Экономическое развитие

Участие Республики Беларусь в интеграционных объединениях (СНГ, ЕАЭС, Союзное государство Беларуси и России)

Дата создания: 05.03.2025 09:17:54

Дата изменения: 24.03.2025 16:44:56


В современных условиях практически ни одна страна в мире не может эффективно развиваться без взаимодействия с другими. Государства создают различные региональные экономические объединения, которых в настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти. После обретения независимости в 1991 г. Республика Беларусь начала формировать собственный международный курс. Одним из ключевых и приоритетных векторов внешней политики Беларуси стал вектор интеграции.


Содружество Независимых Государств

Эмблема Содружества Независимых Государств

Эмблема Содружества Независимых Государств

Руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г. было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ, Содружество). 21 декабря 1991 г. к Содружеству присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия вступила в Содружество в 1993 г., однако 18 августа 2009 г. официально вышла из СНГ. При этом Грузия остаётся страной — участницей ряда международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках Содружества. С 2018 г. Украина отказалась от участия в ряде форматов Содружества, тем не менее в некоторых из них она участвует до сих пор. Молдова также до сих пор является участницей СНГ несмотря на то, что вышла из некоторых соглашений. Это свидетельствует об авторитете СНГ на международной арене и о хорошем экономическом потенциале объединения.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная межгосударственная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран, некогда входивших в состав СССР.

Устав Содружества принят 22 января 1993 г.

Генеральная Ассамблея ООН 30 марта 1994 г. предоставила СНГ статус наблюдателя.

Предпосылками создания СНГ стали глубокие интеграционные связи, развитая сеть общей инфраструктуры, специализация производства республик, многосторонняя кооперация отраслей и экономик, созданная в период единого народно-хозяйственного комплекса СССР. Создавая Содружество, страны стремились сохранить экономические, социальные связи и по возможности решать межгосударственные проблемы на постсоветском пространстве.

СНГ обладает значительным ресурсным потенциалом — 16 % мировой территории, около 3,8 % мирового населения, почти 30 % мировых запасов природного газа и угля, 20 % нефти, 36 % урана, 20 % золота, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель.

Знаки премий СНГ за достижения в области качества продукции

Знаки премий СНГ за достижения в области качества продукции

Участники заседания Совета глав государств СНГ. Сочи (Россия). Октябрь 2018 г.

Участники заседания Совета глав государств СНГ. Сочи (Россия). Октябрь 2018 г.

Здание Исполнительного комитета СНГ в Минске

Здание Исполнительного комитета СНГ в Минске

В 2000‑х гг. принят ряд документов, значительно повлиявших на дальнейшее развитие СНГ и укрепление его роли в становлении жизнеспособного и эффективного механизма сотрудничества: Договор о зоне свободной торговли (18.10.2011), Концепция дальнейшего развития СНГ (18.12.2020), Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года (29.5.2020), Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года (6.11.2020), Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (8.6.2023; для Беларуси вступило в силу 5.6.2024).

В рамках СНГ Беларусь принимает активное участие в деятельности органов управления, к которым относятся Совет глав государств, Совет глав правительств, Экономический совет СНГ, Экономический суд СНГ, а также Исполнительный комитет СНГ. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ. Место пребывания штаб-квартиры Исполнительного комитета СНГ в г. Минск.

Всего в рамках СНГ создано 84 органа, в т. ч. 66 органов отраслевого сотрудничества. Существенный вклад в формирование и реализацию согласованных действий стран СНГ вносят межотраслевые советы, охватывающие экономически значимые сферы взаимодействия.

В соответствии с Положением о председательстве в СНГ председательство в течение одного календарного года осуществляется государством — участником СНГ в лице его представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств — участников СНГ при уставных и других органах, а также Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ на основе принципа ротации. Когда Беларусь осуществляла председательство в 2021 г., ею были разработаны и доведены до государств-участников Концепция председательства Беларуси в Содружестве Независимых Государств в 2021 году и План мероприятий по реализации Концепции председательства Беларуси в Содружестве Независимых Государств в 2021 году. В 2025 г. осуществляет председательство в Содружестве Таджикистан.

Беларусь принимает активное участие в оптимизации организационных структур для повышения эффективности функционирования объединения. Особое внимание уделяется развитию механизмов исполнения принятых решений, устранению дублирования и противоречий в нормативной базе региональных объединений, разграничению полномочий между уставными и отраслевыми органами.

Сотрудничество между промышленными предприятиями Беларуси и государств — участников СНГ на основе производственной кооперации осуществляется преимущественно путём создания совместных сборочных производств. Совместные с Беларусью сборочные производства функционируют в Азербайджане, Казахстане, России, Туркменистане.


Евразийский экономический союз

Договор об учреждении ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) был подписан 10 октября 2000 г. в г. Астана (Казахстан). Вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан). С 1 января 2012 г. на территории трёх стран — участниц Таможенного союза ЕврАзЭС (Беларусь, Россия и Казахстан) начало действовать Единое экономическое пространство, которое стало базой формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз).

