Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Управление в АПК
Дата создания: 26.04.2024 13:51:36
Дата изменения: 02.05.2024 10:33:57
Основной удельный вес в общем количестве субъектов хозяйствования АПК Республики Беларусь занимают предприятия сельского хозяйства, которые представлены двумя большими секторами — крупнотоварным и мелкотоварным. Крупнотоварный сектор представлен сельскохозяйственными организациями (СХО), средний размер которых в настоящее время составляет более 5 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Управление в СХО довольно сложное: они имеют различную организационно-правовую форму; практически все СХО являются подведомственными организациями, в т. ч. государственных органов управления. Мелкотоварный сектор включает в основном крестьянские (фермерские) хозяйства [К(Ф)Х] и личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). К(Ф)Х и ЛПХ не имеют ведомственной подчинённости и управляются единолично их владельцами.
Организация управления государственными предприятиями, а также организациями с государственной долей собственности строится по уровням согласно собственности республиканской и коммунальной (областной и районной). Полномочия по управлению предприятиями республиканской собственности делегированы Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Минсельхозпроду) и Белорусскому государственному концерну пищевой промышленности «Белгоспищепром», который в 2000 г. был выведен из состава Минсельхозпрода и подчинён Совету Министров Республики Беларусь.
Облисполкомы и Минский горисполком осуществляют управление подведомственными организациями через свои подразделения — комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов. Управление предприятиями, находящимися в ведении района, осуществляется райисполкомами, имеющими в своём составе управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия.
Одним из наиболее актуальных вопросов совершенствования управления в АПК в настоящее время является разграничение функций государственного и хозяйственного управления подведомственными предприятиями со стороны государственных органов управления, исключение несвойственных им, а также дублирующих функций.
Органы государственного управления в АПК в настоящее время выполняют значительный объём регулирующих функций: распределение средств государственной поддержки и контроль за их целевым использованием; организация закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; обоснование стратегии развития и формирование целевых производственных программ; прогнозирование и координация экономических механизмов развития отраслей АПК; регулирование продовольственных рынков; организация аграрного образования и подготовка кадров; реализация единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координация работ по созданию новой техники; организация научного обеспечения отрасли и внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса.