Экономическое развитие

Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями

Дата создания: 26.03.2025 12:58:55

Дата изменения: 24.04.2025 12:13:01



Основными приоритетами внешней политики Республики Беларусь на международной арене являются: интеграция в мировое сообщество как равноправное, суверенное, независимое государство; активное взаимодействие с международными структурами и организациями; всестороннее содействие построению новых систем глобальной и европейской безопасности; участие в многостороннем международном сотрудничестве; сотрудничество в международных организациях, прежде всего, в системе ООН.

Республика Беларусь установила дипломатические отношения со 182 странами мира (на январь 2025 г.). Беларусь принимает активное участие в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), способствует укреплению мира и безопасности на региональном и общеевропейском уровне.

Республика Беларусь является полноправным членом более чем 50 международных организаций как универсальных (по характеру деятельности и членскому составу), так и специализированных, и региональных.

Сотрудничество национальных органов государственного управления с международными организациями осуществляется на основе постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2017 г. № 877 «О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями», в котором определены республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчинённые Правительству Республики Беларусь, ответственные за сотрудничество с международными организациями.

Международные организации, с которыми сотрудничает Республика Беларусь, можно разделить на 3 группы: международные организации; специализированные учреждения ООН, в т. ч. финансовые; региональные.

Республика Беларусь активно развивает многостороннее сотрудничество в рамках международных организаций (таблица 1).

Таблица 1. Международные организации, с которыми сотрудничает Республика Беларусь

Наименование организации

Год вступления

Организация Объединённых Наций (ООН)

1945 

Программа развития ООН (ПРООН)

1965 

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

1975 

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН)

1947 

Конференция ООН по разоружению

1996 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

1964 

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА)

1969 

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

1953 

Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР)

2011

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

1957 

Международная организация по миграции (МОМ)

2005 

Всемирная торговая организация (ВТО)

1993

статус наблюдателя

Всемирная таможенная организация

1993

Международная организация по сахару

1993 

Всемирная организация по охране здоровья животных

1994 

Международный совет по пшенице

1993

статус наблюдателя

Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД)

1993 

Международная организация по стандартизации (ИСО)

1993 

Международное бюро выставок

1951 

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)

1997 

Постоянная пaлата Третейского Суда

1962 

Межпарламентский союз (МПС)

1995 

Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ)

1996 

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

1951 

Движение неприсоединения (ДН)

1998 

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

1993 

Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)

1994

ООН — международная организация, основанная в 1945 г., штаб-квартира в Нью-Йорке (США). Создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

Основные направления деятельности: поддержание международного мира и безопасности; права человека; оказание гуманитарной помощи; содействие устойчивому развитию; международное право.

В структуру ООН входят 6 основных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный Суд ООН и Секретариат ООН. В рамках более широкой системы ООН работает ряд специализированных международных агентств, фондов и программ. В состав ООН входят 193 государства. Приём в члены ООН осуществляется по решению Генеральной Ассамблеи и по рекомендации Совета Безопасности.

Республика Беларусь является учредителем ООН. Белорусская делегация в числе других делегаций, представляющих первоначальных членов ООН, подписала в октябре 1945 г. в г. Сан-Франциско (штат Калифорния, США) Устав ООН.

Фотовыставка, посвящённая 60-летию членства Беларуси в Организации Объединённых Наций и участию в работе международных организаций, прошла в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. 30 декабря 2005 г.
Знаменитый белорусский теннисист Максим Мирный получил титул посла доброй воли Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Церемония подписания соглашения прошла в г. Светлогорске (Гомельская область). 15 ноября 2011 г.
Визит Генерального секретаря ООН Бутроса Гали в Республику Беларусь. 5 апреля 1994 г.
Визит Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Республику Беларусь. 28 сентября 2015 г.
Церемония подписания Рамочной программы ООН по технической помощи Беларуси в целях развития на 2016–2020 годы. Минск, 23 октября 2015 г.
Лесной образовательный экоцентр, созданный по проекту Программы развития ООН «Содействие переходу Республики Беларусь к “зелёной” экономике», в старинном парке «Горни» Лидского района (Гродненская область). Июль 2017 г.

В целях содействия достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) в Беларуси страновой командой ООН реализуется Рамочная программа ООН по сотрудничеству с Республикой Беларусь в области устойчивого развития на 20212025 годы.