Эмблема и флаги стран — участниц ЕАЭС

Эмблема и флаги стран — участниц ЕАЭС

Лидеры стран — членов ЕАЭС во время заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе. Май 2018 г.

Лидеры стран — членов ЕАЭС во время заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе. Май 2018 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Ереван (Армения). 1 октября 2019 г.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Ереван (Армения). 1 октября 2019 г.

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. Договор о формировании ЕАЭС Беларусь, Россия и Казахстан подписали 29 мая 2014 г. (вступил в силу 1.1.2015). Членами ЕАЭС стали: Армения (2.1.2015) и Кыргызстан (12.8.2015); статус государства-наблюдателя при ЕАЭС предоставлен Молдове (14.5.2018), Узбекистану и Кубе (11.12.2020), Ирану (26.12.2024).

Органами ЕАЭС являются: Высший Евразийский экономический совет (высший орган, состоит из глав государств-членов); Евразийский межправительственный совет (контролирующий орган ЕАЭС, состоит из глав правительств государств-членов); Евразийская экономическая комиссия (постоянно действующий регулирующий орган, состоит из Совета и Коллегии); Суд ЕАЭС (постоянно действующий судебный орган).

В Договоре о ЕАЭС достаточно чётко прописаны подходы по реализации четырёх ключевых основ евразийской интеграции — свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в результате чего у граждан Союза появилась возможность без виз и таможенного контроля пересекать границы государств Союза, без квот и разрешений свободно жить, учиться и работать в любой стране Союза, получать пенсии и бесплатную скорую неотложную медицинскую помощь. Предприниматели получили возможность выбирать для регистрации любое государство Союза, наиболее удобное для ведения бизнеса без дополнительных административных и бюрократических обременений. Отменён таможенный контроль на внутренних границах ЕАЭС и значительно унифицировано таможенное законодательство стран — участниц Союза.

ЕАЭС проводит единую торговую политику, согласно которой определены единые условия доступа товаров на таможенную территорию ЕАЭС, определён единый доступ производимых в ЕАЭС товаров на внешние рынки, осуществляется ведение единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и применяется единый свод ставок таможенных пошлин, определены случаи и условия предоставления тарифных льгот.

С 1 января 2018 г. вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса ЕАЭС, способствующая ускорению и упрощению таможенного оформления, снижению финансовой нагрузки на добросовестных участников внешнеторговой деятельности.

Конкретным шагом поступательного движения в деятельности ЕАЭС является принятие 6 декабря 2018 г. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС с акцентом на полное устранение барьеров, необходимость ускоренного создания единых рынков энергоресурсов, на развитие экономического сотрудничества в таких сферах, как спорт, туризм, здравоохранение, наука и образование в целях повышения благосостояния и качества жизни людей.

Во исполнение Декларации 11 декабря 2020 г. приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Документом определены 11 направлений и 332 меры и механизма по их реализации (предусматривается разработка и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о Союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС). Принят План по реализации Стратегических направлений 5 апреля 2021 г., который содержит конкретные мероприятия по выполнению мер и механизмов, сроки и результаты их исполнения, а также ответственных исполнителей.

25 декабря 2023 г. подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Документ содержит 6 направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование; формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития; формирование общего транспортно-логистического пространства; формирование общего финансового рынка; развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал; функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене. В 2025 г. будет разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации данной Декларации.

Беларусь в течение 2025 г. будет председательствовать в органах ЕАЭС — в Высшем Евразийском экономическом совете (ВЕЭС), Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. В целях реализации председательства Президент Республики Беларусь, Председатель ВЕЭС А. Г. Лукашенко выступил с Обращением к главам государств — членов Евразийского экономического союза. В рамках председательства запланировано проведение в г. Минск заседания Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского экономического форума, заседания Евразийского межправительственного совета, а также ряда других мероприятий.

Проект Евразийского экономического союза призван стать новым типом интеграции постсоветских государств, основанной на нерушимости их политического суверенитета, территориальной целостности, общности истории, языка, культуры, менталитета, равенстве партнёров и полностью исключающей давление и доминирование одной из сторон. Так как некоторые решения могут противоречить национальным интересам, каждая страна-участница при несогласии имеет возможность заблокировать неприемлемое для себя решение.


Союзное государство Беларуси и России

Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. 19 июня 2018 г.

Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. 19 июня 2018 г.

Открытие сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Минск, 17 июня 2019 г.

Открытие сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Минск, 17 июня 2019 г.

Начало интеграции Беларуси и России как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 г. подписанием Договора о создании Сообщества Беларуси и России. Позже были подписаны: 2 апреля 1997 г. Договор о Союзе Беларуси и России, 25 декабря 1998 г. — Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокол к нему. Итогом всей работы явилось подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства. Была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Высшим руководящим органом Союзного государства Беларуси и России является Высший Государственный Совет, в который входят главы государств, парламентов и правительств двух стран. В структуре Союзного государства Беларуси и России также работают Парламентское Собрание — представительный и законодательный орган, Совет Министров — исполнительный орган, Постоянный Комитет — рабочий орган Союзного государства, а также органы управления отраслевого и функционального характера.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства формируется его бюджет. Первый бюджет Союзного государства на 2000 год был сформирован в объёме 2 230 млн российских руб. За период функционирования Союзного государства он увеличивался и в 2025 г. составил 7 328 млн российских руб. Всего за 2000–2024 гг. в бюджете Союзного государства на решение общих проблем России и Беларуси было направлено более 50 млрд российских руб.

