Развитие и укрепление национальной государственности
Дата создания: 03.04.2023 12:47:37
Дата изменения: 08.08.2024 16:12:22
- Белорусская государственность и самоорганизация народа
- Избирательная кампания и президентские выборы 2001 г.
- Второе Всебелорусское народное собрание
- Становление национальной модели гражданского общества
- Белорусская модель социально-экономического развития
- Направления модернизации страны
- Третий референдум 17 октября 2004 г.
- Третье Всебелорусское народное собрание
- Президентские выборы 2006 г.
- Четвёртое Всебелорусское народное собрание
- Президентские выборы 2010 г.
- Строительство Союзного государства
- Финансово-экономический кризис и его последствия
- Президентские выборы 2015 г.
- Пятое Всебелорусское народное собрание
Белорусская государственность и самоорганизация народа
Носителями государственности являются добровольные объединения граждан как форма и источник самоорганизации, например белорусской национальной общности. Только на основе самоорганизации белорусский народ (как и любой другой) может быть (являться) источником государственной власти и выполнять функции носителя суверенитета.
Самоорганизация народа и нации проявляется в самых разных формах. Структуры социальной организации по типологии можно разделить на институциональные, потенциально-формализованные и инициативные. Институциональные структуры выступают и действуют в форме общественных институтов, например институт семьи и брака, институт общественного управления — власть, институт общественного производства — предприятие, институт общественной морали — религия и т. п. Потенциально-формализованные структуры проявляются и функционируют как структуры гражданского общества. Они чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них стремятся к институализации. Таковыми являются политические партии. В XX в. в процессе социальной эволюции в Беларуси институциональными стали профсоюзы, отдельные молодёжные организации.
Инициативные формы социальной организации наиболее массовые. Это «питательное» поле порождает разнообразные формы демократии, парламентаризма. Одни инициативные формы социальной организации носят временно-ситуационный характер, создаются и исчезают достаточно быстро. Другие закрепляются и, не теряя своей природы, эволюционируют на протяжении длительного времени, становятся институциональными. К ним можно отнести, например, общественное местное самоуправление, которое возникло ещё в племенную эпоху, но и в XXI в. существует в большинстве государств.
Решающей силой, способной обеспечить будущее белорусской государственности, является способность белорусской нации к самоорганизации, в т. ч. самоорганизации политической — в форме диалектического единства народа как источника власти, носителя суверенитета и действующей власти, единства на основе общей исторической цели. Это источник силы современного белорусского государства.
Историческая миссия, которую выполняет правящая политическая элита по укреплению государственности, осуществляется в рамках национальной модели демократии, т. е. сложившейся политической системы. Институты белорусской демократии достаточно разнообразны. Это избирательные кампании по формированию представительных органов власти всех уровней, формы прямого народовластия — национальные референдумы и Всебелорусские народные собрания, а также многочисленные гражданские проекты и инициативы, которые реализованы в рамках гражданского общества. К ним можно отнести и белорусскую модель социально-экономического развития, нацеленную на создание государства для народа.
Избирательная кампания и президентские выборы 2001 г.
В 1994–1996 гг. политические противоречия и разногласия негативно сказывались на социально-экономическом развитии страны. Президент и Правительство прилагали усилия для преодоления экономического кризиса. Одним из направлений по укреплению экономики, преодолению кризиса стала реализация предвыборных инициатив Президента. И прежде всего в области сотрудничества с Российской Федерацией. В феврале 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Договор о Сообществе Российской Федерации и Республики Беларусь подписан 2 апреля 1996 г., а через год — 2 апреля 1997 г. — в Москве был подписан Договор о Союзе Республики Беларусь и Российской Федерации.
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин в момент подписания Договора о создании Союзного государства и программы действий по его реализации. 1999 г.
Президенты Республики Беларусь и Российской Федерации 8 декабря 1999 г. подписали Договор о создании Союзного государства. Провозглашённые Договором цели создания Союзного государства свидетельствуют о намерении построить демократическое правовое государство, основанное на принципах суверенного равенства государств-участников и разграничения предметов ведения самого Союзного государства и государств-участников.
При этом Договором предусмотрено, что каждое государство — участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию и другие атрибуты государственности. Для того чтобы идея Союзного государства оказалась востребованной и конкурентоспособной, необходимо только одно — неуклонный подъём уровня жизни и благосостояния трудящихся этого государства. Поэтому все положения Договора призваны обеспечить:
— равные права граждан;
— равные условия деятельности субъектов хозяйствования (формирование общего рынка);
— согласованную финансово-кредитную политику;
— сотрудничество в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности;
— формирование органов Союзного государства и его правовой системы.
Договор предусматривает поэтапную интеграцию двух государств на основе решений союзных органов и двухсторонних договоров. При этом порядок принятия союзными органами решений позволяет учитывать национальные интересы двух стран. Согласно Договору Высший Государственный Совет (ВГС) решает важнейшие вопросы развития Союзного государства. При этом акты ВГС принимаются на основе единогласия государств-участников. На основе консенсуса принимаются также решения Совета Министров Союзного государства.
Создание Союзного государства позволило наладить межрегиональное сотрудничество, более эффективно использовать и развивать имеющийся потенциал взаимовыгодного сотрудничества. В него вовлечены как государственные органы всех уровней, так и органы местного самоуправления, деловые круги, научная и иная общественность двух стран. Контакты устанавливаются не только между регионами и городами, но и между предприятиями, что способствует построению долгосрочных отношений и реализации совместных инвестиционных проектов.
Всё это оказало положительное влияние на белорусскую экономику и реализацию основных направлений Программы социально-экономического развития страны, которая была принята 1‑м Всебелорусским народным собранием.
Уже в 1996–2000 гг. экономика Беларуси достигла определённых успехов. Так, валовой внутренний продукт вырос на 36 %, увеличились выпуск промышленной продукции на 65 %, производство потребительских товаров — на 81 %, розничный товарооборот — более чем в 2 раза и т. д.
Второе Всебелорусское народное собрание
Второе Всебелорусское народное собрание. На площади перед Дворцом Республики, где проходило собрание. 2001 г.