Рамочная программа ООН по сотрудничеству в области устойчивого развития на 20212025 годы объединяет 20 агентств, из которых 7 находятся в Беларуси. Работа данных агентств сосредоточена на четырёх основных приоритетах: переход к «зелёной» экономике для обеспечения инклюзивного и устойчивого роста; ориентация на будущие поколения: подростки и молодёжь; цифровая трансформация и социальные инновации; гендерное равенство в обществе.

Участие в работе ООН и системы её органов и спецучреждений позволяет Республике Беларусь объединить усилия международного сообщества в решении глобальных проблем от сохранения мира и безопасности до устойчивого развития.

ПРООН — глобальная сеть в области развития, создана в 1965 г. Является важнейшим органом оперативной деятельности ООН по предоставлению финансовой, технической и иной помощи.

Встреча Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с заместителем Генерального секретаря ООН, администратором Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк. 25 апреля 2016 г.

Встреча Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с заместителем Генерального секретаря ООН, администратором Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк. 25 апреля 2016 г.

Администратор Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк во время визита в Беларусь номинировала трёхкратную чемпионку Олимпиады-2014 Дарью Домрачеву послом доброй воли ПРООН. 31 мая 2014 г.

Администратор Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк во время визита в Беларусь номинировала трёхкратную чемпионку Олимпиады-2014 Дарью Домрачеву послом доброй воли ПРООН. 31 мая 2014 г.

Основные направления деятельности: содействие в достижении странами ЦУР; ликвидация бедности; укрепление национальных институтов в области макроэкономического управления; защита окружающей среды; содействие занятости; улучшение положения женщин; борьба с распространением ВИЧ/СПИДа и др.

Высший орган ПРООН — Исполнительный совет. Текущие вопросы решаются в рамках аппарата Администратора. Программная и проектная деятельность осуществляется главным образом через страновые офисы. Во главе каждого офиса стоит Постоянный представитель ПРООН.

Сотрудничество Республики Беларусь и ПРООН началось в 1992 г. Мандат ПРООН в Беларуси определяется Соглашением между Правительством страны и ПРООН от 24 сентября 1992 г., которое обязывает ПРООН «поддерживать и дополнять усилия страны по решению важнейших проблем её экономического развития, содействовать социальному прогрессу и повышению уровня жизни населения».

Начиная с 2017 г. ПРООН оказывает содействие в формировании и обеспечении функционирования Национальной архитектуры управления процессом достижения ЦУР как ключевому механизму по достижению ЦУР.

Согласно Страновой программе ПРООН по Республике Беларусь на 2021–2025 годы, работа ведётся по следующим направлениям: развитие экономики на принципах «зелёного» и инклюзивного роста, внедрение мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, формирование эффективной цифровой экосистемы, расширение возможностей уязвимых групп населения для полноценного участия женщин в социально-экономической жизни.

В рамках реализации Страновой программы на 2021–2025 годы ПРООН оказала поддержку национальным партнёрам в разработке Национальной стратегии по циркулярной экономике до 2035 года, Долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития Республики Беларусь до 2050 года, Национального плана действий по адаптации к изменению климата до 2040 года, Национальных стратегических планов по ВИЧ и туберкулёзу на 2025–2030 годы, методологических подходов к расчёту Национального индекса многомерной бедности.

ЕЭК ООН  одна из пяти региональных экономических комиссий Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС); учреждена в 1947 г.; секретариат в г. Женеве (Швейцария).

Основные направления деятельности:

  • обеспечение потребителям гарантии безопасности и качества за счёт установления норм и стандартов;

  • защита и охрана окружающей среды посредством формирования региональной законодательной базы для борьбы с загрязнением и облегчения сотрудничества в профилактической работе и в вопросах ограничения причиняемого ущерба;

  • упрощение процедур международной торговли и её развитие за счёт расширения имеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами;

  • повышение роли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа к занятости;

  • техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЕЭК ООН.

Руководящим органом является сессия ЕЭК ООН, которая проходит один раз в 2 года. В ЕЭК ООН имеется 7 секторальных комитетов и Конференция европейских статистиков: Комитет по экологической политике, Комитет по внутреннему транспорту, Конференция европейских статистиков, Комитет по устойчивой энергетике, Комитет по торговле, Комитет по лесоматериалам, Комитет по жилищному хозяйству и землепользованию и Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции. В состав ЕЭК ООН входят 56 государств, включая страны Европы, США, Канаду, Турцию, Израиль, государства Средней Азии.

