Агропромышленный комплекс
- Сельское хозяйство и продовольственный сектор
- Государственная агропромышленная политика
- Основные сферы АПК
- Организационно-экономические преобразования сельскохозяйственных организаций
- Малые формы хозяйствования
- Пищевая и перерабатывающая промышленность
- Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства
- Государственная поддержка АПК
- Кооперативно-интеграционное взаимодействие в АПК
- Управление в АПК
- Социальная политика на селе. Развитие сельских территорий
- Инновационное развитие АПК
- Кадровый потенциал АПК
- Внешняя торговля Республики Беларусь сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
- Продовольственная безопасность
- Обеспечение качества сельскохозяйственной продукции
Кадровый потенциал АПК
Дата создания: 30.04.2024 14:53:18
Дата изменения: 30.04.2024 15:08:43
Система аграрного образования Республики Беларусь включает 4 учреждения высшего образования (Белорусский государственный аграрный технический университет, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Гродненский государственный аграрный университет, Витебская государственная академия ветеринарной медицины), а также 27 колледжей, которые осуществляют подготовку специалистов по 32 специальностям с высшим и 25 — со средним специальным образованием. В соответствии с запросами отрасли открываются новые специальности, этим самым подготовка кадров адаптируется к потребностям аграрного производства. Учреждения аграрного образования в полной мере обеспечивают потребность в специалистах и рабочих для сельскохозяйственной отрасли.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси принят и реализуется комплекс мер, обеспечивающих переход на модель практико-ориентированной подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего специального образования.
Трёхуровневая модель практико-ориентированной подготовки специалистов предполагает отработку практических навыков будущих специалистов в 3 этапа:
1‑й этап — учебная практика в учебных и учебно-опытных хозяйствах учреждений образования (на 1–2‑м курсах);
2‑й этап — производственная практика в базовых высокоэффективных сельскохозяйственных организациях (на 4–5‑м курсах);
3‑й этап — преддипломная практика в организациях по месту распределения выпускников с выполнением дипломных проектов и работ с учётом реальных проблем данной сельскохозяйственной организации, что позволит сократить адаптационный период будущих специалистов (на выпускном курсе).
Широкое распространение и внедрение компьютерных технологий в сельскохозяйственном производстве позволяет организациям соответствовать общемировым тенденциям, в которых информационно-технологическому аспекту ведения сельского хозяйства уделяется значительное внимание. В учреждениях образования внедряются современные информационные компьютерные технологии, большая роль отводится разработке виртуальных программ, позволяющих в реальных производственных условиях в электронном виде моделировать современные технологические процессы.
Ключевым аспектом формирования конкурентоспособного специалиста АПК является его непрерывное образование, постоянное обновление знаний и навыков. Минсельхозпродом создана система непрерывного профессионального образования кадров АПК, которая обеспечивает возможность получения дополнительного профессионального образования работниками отрасли путём подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Особое внимание уделяется подготовке резерва руководителей сельскохозяйственных организаций. Приоритетным направлением обучения является формирование у них практических навыков управления производством, прохождение стажировок в лучших сельскохозяйственных организациях республики, научно-практических центрах НАН Беларуси, а также за рубежом.
Актуальной задачей для АПК Республики Беларусь является оптимизация численности трудовых ресурсов на основе критерия эффективности их использования. Отраслевая структура занятости сельского населения Беларуси постоянно меняется, имея устойчивую тенденцию сокращения абсолютной и относительной численности занятых в сельском хозяйстве.
В последние годы наблюдается положительная тенденция динамики и структуры спроса рабочей силы в уровне образования работников сельского хозяйства в целом по отрасли, растёт доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование в т. ч. среди руководителей и специалистов.
Рыночные отношения обусловили появление на рынке труда интегрированных работников нового типа, что и предопределяет переход на новую профессионально-квалификационную структуру (менеджеры, предприниматели, рабочие-универсалы сложного труда). Новая структура кадров позволяет гибко реагировать на требования научно-технического прогресса, повышает профессиональную мобильность работников, их конкурентоспособность. Сбалансированный рынок аграрного труда может быть сформирован только в условиях конкуренции, когда работодатели будут стремиться к оптимизации состава и численности работников.
Важное значение для оценки развития сельского хозяйства имеет показатель нагрузки сельскохозяйственных угодий на одного работника в разрезе категорий занятых. За последние 5 лет он увеличился для всех категорий работников в 1,1–1,2 раза, что свидетельствует об интенсификации производства и труда (таблица 24).
Показатель |
Год |
Приходится сельскохозяйственных угодий на одного работника, га |
|||
2015 |
2020 |
||||
2015 |
2020 |
2020 к 2015, % |
|||
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел. |
215,7 |
178,1 |
26,7 |
32,1 |
120,2 |
в т. ч. рабочие |
175,5 |
143,2 |
32,9 |
39,9 |
121,3 |
служащие |
40,2 |
34,9 |
143,5 |
164 |
114,3 |
из них: руководители |
12,4 |
10,9 |
463,2 |
526,5 |
113,7 |
специалисты |
26,6 |
23,3 |
216,9 |
246 |
113,4 |
Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га |
5 769,2 |
5 722,1 |
— |
— |
— |
Модернизация сельскохозяйственного производства обеспечила рост производительности труда работников. За 2010–2020 гг. показатель производства основных видов сельскохозяйственной продукции на одного среднегодового работника вырос: по зерну — в 1,7 раза, сахарной свекле — в 1,5 раза, молоку — в 1,8 раза (таблица 25).
Год |
Вид продукции |
||||
зерно |
картофель |
сахарная свекла |
молоко |
мясо в живом весе |
|
2010 |
187,3 |
26,4 |
122,9 |
180,5 |
23,4 |
2015 |
297,5 |
28,6 |
132,7 |
241,9 |
28,7 |
2020 |
316,6 |
16,9 |
183,9 |
327,1 |
15,5 |
2020
к 2010, раз |
1,7 |
0,6 |
1,5 |
1,8 |
0,7 |
Рост выработки на одного среднегодового работника происходил на фоне снижения трудоёмкости производимой продукции (таблица 26). За 10 лет прямые затраты труда на 1 ц продукции сократились в 2 и более раз. Это свидетельствует об интенсификации производства, его механизации и автоматизации, углублении специализации.
Год |
Вид продукции |
Прирост КРС |
Привес свиней |
|||
зерно |
картофель |
сахарная свекла |
молоко |
|||
2010 |
0,82 |
1,48 |
0,17 |
3,24 |
19,77 |
9,86 |
2015 |
0,54 |
1,03 |
0,13 |
2,52 |
16,37 |
6,35 |
2020 |
0,47 |
0,85 |
0,07 |
1,91 |
13,66 |
4,85 |
2020 в % к 2010 |
57,3 |
57,4 |
41,2 |
58,9 |
69,1 |
49,2 |
Динамика фактических данных о применении труда в сельском хозяйстве свидетельствует о снижении за 2010–2020 гг. его совокупных затрат, выраженных в человеко-часах, на 36 %, что в значительной мере обусловлено интенсификацией и автоматизацией работ и производства.
Проведённая модернизация и реконструкция, а также строительство новых молочно-товарных ферм (комплексов) позволили перевести производство продукции животноводства на интенсивные технологии и значительно увеличить производительность труда работников. С учётом новых технологий и оборудования нормы обслуживания одним исполнителем увеличились более чем в 2 раза.
Решение проблем занятости и кадрового обеспечения аграрной отрасли носит многовекторный характер, осуществляется в комплексе, поэтапно, с учётом складывающихся тенденций на аграрном рынке и реальных потребностей аграрной экономики.