ПТИЧСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1942 г., кодовое название — «Эхо на Полесье»
pdf

ПТИЧСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1942 г.

Дата создания: 05.05.2023 12:42:46

Дата изменения: 06.03.2025 10:36:37

Пти́чская опера́ция 1942 г. (кодовое название — «Эхо на Полесье»)

Боевая операция соединения партизанских отрядов Минской и Полесской областей (см. в статье Минское партизанское соединение) в Великую Отечественную войну по уничтожению железнодорожного моста через р. Птичь на линии Брест — Гомель в Копаткевичском районе Полесской области 3 ноября 1942 г.

Партизаны неоднократно прерывали движение по этой магистрали. Только за период с 20 сентября до начала ноября 1942 г. они взорвали 49 эшелонов противника. Чтобы надолго вывести дорогу из строя, Минский подпольный обком КП(б)‌Б и штаб партизанского соединения Минской и Полесской областей разработали план операции по подрыву железнодорожного моста через Птичь. План операции был одобрен ЦК КП(б)‌Б и Центральным штабом партизанского движения. Для её обеспечения с Большой земли специальным рейсом доставили боеприпасы и взрывчатку.

Мост через Птичь длиной более 150 м с двухпутной колеёй круглосуточно охраняли 2 взвода солдат, которые располагались в четырёх дзотах. На вооружении часовых были пулемёты, миномёты и пушки. Подходы к мосту были хорошо укреплены. В 800 м от моста на станции Птичь находился гарнизон противника (около 750 гитлеровцев), враг мог быстро перебросить подкрепление из соседних гарнизонов.

В операции участвовало 11 партизанских отрядов общей численностью 1,3 тыс. человек. Чтобы ввести противника в заблуждение, партизаны создали видимость концентрации своих сил в г. п. Копаткевичи, а сами в ночь на 3 ноября сконцентрировали отряды в районе Птичи возле д. Млынок Копаткевичского района. Перед штурмом моста, чтобы не допустить подхода подкреплений противника, 2 группы прикрытия подорвали железнодорожное полотно и повредили линии связи слева и справа от места операции: отряды имени А. В. Суворова под командованием М. П. Бумажкова (см. в статье Партизанская бригада 225‑я) и Д. Т. Гуляева (см. в статье Партизанская бригада 101‑я имени Александра Невского) — в 13 км к западу от Птичи, между станциями Муляровка и Коржевка; группа партизан (250 человек) бригады Ф. И. Павловского (см. в статье Партизанская бригада 123‑я Октябрьская имени 25‑летия БССР) под командованием комиссара бригады С. В. Маханько — в 6 км к востоку от моста. Отряд имени В. И. Чапаева (командир Г. Н. Столяров; см. в статье Партизанская бригада 258‑я имени В. В. Куйбышева) в количестве 100 человек остался в резерве. Отряд А. И. Патрина (позже отряд имени Л. М. Доватора партизанской бригады 64‑й имени В. П. Чкалова) прикрывал ударную группу с севера со стороны г. п. Копаткевичи.

Отряды А. И. Далидовича (позже отряд имени Е. Д. Горбачёва партизанской бригады 25‑й имени П. К. Пономаренко) и Н. Н. Розова (позже отряд имени М. М. Громова партизанской бригады 64‑й имени В. П. Чкалова) численностью 350 человек в 6 часов открыли плотный огонь по гарнизону Птичи и дзотам возле моста, чтобы не дать противнику возможности оказать помощь охране моста в момент штурма. Главный удар по охране моста наносили и обеспечивали действия подрывников отряды Копаткевичский (командир А. А. Жигарь; см. в статье Партизанская бригада 125‑я Копаткевичская), А. П. Пакуша (позже отряд имени В. И. Чапаева партизанской бригады 225‑й) и Г. И. Кравца (см. в статье Партизанская бригада 130‑я Петриковская).

Группа подрывников под руководством В. П. Шимчёнка и К. Ф. Пущина (командир отряда имени Н. Ф. Гастелло; см. в статье Партизанская бригада 121‑я имени А. Ф. Брагина) под обстрелом противника заложила под мост более 300 кг взрывчатки и подорвала его.

Бой за овладение мостом продолжался 1 час 10 минут. Противник оставил свои укрепления и отступил по направлению к г. Петриков, потеряв в бою на мосту 25 убитыми и 5 ранеными; потери партизан — 11 убитых и 10 раненых. При отходе после боя партизаны встретили группу противника (30 гитлеровцев), которая двигалась от Копаткевичей на помощь к Птичи, и уничтожили её, захватили оружие.

В результате Птичской операции движение по железной дороге было остановлено на 18 суток, а с учётом уничтожения моста через р. Лань 30 октября 1942 г. (см. Синкевичская операция 1942 г.) движение по ней прервалось более чем на 3 недели. За это время противник смог бы пропустить в сторону фронта более 500 эшелонов. Боевые успехи партизан оказали большое моральное воздействие на солдат словацких частей, охранявших железную дорогу, и ускорили переход многих из них на сторону народных мстителей. В декабре 1942 г. словаки были сняты с охраны железной дороги и заменены другими подразделениями.

В честь боевой операции партизан на здании железнодорожной станции Птичь в 1957 г. установлена мемориальная доска.