду, кухонную утварь и т. д.; выделяло часть своего жилья или просто забирало эвакуированных в свои семьи, особенно детей, потерявших под бомбёжками родителей.
Оказавшись в советском тылу, трудящиеся Беларуси активно включились в героический труд советского тыла за создание слаженного военного хозяйства. С первых часов своего прибытия к месту назначения начиналась напряжённая работа по выгрузке, перевозке, монтажу, установке и вводу в строй эвакуированного оборудования, станков, материальных ценностей. Вся эта тяжёлая работа проходила в самые сжатые сроки, практически при полном отсутствии транспортных средств (большая их часть была мобилизована на фронт), как правило, вручную, на носилках, тачках, в лучшем случае на подводах и т. д. Большая часть из перебазированных заводов и фабрик Беларуси уже осенью 1941 г. начала выпускать оборонную продукцию для фронта, нередко прямо под открытым небом, поскольку местные предприятия не могли сразу поместить такое огромное количество эвакуированного оборудования под крышу. Монтаж и запуск оборудования часто совпадал с началом возведения новых корпусов либо расширением уже имеющихся.
Довоенная специализация белорусских предприятий, как и предприятий всего советского тыла, резко менялась — машиностроительные и металлообрабатывающие заводы приступали к выпуску танков, миномётов, авиационных моторов, самолётов и другой боевой техники, а также боеприпасов и других видов вооружения; предприятия местной промышленности и промкооперации стали выпускать лыжи, ранцевые огнемёты, санитарные повозки, носилки, противотанковые «ежи», сапёрные лопатки и др.; предприятия лёгкой промышленности — шинельное сукно, ткань для парашютов, гимнастёрок, шинелей, телогрейки, сапоги и т. д.; предприятия пищевой промышленности — сгущёнку, сухари, консервы, галеты, сухие пайки и др.
С конца 1943 г. боевая техника и вооружение поступали на фронт непрерывным потоком и в таком количестве, что стало возможным перевооружение всей армии. Начался этап крупных наступательных операций советских войск по всему фронту, закончившихся полным изгнанием врага с советской территории. За самоотверженный, героический труд в советском тылу многие кадровые рабочие и специалисты Беларуси были награждены высокими правительственными наградами — рабочие завода «Гомсельмаш», выпускавшего танки и миномёты (В. Р. Нарбутович, П. М. Майсак, М. С. Котликов, Т. П. Шулякова, С. В. Якушенко); рабочий Витебской оптической фабрики И. М. Зуев; специалисты Могилёвского завода авиационного моторостроения (В. А. Чесноков, И. И. Путерко и другие). Многие фабрично-заводские коллективы Беларуси за высокие показатели работы и досрочное выполнение заказов фронта занимали призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Так, 6 раз присуждались вторая и 3 раза третья премии коллективу Гомельского станкостроительного завода имени С М. Кирова, работавшего на Урале; 14 раз за годы войны выходил победителем соревнования среди предприятий Наркомата здравоохранения СССР коллектив Витебской очковой фабрики, работавшей в г. п. Суксун Пермской области; в августе 1942 г. вторую премию своих наркоматов и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов получили коллективы заводов Горьковского «Красный кожевник», куда влился Витебский завод имени Евстигнеева, Саратовского электротехнического, принявший к себе гомельчан, Чкаловского станкостроительного завода, базу которого в разы усилил станочный парк Витебского станкостроительного завода имени С. М. Кирова. В сентябре 1943 г. в число победителей вышли коллективы Уфимского паровозоремонтного завода, значительную долю которого составляли белорусы; Гомельского завода «Красный металлист», работавшего в Куйбышеве (ныне Самара); Речицкой фабрики в Барнауле и т. д.
Во время войны самую высокую оценку своей работы на тыловых и прифронтовых магистралях получали белорусские железнодорожники. За свою беспримерную, героическую работу по доставке на фронт живой силы, боеприпасов и военной техники практически через сплошную полосу огня они отмечены высокими наградами, а пятеро из них — В. И. Мурзич, А. А. Янковский, М. А. Макаров, А. В. Глебов, Е. М. Чухнюк — удостоены высокого звания Героев Социалистического Труда.
Огромную работу проводили представители белорусской науки, культуры, мастера театра, кино, изобразительного искусства, находившиеся в советском тылу. Это были постановки патриотических спектаклей, концертное обслуживание советских воинов на фронте в часы затишья боёв, выпуск регулярных кинохроник с места проведения боевых операций, напряжённая творческая и новаторская работа белорусских учёных для нужд армии, сбор средств для строительства боевой техники и др. Таков был достойный трудовой вклад белорусского народа в общую победу всех братских народов СССР над фашистской Германией.