Беларусь — полноправный член ЕЭК ООН с момента её создания. Сотрудничество осуществлялось в течение всего периода деятельности комиссии. Общие вопросы деятельности ЕЭК ООН закреплены за Министерством иностранных дел, сотрудничество с секторальными комитетами комиссии — за профильными органами государственного управления.

Делегация Беларуси на регулярной основе участвует в ежегодном Региональном форуме по устойчивому развитию под эгидой ЕЭК ООН, в ходе которого рассматриваются вопросы осуществления ЦУР на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Беларусь является активным участником международных соглашений и конвенций, принятых в ЕЭК ООН, и обеспечивает выполнение взятых на себя обязательств.

Сотрудничество Беларуси с ЕЭК ООН направлено на содействие устранению барьеров в торговле, улучшение национальных статистических данных и обеспечение их международной сопоставимости, а также составление статистических показателей, которые позволяют отразить уровень реализации ЦУР на региональном и глобальном уровнях и др.

ЮНКТАД — постоянный межправительственный орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития, учреждённый в 1964 г., штаб-квартира в Женеве (Швейцария).

Главная цель деятельности — содействие интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитие посредством торговли и инвестиций.

Основные направления деятельности: проведение исследований и анализ политики; проведение межправительственных совещаний; осуществление технического сотрудничества и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Высший директивный орган — Конференция ЮНКТАД (проводится раз в 4 года). Исполнительный орган — Совет по торговле и развитию (на ежегодных сессиях рассматриваются результаты работы секретариата). В составе ЮНКТАД — 195 государств.

Республика Беларусь осуществляет сотрудничество с ЮНКТАД в сферах инвестиций, электронной торговли, политики в области конкуренции, стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.

В сентябре 2019 г. в ЮНКТАД сформирована неформальная группа стран — членов ЕАЭС (первая на площадке ООН), в состав которой входит Беларусь.

Членство в ЮНКТАД даёт возможность Республике Беларусь воспользоваться передовыми международными наработками, уникальной информационной базой ЮНКТАД, её аналитическими разработками, обменяться национальным опытом. Интерес для белорусского экспертного сообщества представляют ежегодные аналитические доклады ЮНКТАД.

ВТО — глобальная экономическая организация, занимающаяся вопросами многостороннего регулирования торговли товарами (тарифными и нетарифными мерами), интеллектуальной собственностью, услугами и др. Организация создана 1 января 1995 г., штаб-квартира в Женеве (Швейцария).

Полноправными членами организации являются 164 государства и таможенные территории, 25 стран имеют статус наблюдателя, 23 из них ведут переговоры о присоединении к ВТО на правах полноправного члена. Свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, среди них ООН, ЮНКТАД, ФАО, ВОЗ, МОТ, МВФ, МБРР, ВОИС, ОЭСР, ЕАСТ и др.

Основные направления деятельности: регулирование процесса торговли в рамках системы, основанной на определённых правилах; разрешение торговых споров между правительствами; организация торговых переговоров; мониторинг национальной торговой политики; техническая помощь и обучение для развивающихся стран; сотрудничество с иными международными организациями.

Руководящий орган ВТО — Конференция министров (созывается раз в 2 года); Генеральный совет и Секретариат ВТО.

Республика Беларусь ведёт переговоры по вступлению в ВТО с 1993 г., переговоры по присоединению ведутся по трём направлениям: приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО; доступ на рынок товаров и услуг; государственная поддержка сельского хозяйства.

В период 1997–2005 гг. проведено 7 заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси. После 2005 г. работа продолжилась в режиме неформальных консультаций в рамках созданной из 40 стран Рабочей группы (5 раундов консультаций Председателя Рабочей группы).

Беларусь после присоединения партнёров по ЕАЭС к ВТО де-факто с 2015 г. придерживается правил ВТО, так как эти правила, равно как и обязательства, легли в основу права ЕАЭС. Являясь членом ЕАЭС, Беларусь адаптировалась к обязательствам России и Казахстана перед ВТО (в республике применяется единый таможенный тариф ЕАЭС, в основу которого заложены обязательства России перед ВТО).

В 2016 г. Главой государства и Правительством приняты решения об активизации переговорного процесса по присоединению Беларуси к ВТО: обновлён состав Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО; сформирована переговорная делегация; назначен главный переговорщик.