В мае 2001 г. перед очередной президентской избирательной кампанией было созвано 2‑е Всебелорусское народное собрание, на котором принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы.
Президентская избирательная кампания началась в 2001 г. в связи с тем, что срок полномочий действующего Президента отсчитывался с 27 ноября 1996 г. — времени вступления в законную силу новой редакции Конституции. Из 25 претендентов, инициативные группы которых были зарегистрированы Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов, только 4 прошли регистрацию в качестве кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Остальные или не смогли собрать необходимые для регистрации подписи, или сняли свои кандидатуры. Центризбирком зарегистрировал кандидатами действующего Президента А. Г. Лукашенко, лидера Либерально-демократической партии С. В. Гайдукевича, лидера Федерации профсоюзов Беларуси В. И. Гончарика и лидера незарегистрированной организации «Региональная Беларусь» С. Н. Домаша. Этот кандидат 22 августа 2001 г. снял свою кандидатуру в пользу В. И. Гончарика, кандидатура которого была рекомендована в качестве единого кандидата от оппозиции.
В 2001 г. основные оппозиционные кандидаты решили (по опыту Польши периода 1979–1981) использовать ресурсы и возможности профсоюзного движения для борьбы и прихода к власти. Вовлечение профсоюзных организаций в политическую борьбу привело к тому, что профсоюзные функционеры не занимались ежедневными заботами трудящихся. В итоге руководство профсоюзного движения утратило поддержку рабочих и для В. И. Гончарика это негативно отразилось на результатах выборов.
Выборы состоялись 9 сентября 2001 г., в них приняли участие 83,86 % избирателей. За действующего Президента проголосовало 75,65 %, за кандидата от оппозиции В. И. Гончарика — 15,65 %, за С. В. Гайдукевича — 2,48 % избирателей. А. Г. Лукашенко был переизбран на второй президентский срок.
Победа действующего Президента была обеспечена рядом политических, экономических и социальных факторов. При этом главную роль сыграло успешное выполнение Программы социально-экономического развития страны, принятой на 1‑м Всебелорусском народном собрании. Избиратели, которые в 2001 г. высказались в поддержку политического курса Президента, рассчитывали на дальнейшее улучшение своего материального благосостояния, на эволюционный путь развития страны. Именно на решение этих проблем была направлена программа, принятая 2‑м Всебелорусским народным собранием.
Становление национальной модели гражданского общества
Второе Всебелорусское народное собрание стимулировало становление национальной модели гражданского общества, в чём была настоятельная необходимость.
Во 2‑й половине XX в. на базе учения Ф. Хайека и Л. Мизеса в западном обществознании утвердилась неолиберальная концепция развития неправительственного гражданского общества. Согласно ей основная цель гражданского общества — поиск эффективного механизма контроля общества за деятельностью политической власти с целью защиты частных интересов индивида. Основное внимание при этом отводится количественному росту и усилению влияния неподконтрольных правительству гражданских инициатив, движений, ассоциаций и др. Однако до сих пор модель гражданского общества, прописанная в неолиберальных теориях, не создана в рамках какой-либо западной политической системы.
На 2‑м Всебелорусском народном собрании отмечалось, что гражданское общество в Беларуси должно формироваться в контексте традиций отечественной политической культуры.
Гражданское общество в Беларуси — это, прежде всего, неотъемлемый элемент социально-политической стабильности, учёта и развития всесторонних интересов, прав и свобод человека и гражданина, защиты национальных интересов страны и её исторических традиций, инструмент общественного контроля за деятельностью всех ветвей власти. Программа движения к сильной Беларуси отвечает интересам подавляющего большинства населения и является основой национальной консолидации, «построения гражданского общества» (А. Г. Лукашенко).
Главным направлением в развитии гражданского общества является корпоративная деятельность граждан, на основе которой происходит формирование его инфраструктуры. В 2001–2005 гг. состоялись съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодёжи, профсоюзов, учителей, судей, представителей других профессий, прошёл Съезд депутатов Республики Беларусь. Работа по развитию общественных инициатив была довольно результативной: в 2005 г. в Беларуси насчитывалось более 2,3 тыс. ассоциаций граждан в форме профсоюзных, молодёжных, женских, ветеранских, творческих, спортивных и других объединений, созданных по интересам.
После 2‑го Всебелорусского народного собрания власти значительное внимание уделяли формированию рыночной инфраструктуры с присущим рынку механизмом реализации прав, свобод и законных интересов граждан. На укрепление механизма реализации прав и свобод граждан были нацелены президентские Директивы № 1 и № 2. Директива № 1 от 11 марта 2004 г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» нацелена на создание условий безопасной жизнедеятельности населения в области охраны труда путём постоянного контроля над состоянием общественной безопасности и профилактики выявленных правонарушений. Директива № 2 от 27 декабря 2006 г. «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» призвана обеспечить переход к новому, более высокому уровню взаимодействия государства и народа, основанному на развитии информационных технологий. Дебюрократизация носит всеобщий характер, охватывает все сферы жизни общества, деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур. Дебюрократизация государственного аппарата не самоцель, это одна из форм практической реализации идеи построения государства для народа. Вместе с тем дебюрократизация создаёт благоприятный административно-правовой климат, необходимый для привлечения инвестиций и строительства рыночной инфраструктуры.
Наличие рыночной инфраструктуры — неотъемлемое и обязательное условие в развитии гражданского общества. В сфере частного бизнеса в 2005 г. в Беларуси было занято около 1 млн человек, в т. ч. около 180 тыс. были индивидуальными предпринимателями, 440 тыс. человек получали зарплату на предприятиях малого бизнеса, на среднем частном предприятии работали 11–50 человек наёмного персонала; на частный бизнес приходилось около 10 % ВВП. Но уровень самоорганизации белорусского бизнеса был низкий, кроме Белорусского союза предпринимателей, общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», не было многочисленных собственных организаций в структурах гражданского общества. Белорусский бизнес был занят накоплением собственного капитала и почти не участвовал в политической борьбе. Накопление капитала и богатства в частных руках в Беларуси идёт путём тяжёлого труда, а не гангстерскими методами, которые присущи олигархии других стран. К 2006 г. в Беларуси не сложилась крупная олигархия, которая, обладая огромными материальными ресурсами, всегда стремится к политическому господству. До декабря 2010 г. в стране не наблюдалось агрессивной оппозиционности белорусского капитала по отношению к существующей власти, что было одним из факторов общественной стабильности.
