Всебелорусское народное собрание
Дата создания: 03.04.2023 12:47:19
Дата изменения: 25.08.2024 14:18:02
Состоялось 19 октября 1996 г. в Минске (800 делегатов из Минска и по 650 от каждой области). На собрании была принята программа социально-экономического развития страны, поддержан курс Президента Республики Беларусь. В резолюции 1‑го Всебелорусского народного собрания говорилось: «Мы, участники Всебелорусского народного собрания, осознавая огромную ответственность за судьбу своей страны, обращаемся ко всему белорусскому народу, к органам государственной власти, политическим партиям и общественным движениям. В нашем обществе определились два противоположных подхода к решению основных задач развития белорусской государственности. Один нацелен на создание социально ориентированной экономики с дальнейшим развитием демократических процессов и улучшением благосостояния народа, углублением интеграции с Россией, другими странами СНГ, развитием образования, науки и культуры. Это курс Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, отвечающий интересам широких народных масс. Второй путь, на который стремятся толкнуть наше общество оппозиционные силы, сориентирован на безвластие, хаос, безответственность и возврат к отжившим методам управления. Мы отрицаем этот путь, ведущий к снижению материального и духовного уровня жизни людей труда, к произволу и обогащению теневых структур и в конечном итоге — к ослаблению страны. Это путь назад… Мы, участники Всебелорусского народного собрания, представляющие миллионы граждан всех регионов республики, решительно поддерживаем инициативу Президента Республики Беларусь о проведении референдума и выносимые на него изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь… Собрание утверждает: поддержка Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, принятие предложенных им изменений и дополнений в Основной Закон объединят белорусский народ в деле построения демократического государства».
Международное сообщество по-разному воспринимало политические события в Беларуси. Представители Совета Европы предложили Президенту отказаться от референдума, той же позиции придерживались и власти США. Российское руководство также было обеспокоено ситуацией в Минске. В Москве помнили события октября 1993 г., когда конфликт между Президентом и Верховным Советом Российской Федерации закончился вооружённым противостоянием.
Между тем в Минске ситуация осложнилась. Особенно после того, как 4 ноября 1996 г. Конституционный Суд принял заключение о несоответствии Конституции постановления Верховного Совета в части вынесения проектов Конституции на обязательный референдум. В ответ на заключение Конституционного Суда Верховный Совет принял постановление о вынесении на обязательный референдум только двух вопросов — о переносе Дня Независимости и о выборах руководителей местных администраций.
Это постановление не давало возможности разрешить существующие противоречия между институтами высшей государственной власти. Вопросы об изменениях в Конституции были основными, и их решение на референдуме было призвано положить конец конституционному кризису. Более того, это открывало возможность мирным путём изменить политическую систему страны: перейти от президентско-парламентской республики к республике президентской либо, в случае поддержки проекта Конституции, предложенного депутатами, к парламентской.
В сложившейся ситуации 7 ноября 1996 г. Президент был вынужден подписать указ «Об обеспечении конституционного права граждан на участие в референдуме», согласно которому характер референдума определялся как обязательный, а его решения окончательными. На референдум выносились все ранее утверждённые вопросы. Однако разрядка напряжённости не наступила. Более того, из-за демарша руководства Центральной избирательной комиссии политическая напряжённость в Минске возросла. Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов В. И. Гончар 11 ноября 1996 г. заявил, что комиссия не будет выполнять президентский указ от 7 ноября и проводить референдум по вопросам, касающимся новых редакций конституционных проектов. Из-за демарша Центризбиркома, в случае реализации его инициативы, в стране могла сложиться ситуация недееспособности исполнительной власти и мог наступить хаос. Игнорируя Указ Президента, Центризбирком превращался в самостоятельную политическую силу, что было недопустимо. В результате 14 ноября 1996 г. В. И. Гончар Указом Президента был отправлен в отставку с поста Председателя ЦИК.
Политическое противостояние продолжалось. 18 ноября Премьер-министр М. Н. Чигирь подал в отставку. Чтобы обезглавить исполнительную власть, наиболее радикальная часть депутатов Верховного Совета направила в Конституционный Суд материалы для проведения процедуры импичмента Президента. Инициаторами импичмента стали радикальные депутаты фракции «Гражданское действие», которые были членами Объединённой гражданской партии. Подписи под обращением в Конституционный Суд поставили также некоторые депутаты фракций социал-демократов и коммунистов, в т. ч. О. М. Абрамова, М. М. Воронович, В. С. Башаримов, А. И. Бухвостов, М. И. Гриб, П. К. Знавец, П. К. Кравченко, В. П. Нистюк, С. Н. Пинчук и др. Этот шаг политических оппонентов А. Г. Лукашенко был направлен на дальнейшую дестабилизацию общества и захват власти. Потому что законных оснований для инициирования импичмента не было. Тем не менее депутаты добивались от Конституционного Суда рассмотрения дела об импичменте «в течение трёх дней», что не соответствовало законодательству.
За событиями в Минске внимательно следило руководство России. И когда известия о попытке организовать А. Г. Лукашенко импичмент достигли Москвы, некоторые руководители России предлагали Президенту Республики Беларусь подписать документ о вхождении Республики Беларусь в состав Российской Федерации на правах субъекта Федерации. Данное предложение было категорически отклонено А. Г. Лукашенко. Председатель Верховного Совета С. Г. Шарецкий 20 ноября 1996 г. встретился в Смоленске с российскими представителями. В ходе переговоров было рассмотрено и согласовано предложение провести встречу Президента А. Г. Лукашенко с руководством Верховного Совета. 21 ноября в Минск прибыла российская делегация в составе Премьер-министра В. С. Черномырдина, Председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнёва и Председателя Совета Федерации Е. С. Строева, руководства Вооружённых Сил Российской Федерации и других ведомств. Переговоры между конфликтующими сторонами с участием российской делегации завершились результативно. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко, Председатель Верховного Совета С. Г. Шарецкий и Председатель Конституционного Суда В. Г. Тихиня 22 ноября 1996 г. подписали соглашение о конституционной реформе в Республике Беларусь.