С 2017 г. была возобновлена практика проведения заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (состоялось 5 заседаний Рабочей группы; в июле 2019 г. было проведено 12‑е заседание), а также полномасштабных раундов двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг. Обеспечен переход от Сводного отчёта к проекту Доклада Рабочей группы, т. е. к заключительной стадии переговорного процесса по присоединению к ВТО.

В 2017–2020 гг. состоялось 3 специальных заседания по государственной поддержке сельского хозяйства и несколько раундов неформальных консультаций.

В 2019–2020 гг. в рамках процесса вступления в ВТО был инициирован процесс признания Беларуси в качестве страны с рыночной экономикой, однако Министерство торговли США приняло решение о сохранении нерыночного статуса белорусской экономики. Подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынки с 21 членом ВТО.

В марте 2022 г. группа стран — членов ВТО выступила с заявлением, в котором сообщила о решении приостановить рассмотрение заявки Беларуси на вступление в организацию. 20 февраля 2024 г. из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2024 г. № 105 задача по присоединению страны в ВТО исключена из Программы деятельности Правительства на период до 2025 года.

Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура и внучка Марка Шагала Мерет Мейер-Грабер на открытии выставки «Пейзажи Марка Шагала» из личной коллекции его внучек Мерет и Беллы в Национальном художественном музее Беларуси. 10 июля 2002 г.

Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура и внучка Марка Шагала Мерет Мейер-Грабер на открытии выставки «Пейзажи Марка Шагала» из личной коллекции его внучек Мерет и Беллы в Национальном художественном музее Беларуси. 10 июля 2002 г.

27 февраля 2024 г. делегация Министерства иностранных дел Беларуси приняла участие в Министерской конференции ВТО в Абу-Даби (ОАЭ), в рамках которой были обсуждены проблемы и перспективы белорусского переговорного процесса.

В настоящее время Республика Беларусь имеет в ВТО статус наблюдателя, который позволяет участвовать в работе органов ВТО, взаимодействовать с её членами на площадке организации, а также пользоваться технической помощью ВТО.

В рамках вступления в ВТО страна делает ставку на системные вопросы в сфере международной торговли и потенциальные преимущества от вступления в международную организацию.

Республика Беларусь также активно сотрудничает со специализированными учреждениями ООН, включая финансовые международные организации (таблица 2).

Таблица 2. Специализированные учреждения ООН, включая финансовые международные организации, с которыми сотрудничает Республика Беларусь

Наименование организации

Год вступления

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

1954 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

1946, 1992 

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

1948 

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО)

2005 

Программа ООН по населённым пунктам (ООН-Хабитат)

2016

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

1967 

Международная организация труда (МОТ)

1954 

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

1985 

Всемирный почтовый союз (ВПС)

1947 

Международный союз электросвязи (МСЭ)

1947 

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

1993 

Международное агентство по возобновляемой энергии (IRENA)

2009

Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН)

1997

Международный валютный фонд (МВФ)

1992 

Группа Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

1992 

Международная финансовая корпорация (МФК)

1992 

Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)

1992 

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

1992 

Международная ассоциация развития (МАР)

не является членом

МОТ  специализированное учреждение ООН. Организация создана в 1919 г., штаб-квартира в Женеве (Швейцария).

Основные направления деятельности: разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем; принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением; помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем; защита прав человека (на труд, на свободу объединения, на коллективные переговоры, от принудительного труда, дискриминации и др.); проведение исследований и подготовка публикаций по социально-трудовым вопросам.

Высший орган МОТ — Международная конференция труда (МКТ; созывается не реже одного раза в год). Исполнительный орган — Административный совет, который руководит работой между сессиями МКТ и определяет порядок выполнения её решений. Функции секретариата МОТ выполняет Международное бюро труда.

Республика Беларусь является членом МОТ с 1954 г. и ратифицировала 51 её конвенцию, в т. ч. 8 основополагающих.

Республика Беларусь взаимодействует с МОТ по вопросам совершенствования ведения коллективных переговоров, разрешения трудовых споров и медиации. Головным органом по взаимодействию с МОТ является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Членство в МОТ даёт возможность Беларуси изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнёрство, совершенствовать и регулировать рынок труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, решению проблем занятости.

ЮНИДО — специализированное учреждение ООН, уставной целью которого является содействие государствам в сферах модернизации промышленного производства, экологически безопасного и устойчивого промышленного развития, внедрения новых технологий и их адаптации, подготовки кадров.