Как показывает национальный опыт, атаки олигархии, особенно продажной, на действующую власть ведутся именно через ассоциации гражданского общества, в т. ч. подконтрольные СМИ. Для этого олигархическими группами в структурах гражданского общества, как правило, создаются многочисленные ассоциации и инициативы, которые, не гнушаясь средствами, постоянно атакуют политическую власть. В качестве примера можно сослаться на деятельность во 2‑й половине 1990‑х гг. российских олигархических групп. Методы их деятельности, связанные с политизацией структур гражданского общества, были восприняты частью радикальной оппозиции и в Беларуси. В Минске узкая группа радикальных оппозиционеров, недовольная отсутствием политической консолидации в рядах оппозиционных политических партий, 12 ноября 2012 г. решила учредить новую ассоциацию. С этой целью была инициирована конференция Национальной платформы гражданского общества «Восточное партнёрство». Принятый на конференции вариант концепции развития Национальной платформы гражданского общества предусматривает, что «Национальная платформа теперь будет решать политические задачи, такие как борьба с властью».
Вместе с тем отсутствие до 2010 г. всеохватывающей олигархической среды в Беларуси явилось важной предпосылкой для культивации отношений партнёрства между бизнесом и политической властью.
Белорусская модель социально-экономического развития
Президент при решении сложных политических и общественных вопросов всегда опирался и должен опираться на поддержку народа. Одним из таких вопросов был выбор перспективного исторического пути — собственной модели социально-экономического развития. Впервые эта тема была озвучена в феврале 1996 г., когда на республиканском совещании в Гродно по вопросу дальнейшего развития сельского хозяйства была отклонена идея разделения крупнотоварного производства и земельной собственности на паи и доли. Было подсчитано, что на одного колхозника, в т. ч. и на пенсионеров, работавших ранее в колхозах, приходится 4,5 га земли, 1/2 часть трактора и 1/4 часть комбайна. При этом каждый крестьянин мог рассчитывать на одну корову и одного поросёнка. «Каких реформ от нас хотят? Это обвальная приватизация, это полная либерализация внешней торговли, открытие границ... Это полная либерализация системы внутри государства… Государство должно провести реформирование аграрной отрасли в конкретных социально-экономических условиях, с учётом исторического пути, который был пройден, и ментальности крестьянства… Нам нужно создать белорусскую модель землевладения и землепользования...» (из выступления А. Г. Лукашенко на совещании). Создание основ белорусской модели социально-экономического развития страны в конце 1990‑х гг. было очень смелой политикой, бросавшей вызов теории и практике западного либерализма. К этому времени в области экономической теории были определённые наработки. Одной из них стало присуждение Нобелевской премии за 2001 г. американским учёным Дж. Стиглицу, Дж. Акерлофу и М. Спенсу, которые доказывали, что наибольшую эффективность в развитии экономики даёт активное регулирование рыночных процессов государством.
Второй предпосылкой стала идея государственности как права народа на самостоятельное историческое существование и развитие. Национальная элита, прежде всего правящая политическая, оказалась способной выработать, предложить народу и возглавить всенародное движение за реализацию белорусской модели социально-экономического развития. Краеугольным камнем экономической модели развития, её неотъемлемой сутью является механизм хозяйствования. После 1991 г. советская модель перестала существовать, а англосаксонская, или либеральная, приобрела черты глобальной. Но опыт системных преобразований, накопленный в 1990‑е гг. странами Центральной и Западной Европы, СНГ, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, свидетельствовал, что универсальной, пригодной для всех модели экономического развития не существует. Практику одной страны под матрицу, или шаблон, механически перенести возможно, но история не знает примеров, чтобы это привело к положительным результатам. Об этом свидетельствует опыт хозяйствования, накопленный во многих странах, которые до 1990‑х гг. ориентировались на построение социализма, новейший опыт Аргентины, Китая, Швеции, Бельгии, Германии, других стран. Каждая из них имеет свои национально-культурные традиции, собственный взгляд общества на такие извечные категории бытия, как добро, справедливость, коллективизм, индивидуализм, равенство, богатство; у народов этих государств своя национальная идея и идентичность, ментальные подходы к определению сущности и смысла жизни человека.
Всё сказанное верно и в отношении к белорусской нации. При этом, выбирая новый путь, нельзя было забывать об издержках старого пути: горестях и стоимости советской модернизации, уроках истории, социальных жертвах 1920–30‑х гг. Поэтому белорусский подход к решению проблемы определялся принципом: наибольший экономический эффект с наименьшими социальными издержками. В основу белорусской модели социально-экономического развития были положены следующие концепты:
— сильная и эффективная государственная власть, развитие вместе с государственным частного сектора экономики;
— ориентация на рынок и приватизацию как средство (инструмент) поиска инвестора и эффективного социально ответственного собственника;
— сильная социальная политика государства; переход к экономике знаний (цифровой, инновационной), интеграция с Россией и странами СНГ;
— постепенное усиление роли и места общественных организаций, структур гражданского общества в системе государственного управления.
Не все концепты, присущие белорусской модели развития, являются собственно белорусскими. Идея сильной государственной власти, сильной социальной политики была не только советской, но и китайской. К советскому периоду можно отнести и идею конкуренции двух секторов экономики — государственного и частного, которая была разработана в годы НЭПа. Собственно белорусскими можно назвать: идею исторической преемственности и сохранения лучших традиций предыдущего периода, а также опору на собственные социальные и интеллектуальные ресурсы и, конечно, отказ от любых форм неоколониальной зависимости. К белорусской во многом можно отнести идею опоры на эффективного, прозрачного и социально ответственного частного собственника. Более того, зримым символом белорусской модели является отказ от «вскармливания» и допуска к власти представителей плутократической олигархии. Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития — это творческое использование лучших достижений отечественного опыта, традиций неолиберализма и китайского модернизационного опыта. Вместе с тем белорусская модель — это метод эволюционного врастания многоукладной белорусской экономики в мировое экономическое пространство.
