РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА, условное название операций советских партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага
pdf

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА»

Дата создания: 05.05.2023 12:43:19

Дата изменения: 27.12.2024 11:51:29

РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА, условное название операций советских партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага

Угольная мина и изобретённые подпольщиками «четырёхножки», применявшиеся во время диверсий на железнодорожной станции Орша Витебской области и шоссейных дорогах. 1941–1943 гг.

РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА, условное название операций советских партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага

Партизаны бригады «Железняк» Минской области ведут бой на железной дороге.

РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА, условное название операций советских партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага

Бывшие партизаны-заслоновцы А. В. Буховец и А. Ф. Артишук с молодыми железнодорожниками на местах боёв отряда «Дяди Кости» близ города Орша Витебской области. 10 мая 1984 г.

РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА, условное название операций советских партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага

Бывший командир 8-й Круглянской партизанской бригады Герой Советского Союза С. Г. Жунин рассказывает школьникам о «Рельсовой войне». Около железнодорожной станции Славное Толочинского района Витебской области.

«Ре́льсовая война́»

Условное название операций советских партизан в Великую Отечественную войну по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага в целях дезорганизации военных перевозок.

Стала естественным продолжением борьбы партизан на вражеских железнодорожных коммуникациях. Количественный рост партизанских формирований, организационное укрепление их рядов, большой опыт борьбы позволили Центральному штабу партизанского движения (ЦШПД) проводить крупные координированные операции по выводу из строя железнодорожных коммуникаций врага методом одновременного массированного удара по всей оккупированной гитлеровцами советской территории. Участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей. Операции «Рельсовой войны» планировались ЦШПД и обычно проводились накануне или во время наступления Красной армии на фронтах.

В Беларуси в 1943–1944 гг. «Рельсовая война» проводилась в 3 этапа. ЦК КП(б)‌Б 24 июня 1943 г. принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций врага методом “рельсовой войны”». Белорусский штаб партизанского движения разработал конкретные мероприятия по осуществлению плана операций и определил отрядам и бригадам участки железных дорог и количество рельсов, которые нужно взорвать (всего 110,7 тыс.). В партизанские соединения направлены инструкторы-минёры, лётчики произвели 90 самолёто-вылетов в тыл врага, за период с 16 июля по 5 августа 1943 г. доставили белорусским партизанам 144 т грузов, в т. ч. 36,5 т тола, 522 противотанковые мины замедленного действия МЗД‑5, более 60 тыс. м бикфордова и 1,5 тыс. м детонаторного шнура и много других средств боевого обеспечения.

Первый этап начался в ночь на 3 августа 1943 г., когда около 74 тыс. партизан Беларуси нанесли мощный удар по железнодорожным коммуникациям оккупантов во время контрнаступления советских войск под г. Курск, и продолжался до середины сентября 1943 г. На железных дорогах Беларуси за 2 ночи (3 и 4 августа) взорвано 36 тыс. рельсов, к концу августа — середине сентября — более 121 тыс. рельсов, полностью выведены из строя железные дороги Бобруйск — Старушки, Жлобин — Калинковичи, Тимковичи — Осиповичи; железная дорога Полоцк — Молодечно не действовала 15 дней, Минск — Молодечно — 10 дней, на железных дорогах Могилёв — Кричев, Полоцк — Даугавпилс, Могилёв — Жлобин движение было остановлено в течение всего августа. Пущены под откос 833 вражеских эшелона и 3 бронепоезда, взорвано 184 железнодорожных моста и 556 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожено 1 429 автомашин и 392 км телефонно-телеграфной линии, большое количество живой силы, военной техники, боеприпасов и горючего. Одновременно проводились операции по разгрому немецко-фашистских гарнизонов (см. Докшицко-Крулевщинская операция 1943 г., Тощицкий бой 1943 г.) и диверсии на железнодорожных станциях. В ходе операций «Рельсовой войны» партизаны взорвали водокачки и повредили водонапорную сеть на станциях Жлобин, Солтановка, Пуховичи и Верейцы (на железной дороге Минск — Гомель), Прибор и Нахов (на участке Калинковичи — Гомель), Дашковка (на участке Могилёв — Жлобин), Коханово (на участке Минск — Орша) и др. В результате «Рельсовой войны» в августе 1943 г. перевозки для немецкой группы армий «Центр» сократились на 40 %. «Рельсовая война» вызвала ещё больший размах всенародной партизанской борьбы. Только в августе 1943 г. численность белорусских партизан увеличилась на 17,6 тыс. человек.

Второй этап «Рельсовой войны» под условным названием «Концерт» проводился с 19 сентября до начала ноября 1943 г. — в 1‑й период освобождения Беларуси. Партизаны подорвали более 90 тыс. рельсов, 1 041 эшелон, 72 железнодорожных моста, уничтожили более 400 км телефонно-телеграфной линии связи и др. В результате двух этапов «Рельсовой войны» враг был вынужден удвоить количество дивизий для охраны коммуникаций; по данным немецкого Генштаба, на 1 августа 1943 г. для охраны выдвинуты 7 пехотных дивизий, на 1 октября 1943 г. — 14.

Третий этап начался в ночь на 20 июня 1944 г., был согласован с действиями Красной армии, охватил всю оккупированную территорию Беларуси и продолжался до полного освобождения республики. ЦК КП(б)‌Б 7 июня 1944 г. утвердил план операции. Каждому отряду и бригаде был намечен определённый участок железной дороги и количество рельсов, которые нужно уничтожить.

Всего партизаны республики должны были взорвать 48,1 тыс. рельсов на важнейших участках железной дороги. Самолётами доставлено 52 т тола, 110,6 тыс. м бикфордова и детонаторного шнура, 198,5 тыс. капсюлей-детонаторов, большое количество оружия и боеприпасов. Взорвано 61 тыс. рельсов (в первый день — 40 775), уничтожено 8 железнодорожных мостов. Полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные линии, частично парализованы перевозки врага почти на всех дорогах Беларуси. Впервые в истории войны партизанами была проведена операция такого масштаба и с такими результатами в тесном оперативно-тактическом взаимодействии с регулярной армией. Скоординированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям врага методом «Рельсовой войны» имели оперативно-стратегическое значение в ходе наступления Красной армии.