ЮНИДО была создана в 1966 г., специализированным учреждением ООН стала в 1985 г., штаб-квартира в г. Вене (Австрия).

Основные направления деятельности: достижение общественного благосостояния; развитие экономической конкурентоспособности; защита окружающей среды; укрепление знаний и институтов.

Деятельность ЮНИДО определяют 3 директивных органа: Генеральная конференция, Совет по промышленному развитию (СПР) и Комитет по программным и бюджетным вопросам.

Республика Беларусь является членом ЮНИДО с 17 июня 1985 г. Беларусь четырежды избиралась в состав Совета по промышленному развитию; в 2016–2017 гг. была членом Комитета по программным и бюджетным вопросам.

Разработанная по инициативе Беларуси и одобренная Генеральной конференцией в 2019 г. Стратегическая основа ЮНИДО для партнёрства со странами со средним уровнем дохода (GC.18/Res.9) направлена на учёт интересов этой самой значительной категории государств, к которым относится и большинство членов организации, повышение эффективности усилий организации в области инклюзивного и устойчивого промышленного развития.

10 декабря 2020 г. подписана рамочная программа сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИДО, в которой определены направления дальнейшего расширения взаимодействия и совместной работы Беларуси и ЮНИДО.

Совместно с ЮНИДО Беларусь реализует масштабные проекты в области промышленного развития, связанные с разработкой статистических показателей для анализа развития промышленности и внедрением экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий.

Благодаря сотрудничеству с ЮНИДО улучшена инфраструктура поддержки инновационной деятельности и трансфера технологий — создан Республиканский центр трансфера технологий и открыты его региональные отделения. Успешно завершены значимые совместные проекты по модернизации предприятий-производителей компонентов для автомобильного сектора, поддержке предприятий пищевой промышленности и по переработке продукции растениеводства.

Ярким актуальным примером результативного сотрудничества Беларуси с ЮНИДО является успешная реализация Национальным центром ресурсоэффективности и чистого производства с участием международных доноров и региональных партнёров проекта технической помощи «Экономика замкнутого цикла и новые возможности роста».

В настоящее время сотрудничество с ЮНИДО направлено на активизацию взаимодействия в рамках внедрения технологий Четвёртой промышленной революции, выработку механизмов поддержки со стороны ЮНИДО социально-экономического и инновационного развития белорусских регионов.

Одной из форм международной деятельности является взаимодействие с международными финансовыми организациями. В 1992 г. Республика Беларусь стала членом МВФ, МБРР и ЕБРР.

Всемирный банк — международная финансовая организация. Создана в 1945 г. (штаб-квартира в Вашингтоне, США) с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

Основные направления деятельности: финансирование проектов развития через предоставление займов, беспроцентных кредитов и грантов; распространение знаний и инноваций через опубликование докладов и рабочих документов с целью углубления понимания процессов мирового развития и др.

Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 189 стран — членов этой организации. Акционеры представлены Советом управляющих (как правило, министры финансов или развития стран) — высший орган, принимающий решения и определяющий политику Всемирного банка. Управляющие проводят свои совещания не чаще, чем раз в год, конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире банка. Президент Всемирного банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью банка. Президент избирается Советом управляющих на 5‑летний срок и может быть переизбран. Исполнительные директора образуют Совет директоров Всемирного банка.

Республика Беларусь является полноправным членом банка с 1992 г. Взаимодействие Беларуси со Всемирным банком осуществляется по двум ключевым направлениям: инвестиционное сотрудничество, предполагающее привлечение кредитных ресурсов Всемирного банка с целью финансирования значимых для страны инфраструктурных проектов, а также техническое сотрудничество (консультативная помощь), заключающееся в экспертной поддержке отдельных инициатив по совершенствованию различных сфер национальной экономики.

Консультативная помощь Всемирного банка заключается в поддержке экспертного потенциала Правительства Республики Беларусь по вопросам улучшения инвестиционного климата, совершенствования управления организациями с государственным участием, повышения устойчивости финансового сектора, развития рыночной конкуренции, укрепления социальной защиты и другим направлениям.

В 2018 г. была одобрена Рамочная стратегия партнёрства для Республики Беларусь на 2018–2022 годы, направленная на создание возможностей для роста частного сектора и повышение эффективности государственных инвестиций; поддержание высокого уровня человеческого капитала; усиление вклада инфраструктуры в управление изменением климата, экономический рост и развитие человеческого потенциала.