Направления модернизации страны
Поддержка со стороны народа, на которую опирался Президент, позволила решить сложную конституционную проблему. По Конституции Республики Беларусь одно лицо не могло занимать должность Президента более двух сроков подряд. Учитывая это, 7 сентября 2004 г. Президент подписал указ № 431 о назначении республиканского референдума по вопросу о возможности его персонального участия в следующих президентских выборах. Вопрос был следующим: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: “Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании”?»
Третий референдум 17 октября 2004 г.
Третий референдум прошёл 17 октября 2004 г. Согласно данным Центризбиркома Республики Беларусь, в голосовании приняли участие 90,28 % избирателей, из них положительно ответили на предложенный Президентом вопрос 79,42 % проголосовавших. По итогам референдума соответствующие изменения были внесены в Конституцию. Это позволило действующему Президенту баллотироваться на третий срок.
Третье Всебелорусское народное собрание
Перед очередными президентскими выборами в марте 2006 г. состоялось 3‑е Всебелорусское народное собрание, на котором были подведены итоги выполнения 2‑й пятилетки. Они засвидетельствовали, что ВВП за 2001–2005 гг. вырос более чем на 43 %, объём промышленного производства потребительских товаров увеличился в 1,5 раза, укрепилась национальная валюта, среднемесячная зарплата в реальном исчислении выросла до 562 тыс. руб., что в эквиваленте соответствовало 261 доллару США. Только за 2005 г. в экономику страны было направлено 7 млрд долларов США инвестиций.
Достигнутые за 2‑ю пятилетку успехи показали отличительный признак белорусской модели социально-экономического развития. Этим признаком является справедливость в распределении национального богатства. В 2006 г. соотношение доходов самых богатых граждан и доходов самых малообеспеченных семей составило в Беларуси 5:1, что явилось свидетельством эффективности социальной политики государства, направленной на поддержку идеи социальной справедливости в развитии общества и государства.
В белорусском менталитете идея справедливости неотделима от идеи народовластия. Поэтому вполне закономерно, что в основу дальнейшего политического развития страны была положена идея создания «государства для народа», государства, в котором каждому человеку будет удобно и комфортно жить. Эта идея, относящаяся к вопросу о цели и исторической перспективе Беларуси, была поддержана народом на 3‑м Всебелорусском народном собрании.
Президентские выборы 2006 г.
В президентской избирательной кампании 2006 г. участвовали 8 кандидатов, из них 4 были зарегистрированы: действующий Президент А. Г. Лукашенко, лидер Либерально-демократической партии С. В. Гайдукевич, представитель объединённой оппозиции А. В. Милинкевич, бывший ректор БГУ А. В. Козулин. Предвыборная платформа оппозиционных кандидатов не содержала ничего нового в сравнении с тем, что было предложено действующим Президентом. А. В. Козулин обещал электорату вести борьбу с бюрократизмом, коррупцией и административным произволом, бороться за общедоступную и качественную охрану здоровья, доступное жильё, выборность руководителей всех уровней, повышение конкурентоспособности промышленности, за то, чтобы Беларусь стала золотым мостом между Россией и Европой, чтобы правила поступления в вузы были прозрачными, чтобы ежегодно в экономику Беларуси вкладывалось 3–5 млрд долларов США инвестиций и др.
Предвыборная программа С. В. Гайдукевича была неконкретной. Он декларировал, что нужно добиваться масштабных капиталовложений в экономику, начать реформу в сельском хозяйстве, изучить опыт России, которая пытается стать мировой житницей, сделать доступным и качественным для всего населения здравоохранение, усилить требования к профессиональному образованию, стремиться к интеграции белорусской экономики в мировое хозяйство и др. Добиться поддержки избирателей с помощью такой программы было очень сложно.
Предвыборная платформа действующего Президента была фактически изложена и поддержана на 3‑м Всебелорусском народном собрании. Но самое главное — за действующего Президента агитировали реальные позитивные изменения, которые ощущал каждый избиратель как в городе, так и на селе. В предвыборной платформе А. Г. Лукашенко было декларировано: на основе уже созданного независимого государства добиться роста ВВП в 1,5 раза, продукции промышленности — на 50 %, сельского хозяйства — на 40 %, зарплат, пенсий, стипендий и пособий — не менее чем в 2 раза, уменьшить инфляцию до уровня не более чем 5 % в год, обеспеченность жильём к 2010 г. должна составить не менее 25 м² на человека и др.
Очередные президентские выборы состоялись 19 марта 2006 г. Участие в них приняло 92,9 % избирателей. Президентом страны был избран А. Г. Лукашенко, за него проголосовало 83 % (5 460 тыс.) избирателей. А. В. Милинкевич набрал 6,1 %, С. В. Гайдукевич — 3,5 %, А. В. Козулин — 2,2 % голосов избирателей. Инаугурация Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко состоялась 8 апреля 2006 г.
За период после президентских выборов Республика Беларусь сделала значительный шаг вперёд, прежде всего, по пути укрепления суверенитета. Как национальная ценность суверенитет только тогда приобретает геополитический вес и становится действенным и эффективным инструментом политики, когда он подкреплён реальными достижениями в области экономики. В сентябре 2008 г. разразился мировой финансово-экономический кризис, и надо было принимать срочные незапланированные меры по спасению белорусской экономики от его последствий. Это потребовало существенной корректировки программы относительно темпов роста ВВП, регулирования инвестиций, инфляции, работы предприятий. Было сделано всё возможное для сохранения рабочих мест, реальных доходов населения. Эта работа дала положительные результаты.
