pdf

ГРОДНЕНСКОЕ ПАРТИЙНО-КОМСОМОЛЬСКОЕ ПОДПОЛЬЕ

Дата создания: 24.10.2023 10:09:07

Дата изменения: 12.09.2024 11:05:00

Гро́дненское парти́йно-комсомо́льское подпо́лье

Действовало с августа 1941 г. по июль 1944 г. во время Великой Отечественной войны в оккупированном немецко-фашистскими захватчиками г. Гродно Белостокской области (ныне центр Гродненской области), под руководством Белостокского подпольного обкома КП(б)‌Б (с июля 1943).

Объединяло более 60 подпольщиков, 6 групп: бывших военнослужащих и советских работников (руководитель коммунист Н. А. Волков); рабочих мясокомбината (В. Д. Рязанов); рабочих авторемонтных мастерских, стеклозавода, гортопливбыта (С. П. Лямов); 3 группы железнодорожников локомотивного депо станции Гродно (руководители — коммунист Н. Н. Богатырёв, С. Ф. Панасюк, Г. И. Светличный); в их создании активное участие принимали коммунисты И. У. Марцуль, Н. Е. Хорошилов, М. И. Цуканов.

Подполье работало в тесном контакте с командованием партизанской бригады имени Ленинского комсомола Барановичской области, партизанской бригады имени Кастуся Калиновского Белостокской области, со спецгруппами Красной армии. Значительная роль в активизации Гродненского подполья принадлежит Гродненскому подпольному горкому ЛКСМБ, который начал действовать в ноябре 1943 г.

Подпольная группа бывших военнослужащих создана в августе 1941 г., помогала бойцам и командирам Красной армии, попавшим в плен. Она наладила связь с местными антифашистами, в т. ч. с А. М. Левта, А. В. Барановским, К. Г. Василюком, бывшими членами КСМЗБ, профсоюзными активистами, имевшими опыт подпольной борьбы и конспирации в условиях буржуазной Польши, и начала работать совместно с ними. Подпольщик Е. Ф. Карпюк регулярно слушал по радиоприёмнику сводки Совинформбюро, записывал и распространял их среди жителей города. Большую помощь раненым красноармейцам оказывали члены группы В. Д. Рязанова.

Активную диверсионную деятельность вели подпольщики-железнодорожники. 17 июля 1941 г. Н. Н. Богатырёв организовал крушение двух встречных поездов на станции Гродно, 12 декабря 1941 г. он вывел из строя паровоз и 10 вагонов. Инициаторами саботажа мероприятий оккупантов в железнодорожном депо станции Гродно были Г. И. Светличный и К. И. Гудовский. Большинство «отремонтированных» ими паровозов выходили из строя вскоре после отправки в рейс. Железнодорожники группы С. Ф. Панасюка закладывали в тендере паровозов толовые шашки, замаскированные под уголь. Нарушая правила эксплуатации, они вывели из строя около 20 паровозов, подорвали 2 эшелона, в июне 1944 г. сожгли отделение по перевозке воинской почты и уничтожили водонапорную колонку на станции Гродно. Диверсии осуществляли машинист локомотива Б. К. Ерошевич, рабочие Д. И. Соловьёв и Л. С. Балакин.

Подпольщики группы С. П. Лямова в 1943 г. вывели из строя около 150 автомашин, 6 электромоторов, электросварочный аппарат, другое оборудование авторемонтных мастерских.

Патриоты оказывали большую помощь партизанским отрядам и бригадам, действовавшим в районе Гродно. В сентябре 1943 г. группа В. Д. Рязанова вывела из Гродно в партизаны 25 советских патриотов. Подпольщики авторемонтных мастерских и мясокомбината передали партизанам много оружия, боеприпасов, медикаментов, перевязочных средств, одежды. Собирали и регулярно передавали партизанам и спецгруппам разведданные о противнике, выявляли вражескую агентуру, распространяли среди населения советские листовки, газеты. Активное участие в этой работе принимали комсомольцы Ю. В. Балячинов, Н. С. Голубович, Н. А. Навадский и др.

В борьбе с оккупантами погибли: Н. А. Волков, Н. А. Быков, А. В. Василюк, В. В. Волкова (Шапошникова), И. М. Завиша, Г. Хоров, В. Д. Рязанов, С. В. Будрик, Н. С. Голубович, М. М. Тишанов, Д. К. Браско, Н. Е. Хорошилов, М. И. Цуканов.