В марте 2022 г. Всемирный банк объявил об остановке всех своих программ в Беларуси в связи со специальной военной операцией в Украине.

МВФ — специализированное учреждение ООН, создан в 1945 г., штаб-квартира в Вашингтоне (округ Колумбия, США). Деятельность МВФ направлена на достижение устойчивого экономического роста и процветания всех стран-членов.

Основные направления деятельности: взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках ежегодного мониторинга и при подготовке программ экономической политики; предоставление при необходимости кредитных ресурсов; техническая экспертная помощь.

МВФ подотчётен правительствам государств-членов. На высшем уровне организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое государство-член представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего (как правило, руководители Центрального банка или Министерства финансов). Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка; 25 управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК), который даёт рекомендации Исполнительному совету МВФ.

Исполнительный совет в составе 25 членов, который представляет все государства-члены, наблюдает за текущей работой МВФ; деятельность Исполнительного совета осуществляется при поддержке персонала МВФ. Директор-распорядитель МВФ является руководителем персонала МВФ и председателем Исполнительного совета; его работе содействуют 4 заместителя директора-распорядителя.

Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 г. Управляющим МВФ от Республики Беларусь является Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь.

Сотрудничество с МВФ реализуется по трём основным направлениям: взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках ежегодного мониторинга и при подготовке программ экономической политики; предоставление при необходимости кредитных ресурсов; техническая экспертная помощь.

Беларусь за период членства в МВФ получила значительную техническую помощь по совершенствованию многих направлений экономической политики, включая вопросы повышения эффективности денежно-кредитной политики и налогово-бюджетной политики, банковского надзора, обеспечения финансовой стабильности и др.

В настоящее время Беларусь не реализует финансовые программы с МВФ, все ранее полученные кредиты погашены в полном объёме и в установленные сроки. Взаимодействие осуществляется в основном в рамках оказания технической и консультативной помощи и ежегодного мониторинга, проводимого МВФ.

МФК — крупнейший институт инвестирования, основан в 1956 г. (штаб-квартира в Вашингтоне, США); входит в группу Всемирного банка. По информации Всемирного банка, членами МФК являются 186 государств. МФК занимается поддержкой частного сектора развивающихся стран.

Основные направления деятельности:

содействие развитию частного сектора различными способами: инвестирование в компании посредством займов, инвестиций в акционерный капитал, долговых ценных бумаг и гарантий;

мобилизация капитала от других кредиторов и инвесторов посредством участия в займах, параллельных займов и других средств;

консультирование предприятий и правительств по вопросам поощрения частных инвестиций и улучшения инвестиционного климата.

Страны — члены МФК участвуют в управлении Корпорацией через своих представителей в руководящих органах — Совете управляющих и Совете директоров.

Высшим коллегиальным органом управления МФК является Совет управляющих, который состоит из представителей стран — членов Корпорации (более 100 представителей).

Ежегодно проводится общее собрание Совета управляющих. Также в случае необходимости могут быть созваны внеочередные собрания — как по инициативе Совета директоров МФК, так и членов Совета управляющих.

Совет управляющих делегирует значительную часть своих полномочий Совету директоров Корпорации, состоящему из 25 членов.

Председателем Совета директоров МФК является президент, избираемый на основании рекомендации председателя Совета управляющих. Президент МФК также является президентом Группы Всемирного банка.

Оперативное руководство стратегическими направлениями деятельности МФК осуществляет Исполнительный вице-президент.

Республика Беларусь одной из первых стран СНГ присоединилась в 1992 г. к Статьям соглашения о создании МФК.

Беларусь имеет многолетний конструктивный опыт взаимодействия с МФК, в рамках которого осуществлялось консультативное содействие Правительству Республики Беларусь по улучшению условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, совершенствованию регуляторной среды для бизнеса, поддержке и созданию условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, созданию электронного реестра административных процедур для бизнеса, а также по улучшению доступа к финансированию для белорусских компаний путём совершенствования системы обеспеченных сделок. В период с 2019 по 2022 г. МФК заключила 4 соглашения, направленных на оказание консультативной поддержки органам государственного управления Беларуси.

Республика Беларусь взаимодействует также с рядом региональных организаций (таблица 3).