В 2006–2010 гг. в социально-экономическом развитии страны произошли положительные изменения. За это время в экономику было инвестировано более 20 млрд долларов США, построено 185 новых предприятий, а больше 320 кардинально модернизировано. Выпуск инновационной продукции увеличился в 4 раза. Объём экспорта достиг свыше 25 млрд долларов США в год. К концу 2010 г. реальные доходы населения (в расчёте на одного человека) составили в среднем 500 долларов США. При этом граждане Беларуси оплачивали только 30 % от реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, 40 % стоимости проезда в общественном транспорте, 10 % затрат на содержание каждого ребёнка в детском саду.
Четвёртое Всебелорусское народное собрание
Делегаты четвёртого Всебелорусского народного собрания от Лидского района Гродненской области. 2010 г.
Однако в условиях кризиса Беларусь не по всем показателям вышла на запланированные рубежи. Не были выполнены (на 3,5–4 %) показатели по росту ВВП, задания по производству сельскохозяйственной продукции, снижению отрицательного внешнеторгового сальдо. Остались не- реализованными планы по обеспечению жильём граждан по 25 м² на одного человека. Эти и другие проблемы были рассмотрены на 4‑м Всебелорусском народном собрании, которое состоялось накануне очередных президентских выборов (6–7 декабря 2010). Собрание приняло «Резолюцию» и «Обращение» к белорусскому народу. В «Резолюции» было зафиксировано: «Признать, что реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы и своевременно принятые меры по противодействию негативному влиянию мирового финансово-экономического кризиса обеспечили рост национальной экономики, повышение уровня и качества жизни людей. Показатели программы в основном выполнены. Валовой внутренний продукт вырос более чем на 40 % при снижении энергоёмкости ВВП на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза, реальные денежные доходы населения — на 75 %».
В «Обращении» к белорусскому народу участники собрания отметили: «Мы утвердили стратегию и определили задачи государственного строительства на ближайшую перспективу. Главный смысл этой стратегии — забота государства о каждом человеке, живущем в Беларуси... Наша цель — построение государства для человека — остаётся неизменной... Страна вступает в новый этап развития белорусской государственности, который требует единения всего народа».
Президентские выборы 2010 г.
Очередные президентские выборы были назначены на 19 декабря 2010 г. После того как завершилась кампания по сбору подписей, Центральная избирательная комиссия зафиксировала, что требования законодательства выполнили 10 человек, инициативные группы которых собрали необходимое количество подписей. Это были: Г. А. Костусёв — заместитель генерального директора ООО «Освейская строительная компания», член Белорусского народного фронта; А. Г. Лукашенко — Президент Республики Беларусь; А. А. Михалевич — юрисконсульт частного унитарного предприятия по оказанию услуг «Агентство переводов и юридических услуг Михалевича»; В. П. Некляев — писатель, общественный деятель, директор исследовательско-просветительского учреждения «Движение вперёд»; Я. Ч. Романчук — исполнительный директор аналитического центра «Стратегия», заместитель председателя Объединённой гражданской партии; В. А. Рымашевский — заместитель председателя республиканского общественного объединения «Христианская деловая инициатива»; А. О. Санников — политический обозреватель газеты «Народная воля»; Н. В. Статкевич — пенсионер Министерства обороны; В. И. Терещенко — председатель совета Ассоциации малого и среднего предпринимательства; Д. И. Усс — директор ОДО «Тривиум». Все они 19 ноября 2010 г. получили удостоверения кандидата в Президенты Республики Беларусь.
Особенностью этих выборов было то, что кандидатами в Президенты страны были зарегистрированы не только представители интеллигенции. Впервые в новейшей истории независимой Беларуси участие в президентских выборах (50 % от общего числа кандидатов) приняли сторонники либерализма. Среди них были Я. Ч. Романчук, В. И. Терещенко, Д. И. Усс, Г. А. Костусёв, А. А. Михалевич. Избирательная кампания была напряжённой. Отдельные кандидаты в Президенты, заручившись поддержкой некоторых стран Евросоюза, стремились выйти за пределы правового поля и дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране.
Программные декларации кандидатов показали, что большинство претендентов высказывались за коренное реформирование существующего конституционного строя почти по всем составляющим. Почти все оппоненты действующего Президента выступали за перевод экономики на рельсы либерализма, не предлагали мер, направленных на защиту коренных экономических и политических интересов большинства белорусского народа.
Президентские выборы 2010 г. засвидетельствовали, что процесс консолидации белорусской бизнес-элиты прошёл начальный этап, в результате её притязания на политическую власть приобрели конкретные политические очертания. В целом в обществе за годы 4‑й пятилетки электоральные предпочтения не изменились. Большинство белорусских избирателей были не готовы к коренной трансформации существующего конституционного строя и политического курса, переводу страны на рельсы либерализма. Поэтому они поддержали предвыборную программу действующего Президента «От сохранения — к приумножению». В ней были обозначены достижения Беларуси за предыдущие 16 лет, а также задачи в области политики и экономики, которые необходимо было решить. Власть взяла обязательство «обеспечить мировой уровень медицинских услуг, усилить социальную защиту, обеспечить мир и согласие в обществе, укрепить нацию… Беларусь должна войти в число первых 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала... каждому будет гарантировано рабочее место... в стране будет внедрён принцип — разрешено всё, что прямо не запрещено... на протяжении ближайших пяти лет в стране будет реализовано не менее 100 мощных инвестиционных проектов. Появятся новые отрасли: космическая, нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и другие... Сельское хозяйство станет прибыльным агробизнесом. Экспорт продовольствия будет увеличен более чем в 2 раза — до 7 млрд долларов США в год... Семьям с тремя детьми будет компенсировано 75 % стоимости жилья... К концу пятилетки на каждого белоруса будет приходиться не менее 28 м² жилья».
То, что белорусские избиратели были не готовы к изменению социально-экономического курса и слому существующих политических институтов, построенных на основе ноябрьского референдума 1996 г., подтвердили социологические опросы накануне президентских выборов. Их результаты были опубликованы 30 ноября 2010 г. В поддержку действующего Президента высказалось 71,8 % избирателей, А. А. Михалевича — 0,2, В. П. Некляева — 1, Я. Ч. Романчука — 0,3, В. А. Рымашевского — 0,3, А. О. Санникова — 1,2, Н. В. Статкевича — 0,3 % избирателей.