Согласно этому документу Президент Республики Беларусь должен был отменить свои указы, определявшие обязательный характер голосования на референдуме по вопросам об изменениях и дополнениях в Конституцию республики. В свою очередь Верховный Совет отзывал из Конституционного Суда заявление депутатов о начале процедуры импичмента Президента. Соглашение предусматривало созыв Конституционного собрания, в состав которого на паритетных началах должны были войти 50 представителей Президента и 50 депутатов Верховного Совета, причём последние — пропорционально составу парламентских фракций. Председателем собрания назначался Президент страны А. Г. Лукашенко. В подписанном документе говорилось, что это соглашение должен был одобрить Верховный Совет. Однако значительная часть депутатов Верховного Совета на заседании 22 ноября 1996 г. отказались придать соглашению силу закона.
Таким образом, свои обязательства по подписанному компромиссному соглашению депутаты отказались выполнить, и в этих условиях Президент объявил, что референдум будет иметь обязательный характер. В этой ситуации 12 депутатов, подписавших документы об импичменте Президента, заявили о нежелании участвовать в политической игре радикальной оппозиции и отозвали свои подписи из Конституционного Суда. В результате инициатива импичмента провалилась.
Значительно позже, осмысливая драматические события 1996 г., А. Г. Лукашенко сказал: «Кто был инициатором референдума в 1996 году? Вы скажете, Президент. Нет, Президент был вынужден защищаться путём референдума. Почему? Потому что уже оружием лязгали вокруг резиденции Президента. И меня буквально толкали на силовое решение проблемы, которая сложилась в 1996 г. ...Тогда я был вынужден, чтобы избежать стрельбы, пойти на референдум. И это спасло страну».
Беларусь не была первопроходцем в деле принятия Конституции путём референдума. В 1958 г. по такому пути пошла Франция, в 1993 г. — Россия. После провала импичмента, в соответствии с принятым ранее решением, 24 ноября 1996 г. состоялся 2‑й республиканский референдум. По данным Центральной избирательной комиссии, в нём приняли участие 84,14 % от общего числа избирателей. За президентский проект Конституции проголосовало 70,5 % граждан, за проект депутатов коммунистов и аграриев — 7,9 %. Было поддержано предложение Президента по переносу Дня Независимости (88,2 % проголосовавших). Против свободной купли-продажи земли высказалось 82,9 % проголосовавших, против отмены смертной казни — 80,4 %.
Однако и после референдума радикальная часть депутатского корпуса, которая ранее отказалась соблюдать компромиссное соглашение, попыталась торпедировать дальнейшую работу Верховного Совета. Эти депутаты заняли здание Верховного Совета в надежде сорвать всю дальнейшую работу законодательной власти. 26 ноября 1996 г. 113 депутатов Верховного Совета собрались в бывшем здании ЦК комсомола Беларуси. Юридически такое количество действующих депутатов позволяло придать заседанию статус сессии Парламента. Председателем сессии был избран Заместитель Председателя Верховного Совета Ю. Г. Малумов. Депутаты приняли закон «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь», который подтверждал обязательный характер его решений. В то же время в Овальном зале Дома Правительства, где традиционно проходили заседания Верховного Совета, 66 депутатов во главе со спикером С. Г. Шарецким заявили о непризнании обязательности референдума и непризнании новой редакции Конституции. Это была только заявительная декларация, потому что в соответствии с действовавшим регламентом Верховного Совета заявление не имело юридической силы и правовых последствий.
Опираясь на волю народа, выраженную в итогах референдума, Президент подписал новую редакцию Конституции. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября, вступила в законную силу 27 ноября 1996 г. Палата представителей Национального собрания была сформирована 28 ноября 1996 г. В неё вошли 110 депутатов Верховного Совета 13‑го созыва, поддержавших конституционные преобразования. На должность спикера был избран депутат А. А. Малофеев, его заместителем — В. Н. Коноплёв.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в период с мая 1995 г. по ноябрь 1996 г. произошёл раскол национальной элиты, в т. ч. правящей, что породило общенациональный политический кризис. Его составной частью, краеугольным камнем был кризис конституционный. В этот период белорусская государственность как право народа на самостоятельное историческое существование и развитие выдержала испытание общенациональным политическим кризисом. В подавляющем большинстве конструктивная политическая элита и народ Беларуси в целом поддержали А. Г. Лукашенко. Президент Республики Беларусь доказал, что в трудное для страны время способен взять на себя ответственность за судьбу народа и государства. Конституционный кризис был преодолён мирным, ненасильственным путём, чего не было ни в одной республике бывшего СССР и большинстве стран Восточной Европы. Одной из действенных форм разрешения кризиса стало Всебелорусское народное собрание. Это позволило сохранить единство народа и социально-политическую стабильность в стране.
Государственно-политические преобразования, проведённые на основе ноябрьского референдума 1996 г., положили начало новому этапу в развитии Беларуси. Была утверждена новая модель государственного правления, где главенствует и правит институт президентства. Президент является юридическим и фактическим лидером белорусского государства. В соответствии с новой редакцией Конституции властные прерогативы, функции и ответственность Президента значительно возросли.
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государственными и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, обладает другими полномочиями.