Таблица 3. Региональные организации, с которыми сотрудничает Республика Беларусь

Наименование организации

Год вступления

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

1992 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

1992 

Совет евроатлантического партнёрства (СЕАП)

1997 

Европейская Энергетическая Хартия (ЕЭХ)

1991 

Центрально-Европейская Инициатива (ЦЕИ)

1996 

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)

2005

статус наблюдателя

Cовет государств Балтийского моря (СГБМ)

2009

статус наблюдателя

Северное измерение (СИ)

2015

статус наблюдателя

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

не является членом

Межпарламентская ассамблея Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (МПА АСЕАН)

2011

статус наблюдателя

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

2024

БРИКС

2024

статус партнёра по диалогу

АСЕАН — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация. Входят 10 стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН создана 8 августа 1967 г. в г. Бангкок (Таиланд) с подписанием Декларации АСЕАН (Бангкокской декларации) странами- основателями: Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом. К АСЕАН присоединились: Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаосская Народно-Демократическая Республика и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.).

Статус наблюдателя имеют Папуа — Новая Гвинея и Восточный Тимор.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

В г. Джакарта (Индонезия) действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарём.

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство назначило своего постпреда в ранге посла.

Председатель АСЕАН сменяется ежегодно на ротационной основе.

Республика Беларусь не является членом АСЕАН, однако заинтересована в развитии контактов с АСЕАН в областях, представляющих взаимный интерес. На государственном уровне подчёркивается открытость Беларуси к сотрудничеству в таких сферах, как промышленность и продовольственная безопасность, наука и образование, а также потенциал расширения торгово-экономических, межпарламентских, гуманитарных и иных связей с АСЕАН и её государствами-членами.

МПА АСЕАН. Межпарламентская ассамблея Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (МПА АСЕАН) создана в 1977 г. В настоящее время членами АСЕАН являются 10 государств: Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Основные задачи МПА АСЕАН — продвижение принципов прав человека, демократии, мира, безопасности и процветания АСЕАН, развитие общей идентичности и чувства принадлежности среди народов АСЕАН для достижения общей судьбы, целей и ценностей.

Высший орган МПА АСЕАН — Генеральная ассамблея, которая созывается один раз в год для определения направлений политики развития организации. Место её проведения чередуется между парламентами-членами в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Председательствующий в национальном парламенте государства-члена, в котором будет проводиться Генассамблея, является Председателем МПА АСЕАН и Председателем Ассамблеи.

МПА АСЕАН имеет 23 наблюдателя. Парламент Беларуси получил статус наблюдателя в сентябре 2011 г. в г. Пномпень (Королевство Камбоджа) на 32‑й Генеральной ассамблее МПА АСЕАН. Это открыло для нашей страны площадку для постоянного диалога со странами — членами организации по экономическим, политическим, социальным и гуманитарным вопросам. Белорусские парламентарии регулярно участвуют в мероприятиях по линии МПА АСЕАН, в т. ч. в ежегодной Генеральной ассамблее МПА АСЕАН.

ШОС — международная организация, основанная в 2001 г. (штаб-квартира в г. Пекине, Китай) лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Базовый уставной документ ШОС — Хартия, принята 7 июня 2002 г., вступила в силу 19 сентября 2003 г.

На январь 2025 г. государствами — членами ШОС являлись 10 стран: Индия, Иран, Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Пакистан, Республика Беларусь, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан.

Статус государства-наблюдателя при ШОС имеют 2 страны — Исламская Республика Афганистан и Монголия.

В статусе партнёров ШОС по диалогу находятся 14 стран: Азербайджан, Армения, Бахрейн, Египет, Камбоджа, Катар, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Шри-Ланка.

Республика Беларусь участвует в ШОС с 2010 г. в статусе партнёра по диалогу, с 2015 г. — в статусе наблюдателя, с 2024 г. — в статусе полноправного члена.

Официальными языками ШОС являются русский и китайский.

Основные направления деятельности:

  • укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами;

  • содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и др.;

  • совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). На ежегодных саммитах принимаются решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств (премьер-министров) государств — членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств — членов ШОС (СНК).

Таким образом, учреждены 29 уставных органов ШОС, включая Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов, а также свыше 40 рабочих механизмов взаимодействия в различных сферах.

Организация имеет 2 постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в г. Ташкенте (Узбекистан). Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом глав государств сроком на 3 года.

Учреждены неправительственные структуры: Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение, Молодёжный совет ШОС, Форум ШОС. Утверждены эмблема, флаг и гимн ШОС.