Очередные президентские выборы состоялись 19 декабря 2010 г., их результаты практически не отличались от социологических опросов. По данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в выборах приняли участие 6 441 031 избиратель — 90,65 % от общего количества. За А. Г. Лукашенко проголосовало 5 130 557 избирателей (79,65 %), за Г. А. Костусёва — 1,97 %, А. А. Михалевича — 1,02, В. П. Некляева — 1,78, Я. Ч. Романчука — 1,98, В. А. Рымашевского — 1,09, А. О. Санникова — 2,43, Н. В. Статкевича — 1,05, В. И. Терещенко — 1,19, Д. И. Усса — 0,39 %.
Президентские выборы 2010 г. засвидетельствовали, что в средне- и долгосрочной перспективе особую актуальность приобретает проблема сохранения преемственности в реализации политического курса, направленного на дальнейшую эволюцию белорусской модели развития. Белорусский народ уверенно высказался в поддержку эволюционного пути развития. Не менее важной была и задача по выработке механизма, который бы позволил наиболее эффективно сочетать интересы бизнеса как социальной группы, общества и государства. Кроме того, правящая в Беларуси элита из исторического опыта (уроков истории), накопленного в период перестройки, сделала твёрдый вывод — любым радикальным политическим перестройкам существующей государственной системы должны предшествовать успехи в экономическом развитии, повышении жизненного уровня и материального благосостояния большинства населения — людей труда.
Переход Беларуси к демократическим ценностям — политическому участию, политическому равенству, правам человека, правам меньшинств — также должен осуществляться путём эволюционного развития политической культуры и опираться на реальные материальные достижения общества, его общий прогресс. Без социально-экономического прогресса белорусского общества невозможно вести речь не только о демократии и либерализме, но и о суверенитете и независимости страны.
Кроме того, национальный опыт, накопленный за годы не- зависимости, подтвердил, что существующая экономическая система Республики Беларусь в первую очередь должна быть эффективной, прибыльной и конкурентоспособной. В этом случае государство, его политические институты, бюджет будут социально (а не либерально) ориентированными. В дальнейшем, как засвидетельствовала реальная экономическая жизнь, вопрос об эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси был неотделим от её суверенитета и независимости. Предусматривалось углубление интеграции по всем направлениям:
— строительству Союзного государства;
— развитию межрегионального сотрудничества;
— определению стратегического вектора перспектив развития стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Основой для углубления интеграции стало понимание белорусской стороной того, что построение реального экономического союза стран, входящих в состав СНГ, возможно лишь при проведении единой политики в области промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других сферах. В ноябре 2011 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Регламент работы ЕЭК. В мае 2014 г. в Астане Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции, подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В январе 2015 г. Республика Беларусь стала председателем в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. В обнародованном Заявлении Президент Республики Беларусь отметил, что председательство Республики Беларусь в ЕАЭС будет направлено на дальнейшее укрепление добрососедства, развитие экономического сотрудничества, содействие продвижению четырёх основополагающих экономических свобод Союза: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и предложил ряд конкретных мер по совершенствованию механизмов функционирования нового интеграционного объединения. В целом на протяжении 2012–2018 гг. в рамках этого экономического объединения проведена большая работа.
Фактором, который сдерживает развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, является отсутствие парламентского измерения стран-членов. Поэтому для содействия евразийской интеграции белорусские парламентарии активно используют традиционные парламентские методы: законотворчество и международную деятельность. При работе над законопроектами постоянные комиссии Совета Республики оценивают их на предмет соответствия международным правовым актам, составляющим право ЕАЭС, проводят мониторинг действующего законодательства, которое нацелено на регулирование правоотношений государств — членов ЕАЭС.
В рамках рабочих групп Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентами государств — членов ЕАЭС осуществляется межпарламентское взаимодействие в целях обеспечения гармонизации и унификации законодательства государств — членов ЕАЭС;
сотрудничество с парламентариями третьих стран, с которыми развиваются связи ЕАЭС.
Строительство Союзного государства
На повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси нацелено участие в последовательном строительстве Союзного государства. Мониторинг исполнения Договора от 8 декабря 1999 г. показывает, что реализован целый ряд его важнейших положений. В частности, регулярно формируется союзный бюджет, который направлен на финансирование союзных программ и проектов, заключены двухсторонние договоры (соглашения) по вопросам образования, социального (в т. ч. пенсионного) обеспечения, медицинской помощи. Заключены и работают договоры о равных правах граждан на свободу передвижения и выбора места жительства на территориях двух стран и др., благодаря которым обеспечиваются равные права граждан в основных сферах жизнедеятельности, реализуются программы совместных (согласованных) действий во внешней политике, обороне, борьбе с терроризмом и преступностью и др.
Вместе с тем потенциал Договора далеко не исчерпан. В повестке дня союзного строительства остаётся вопрос о формировании общего рынка, который призван обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов.
Ещё более актуальным остаётся вопрос формирования единого экономического пространства, что предполагает унификацию законодательства стран-участниц, а затем переход к единому законодательству, регулирующему хозяйственную деятельность. Последняя задача охватывает также выработку и закрепление единых подходов к правовому регулированию деятельности в цифровой среде. Реализация этих задач в целом отвечает интересам как Беларуси, так и России, поскольку будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности наших стран.
В части формирования общего рынка усилия двух государств сконцентрированы на максимальном устранении основных законодательных барьеров и ограничений, сдерживающих формирование общего рынка.
Значительный вклад в укрепление союзных отношений вносит межрегиональное сотрудничество. К 2019 г. договорно-правовая база российско-белорусского регионального сотрудничества насчитывала более 350 соглашений, заключённых в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах.