Выставка достижений в инновационной и научно-технической сфере, организованная в рамках IV Форума регионов Беларуси и России

Выставка достижений в инновационной и научно-технической сфере, организованная в рамках IV Форума регионов Беларуси и России

III Форум регионов Беларуси и России. В НАН Беларуси прошёл ряд мероприятий, в т. ч. работа секции «Российско-белорусское научное и научно-техническое сотрудничество». Июнь 2016 г.

III Форум регионов Беларуси и России. В НАН Беларуси прошёл ряд мероприятий, в т. ч. работа секции «Российско-белорусское научное и научно-техническое сотрудничество». Июнь 2016 г.

Сотрудничество двух стран осуществляется по многим направлениям. Экспорт товаров из Беларуси в Россию за период 2000–2021 гг. увеличился в 4,4 раза — с 3,7 до 16,4 млрд долларов США, общий объём импорта товаров Российской Федерацией вырос в 4,2 раза — с 5,6 до 23,7 млрд долларов США. При этом Россия традиционно остаётся основным внешнеторговым партнёром Беларуси, на долю которого приходится почти половина всей внешней торговли — 49,0 % в 2021 г. Необходимо уточнить, что с 2022 г. данные по внешней торговле в открытый доступ не поступают.

Республика Беларусь и Российская Федерация активно сотрудничают в инвестиционной сфере. В 2023 г. в реальный сектор экономики от России поступило инвестиций на сумму 3 451,6 млн долларов США — 59,8 % от всех поступивших в республику прямых иностранных инвестиций. Организации Беларуси направили в экономику России инвестиций в объёме 5 167,6 млн долларов США — 91,2 % от всех направленных инвестиций.

В Союзном государстве Беларуси и России активно развиваются кооперационные связи. Техника с использованием белорусских машинокомплектов собирается на АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод», АО «Череповецкий литейно-механический завод», ООО «Амкодор-Брянск», АО «Брянсксельмаш» и на других российских производствах. Шасси Минского автомобильного завода дооснащают российскими специализированными надстройками ряд предприятий из Российской Федерации. В их числе холдинг «Меркатор», АО «Подъёмные машины», ООО «МАЗ Центр Челябинск», АО «Мценский завод «Коммаш». Перечень объектов постоянно расширяется. Белорусские комплектующие активно используют такие флагманы российской промышленности, как «Ростсельмаш», «УАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ».

Высокий уровень взаимодействия осуществляется в сфере строительства. Белорусские строители возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов Российской Федерации, в т. ч. в ключевых регионах-партнёрах (Калужской, Курской, Воронежской, Брянской областях, г. Санкт-Петербург и др.). Востребован успешный опыт белорусских дорожных компаний в проектировании и строительстве автомобильных дорог в отдельных регионах России.

Важнейшей формой сотрудничества являются совместные экономические и научно-технические программы по созданию и развитию высокотехнологичных, наукоёмких производств и современных технологий, определяющих перспективы экономики, реализуемые в рамках Союзного государства. С 2000 г. реализовано более 60 научно-технических программ.

Существующая нормативная база в целом обеспечивает гражданам Беларуси и России равные права на получение образования. Сформирована безбарьерная среда для поступления в вузы двух стран, налажена система координации сроков проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Централизованного тестирования (ЦТ). Также обеспечено взаимное признание документов о получении образования и квалификаций, разработаны общие подходы к системе инклюзивного образования, организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, проведения стажировок, повышения квалификации педагогических работников и многое другое. С участием Союзного государства успешно работают филиал Российского государственного социального университета (РГСУ) в г. Минск, Минский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (РЭУ имени Г. В. Плеханова), Белорусско-Российский университет в г. Могилёв (БРУ).

В других сферах интеграционные процессы в рамках Союзного государства имеют также хорошие результаты. Так, граждане Беларуси в России и граждане России в Беларуси имеют равные права на имущество, медицинскую помощь. В 2009 г. создана единая региональная система ПВО. Интеграция в рамках Союзного государства содействует сохранению и развитию общего информационного пространства.

К настоящему времени договорно-правовая база белорусско-российского сотрудничества насчитывает около 300 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Дальнейшему развитию Союзного государства будут способствовать Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы, утверждённые Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г.

Союзное государство Беларуси и России является и останется локомотивом интеграционных процессов в регионе постсоветского пространства. Свидетельством признания эффективности деятельности Союзного государства Беларуси и России является то, что при формировании Евразийского экономического союза использовался опыт создания и развития Союзного государства.