16 сентября 2022 г. в рамках заседания Совета глав государств ШОС в г. Самарканде (Узбекистан) подписано Решение о начале процедуры вступления Республики Беларусь в члены организации.

4 июля 2023 г. подписан Меморандум об обязательствах Республики Беларусь в целях получения статуса государства-члена ШОС.

4 июля 2024 г. на саммите в г. Астане (Казахстан) процедура вступления была завершена, и Беларусь стала десятым по счёту полноправным членом «семьи ШОС».

В июне 2016 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко впервые принял участие в заседании Совета глав государств — членов ШОС в Ташкенте в качестве лидера страны-наблюдателя. Глава государства также участвовал в саммитах ШОС в Астане (2017 г., 2024 г.), Циндао (Китай, 2018 г.), Бишкеке (Кыргызстан, 2019 г.), Душанбе (Таджикистан, 2021 г.), Самарканде (2022 г.), Нью-Дели онлайн-формат (Индия, 2023 г.).

В ходе выступлений на саммитах Главой государства было акцентировано внимание на потенциале организации в области стимулирования торгово-экономического сотрудничества посредством промышленной и технологической кооперации, цифровой трансформации, искусственного интеллекта; «зелёной» экономики и др. Беларусь заинтересована в развитии общего транспортного пространства ШОС, международных автомобильных перевозок, а также в скоординированном развитии автомобильных дорог, железнодорожных перевозок.

Беларусь рассматривает ШОС в качестве важной международной площадки для отработки конкретных механизмов развития сотрудничества в сфере противодействия угрозам терроризма, экстремизма, организованной преступности и выступает за укрепление экономического измерения ШОС в качестве важнейшего фактора стабильности в евразийском регионе.

Республика Беларусь принимает активное участие во всех основных измерениях деятельности ШОС: политико-дипломатическом, торгово-экономическом и культурно-гуманитарном.

В 2025 г. Президент Республики Беларусь одобрил проект Стратегии участия Беларуси в ШОС, где определены концептуальные направления деятельности, цели и задачи участия Беларуси в ШОС и механизмы их реализации на ближайшую и среднесрочную перспективы.

БРИКС — межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. Объединение БРИКС образовано в июне 2006 г.

Взаимодействие между членами БРИКС осуществляется на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права.

Целями объединения являются коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счёт активного сотрудничества друг с другом.

Особенностью БРИКС является неформальный характер объединения государств. У него нет строгой структуры, штаб-квартиры, секретариата, устава и других официально установленных норм. Председательство в БРИКС осуществляется страной-участницей в течение календарного года на ротационной основе, которая организует саммит и обеспечивает координацию всей текущей деятельности.

Все решения принимаются консенсусом. Ежегодно проходит более сотни встреч, из которых порядка 20 — министерского уровня. Развивается взаимодействие по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества. В целях координации текущей работы объединения функционирует институт национальных шерп/су-шерп.

В основе работы БРИКС лежат Планы действий по сотрудничеству в разных сферах, принимаемые на ежегодных саммитах с 2010 г.

5 ноября 2024 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал письмо в адрес Президента Российской Федерации В. В. Путина о готовности страны подключиться к БРИКС в качестве партнёра.

Официальный ответ на письменное приглашение является обязательным элементом согласованной государствами-членами процедуры получения партнёрского статуса. Именно с этого момента страна официально считается партнёром БРИКС. Беларусь официально стала страной —партнёром БРИКС 11 ноября 2024 г.

Беларусь подтвердила своё соответствие необходимым стандартам и критериям и согласилась следовать в русле руководящих принципов модели стран — партнёров БРИКС.

Статус страны-партнёра, помимо прочего, предусматривает участие на постоянной основе в специальных сессиях саммитов и встреч министров иностранных дел БРИКС. Также возможно приглашение партнёров на другие мероприятия министерского уровня, в частности по тематике торговли, встречи представителей по национальной безопасности и форум парламентариев. Партнёры могут присоединяться к итоговым документам БРИКС, расширяя тем самым их географический охват и продвигая национальные интересы на международном уровне.

В январе 2025 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко одобрил проект Стратегии действий по реализации внешней политики Республики Беларусь в рамках участия в деятельности БРИКС, где определены приоритетные направления взаимодействия Беларуси с государствами-членами и государствами-партнёрами Объединения.