Большую роль в активизации межрегиональных связей и контактов играют форумы регионов Беларуси и России, которые стали ключевым проектом регионального взаимодействия, уникальной площадкой для совместной выработки решений, направленных на дальнейшее углубление интеграции в рамках Союзного государства. Проблематика форумов касалась вопросов развития агропромышленных комплексов Беларуси и России, промышленной политики Союзного государства, реализации согласованной социально-экономической политики, развития регионов России и Беларуси в сфере высоких технологий, инноваций, информационного общества, межрегионального сотрудничества. Регулярное ежегодное проведение форумов подтверждает тесное взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации как стратегических партнёров и ближайших союзников. Сотрудничество регионов стало надёжным фундаментом развития союзной интеграции.
Ведётся работа по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства на основе объединения и развития научно-технических потенциалов Беларуси и России. Крепнет межвузовское образовательное и научное сотрудничество. Учреждена премия Союзного государства в области науки и техники.
Налажено сотрудничество Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Функционирует Межпарламентская комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по межрегиональному сотрудничеству.
К марту 2019 г. заключены межправительственные соглашения с 65 регионами России (13 из них заключены в рамках проведённых четырёх форумов регионов Беларуси и России), создано 57 совместных советов, комиссий, рабочих групп по сотрудничеству Республики Беларусь с российскими регионами. В ходе заседаний сторонами разрабатываются и реализуются совместные бизнес-проекты в машиностроении, нефтехимии, энергетике и транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе, осуществляется действенный контроль за реализацией достигнутых договорённостей.
В итоге интеграционные процессы поспособствовали расширению белорусско-российского сотрудничества в сфере экономики. Россия является важнейшим внешнеторговым партнёром Беларуси. Объём белорусско-российского товарооборота увеличился с 5,1 млрд долларов США в 1995 г. до 27,3 млрд долларов США в 2015 г. (рекордный показатель в белорусско-российской торговле в объёме 43,9 млрд долларов США был получен в 2012). В 2015 г. на долю России приходилось 48,1 % общего объёма белорусской внешней торговли.
Строительство Союзного государства, межрегиональное сотрудничество в значительной степени обеспечивают экономическую стабильность Беларуси, способствуют преодолению последствий экономических кризисов.
Финансово-экономический кризис и его последствия
Прогнозный сценарий социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., принятый на 4‑м Всебелорусском народном собрании, в целом был оптимистичным. Но на выполнение этой программы оказали негативное влияние внешние и внутренние факторы риска. К таким факторам можно отнести инфляционные процессы, степень долларизации экономики и др. Важнейшими из факторов, от которых во многом зависело развитие белорусской экономики, были состояние финансово-кредитной системы и уровень инфляции. Национальный банк до 2011 г. проводил политику искусственной поддержки курса национальной валюты и директивного кредитования экономики.
Мягкая денежно-кредитная политика не способствовала доверию к рублю, заимствования в иностранной валюте создали серьёзные риски. К середине апреля 2011 г. банковская система столкнулась с дефицитом валюты. В стране усилились инфляция, рост цен, потребителей охватили панические настроения, началась массовая скупка продовольственных и промышленных товаров, бытовой техники.
Последовательная и принципиальная политика Национального банка и Правительства позволила стабилизировать ситуацию. 20 октября 2011 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже официальный и рыночный курсы валют сравнялись. Белорусский рубль был девальвирован на 189 % (относительно курса рубля, установленного Национальным банком на 31 марта 2011). В этот день ушла в прошлое политика поддержки курса белорусского рубля административными методами. В целом по итогам 2011 г. инфляция составила 108,7 %. Несмотря на трудности, к концу 2013 г. финансово-кредитная система Беларуси стабилизировалась. Возросли розничный товарооборот, реальные доходы населения, инвестиции в основной капитал.
Положительные тенденции в экономическом развитии Беларуси были нарушены из-за внешних обстоятельств. Произошли новые обвалы валют и другие вызовы как на мировом, так и на региональном уровне. В феврале — марте 2014 г. под воздействием экономических санкций стран Запада произошла масштабная, почти 100 %-я девальвация российской валюты по отношению к доллару США, которая привела к очередной девальвации белорусского рубля. Экономический спад на рынках России и Украины повлёк за собой сокращение товарооборота между странами, в результате вновь упал экспорт, что усложнило финансовое положение белорусских предприятий. Разбалансированность финансово-кредитной системы Беларуси была устранена, хотя отдельные негативные проявления имели место до конца 2015 г.
Тем не менее итоги пятилетки по многим параметрам засвидетельствовали, что предвыборные обязательства, взятые Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в декабре 2010 г., были выполнены. В экономике наблюдались положительные тенденции, а по ряду направлений стране удалось добиться значимых результатов. Согласно докладу ПРООН в человеческом развитии Республика Беларусь вошла в ТОП‑50 стран с высоким уровнем человеческого потенциала (в 2015 заняла 50‑е место). Валовый внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 г. до 17,7 тыс. долларов США в 2015 г. Повысились размеры социальных гарантий и доходов населения, что позволило снизить долю малообеспеченного населения с 7,3 % в 2011 г. до 5,1 % в 2015 г. Средняя зарплата в 2015 г. составила 413 долларов США в эквиваленте.
Улучшилась демографическая ситуация. В 2014 г. впервые за 20 лет численность жителей Беларуси начала расти. На мировой уровень вышла отечественная медицина. Экспорт услуг в области здравоохранения осуществлялся в 124 страны мира. Автоматизация основных технологических процессов сельскохозяйственного производства позволила увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза. Наряду с Новой Зеландией, Австралией, Бразилией и Аргентиной Беларусь вошла в число крупнейших экспортёров молочной продукции, а по экспорту компьютерных и информационных услуг на душу населения Беларусь также вошла в группу стран — мировых лидеров.
Успехи в развитии агропромышленного комплекса Беларуси были обусловлены качественными структурными и технологическими преобразованиями. Эффективность аграрного производства за годы независимости по многим показателям возросла более чем в 4 раза.
Миролюбивая добрососедская политика позволила Беларуси стать донором региональной безопасности, переговорной площадкой по урегулированию вооружённого конфликта в Украине. Это оказало влияние на ход президентской предвыборной кампании, которая стартовала осенью 2015 г.
Церемония инаугурации Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Минск, Дворец Независимости. 6 ноября 2015 г.
Церемония инаугурации Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Минск, Дворец Независимости. 6 ноября 2015 г.
Президентские выборы 2015 г.
Кандидатами в президенты Центризбиркомом были зарегистрированы: председатель Либерально-демократической партии Беларуси С. В. Гайдукевич; директор социального учреждения «Семейная площадка», член Белорусской социал-демократической партии (Громада), активистка гражданской кампании «Говори правду» Т. Н. Короткевич; заместитель председателя правления Минского областного союза потребительских обществ, председатель Белорусской патриотической партии Н. Д. Улахович; Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
В предвыборной программе А. Г. Лукашенко, оценивая пройденный путь, подчеркнул: «Мы создали социальную модель, которая защищает простого гражданина. Уберегли общество от олигархов и бандитов. Наше государство очень молодое, и наша независимость не всем по душе… Мы должны защитить то, что уже создано. Свободу и независимость Беларуси. Мир и порядок в стране. Государство для народа».
А. Г. Лукашенко предложил чёткую систему практических действий, направленных на сохранение социальной стабильности, народного единства и согласия, социально-экономического развития и прогресса. Приоритетные важнейшие задачи в предстоящем пятилетии — отстаивание свободы и независимости Беларуси, сохранение в стране мира и порядка. Была предложена система экономических мер и шагов, направленная на борьбу с инфляцией, модернизацию экономики, привлечение инвестиций, поддержку малого и среднего бизнеса, эффективное государственное управление.
Президентские выборы состоялись 11 октября 2015 г. По заявлению наблюдательных миссий от СНГ, Китая, Альянса миссий наблюдателей, в процессе предвыборной кампании и голосования право голоса было обеспечено каждому гражданину, а сами выборы были прозрачными, открытыми и конкурентными. Органы власти и избирательные комиссии обеспечили реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.
Всего в выборах приняли участие 6 113 013 избирателей, или 87,2 % от всех включённых в списки. В поддержку А. Г. Лукашенко высказалось 83,5 % избирателей. Против всех кандидатов проголосовало 6,3 % избирателей. За кандидатуру Т. Н. Короткевич проголосовало 4,4 % избирателей, С. В. Гайдукевича — 3,3 %, Н. Д. Улаховича — 1,7 %.
Пятое Всебелорусское народное собрание
На президентских выборах 2015 г. белорусский народ поддержал предвыборную программу действующего Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Основные положения этой программы получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, которая была утверждена на 5‑м Всебелорусском народном собрании (22–23 июня 2016). Она была призвана сыграть роль консолидирующего, объединительного начала, учитывала интересы всех социальных слоёв общества, в т. ч. человека труда и работодателя. В резолюции собрания констатировалось, что реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы обеспечила в стране политическую стабильность, устойчивость экономики и социальную защиту населения. Было принято «Обращение участников 5‑го Всебелорусского народного собрания к соотечественникам»: «Уже четверть века мы живём в свободной, суверенной и независимой Беларуси. Это период становления нашего государства, когда нам пришлось преодолевать последствия аварии на ЧАЭС, распада Советского Союза, отводить страну от пропасти и закладывать фундамент для будущего. Мы модернизировали традиционные отрасли и создали основу для развития новых высокотехнологичных отраслей. Одобрив “Основные положения” Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, мы отводим решающую роль в устойчивом развитии страны человеческому капиталу и инновациям».
Главной целью развития страны на предстоящее пятилетие стало повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. «Основными положениями» было предусмотрено обеспечить к 2020 г. (в сравнении с 2015) прирост ВВП на 112,1–115 %, реальных денежных доходов граждан на 109,5–111,6, продукции промышленности на 112,8–115,1, продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) на 112,6–115, экспорт товаров и услуг на 121–125 %. Основная цель денежно-кредитной политики — снизить к 2020 г. уровень инфляции до 5 %, сохранить социальную направленность бюджетных расходов, а также увеличить долю расходов на инновационное развитие. В связи с этим определены национальные приоритеты. Первым из них является повышение в структуре экономики доли высокотехнологичных производств до 5 % и среднетехнологичных — до 50 %. Второй ключевой приоритет — занятость населения. Государственная политика направлена на обеспечение эффективной занятости населения и на повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда и её территориальной мобильности. Третий приоритет — экспорт. Этому послужила Национальная программа поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016–2020 годы. Четвёртый приоритет — информатизация, его задача — внедрить информационные технологии в каждую отрасль экономики. Пятый приоритет — молодёжь, его цель — сформировать инициативное, трудолюбивое, грамотное и культурное поколение нации, ответственное за свою судьбу и судьбу своей Родины.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь была направлена на сбалансированное развитие всей экономики в 2016–2020 гг. Она определила стратегию дальнейшего эволюционного продвижения Беларуси по пути укрепления национальной государственности, свободы и независимости нашего Отечества, явилась зримым символом способности белорусского народа к самоорганизации, стала важным фактором консолидации национальной элиты, дальнейшего развития национальной модели демократии. Конкретизация основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы осуществлялась в посланиях Президента белорусскому народу и Национальному собранию нашей страны.
В апрельском 2018 года Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию особое внимание было уделено курсу на построение IT-страны. С этой целью в декабре 2017 г. был подписан Декрет «О развитии цифровой экономики», который направлен на создание условий для внедрения в экономику Республики Беларусь технологий реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий на принципах распределённости, децентрализации и безопасности совершаемых ими операций.
За годы независимости и суверенитета в стране появились новые государственные институты, на принципиально иной уровень вышли экономические отношения. Поэтому многое из того, что было сделано, необходимо отразить в Основном Законе. Однако его нормы должны не просто соответствовать действительности, а опережать её, работать на перспективу. В апрельском 2018 года Послании Президент поручил судьям Конституционного Суда вместе с парламентариями, учёными и юристами-практиками подготовить соответствующие предложения по Конституции.
Исторические события конца XX — начала XXI в. — президентские избирательные кампании и республиканские референдумы, всебелорусские народные собрания, итоги социально-экономического развития и формирования гражданского общества засвидетельствовали, что в Беларуси сложились, укрепились и получили дальнейшее развитие институты белорусской национальной государственности.